Взаимодействие с педагогами
консультация

Габсалямова Елена Валерьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 «Колокольчик»

Консультация

«Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Провела: Е.В. Габсалямова,

воспитатель

                                               

г. Сургут, 2020

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования.

Формы общения педагога с родителями

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются неколлективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер.

Повестка дня собрания должна быть разнообразной можно включать выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога, медсестры, а также родителей. На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.

Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование, беседы). Важно продумать месторасположение гостей.

Наряду с разработкой содержания материала следует подобрать методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. К методам активизации относятся анализ педагогических ситуаций, проигрывание проблемных задач, вопросы, приведение примеров, просмотр видеороликов, использование шуток, игр, юмористических ситуаций.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.

Индивидуальные формы

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.

Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Например, педагога беспокоит агрессивность ребенка или его непослушание, гиперреактивность, плохой аппетит.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультации близки к беседам. Основная разница в проведении этих форм заключается в том, что педагог стремится дать квалифицированный совет научить чему-либо. Их могут проводить врач, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, логопед. На консультации родителям сообщаются психолого-педагогические знания, формируются умения, позиция родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос.

На консультации можно конкретизировать вопрос, который рассматривался на собрании. Есть и консультации – практикумы, где родители приобретают практические знания и умения, например, как провести новогодний праздник в семье, провести зарядку с ребенком, подготовить руку к письму и др.

Наглядно-информационные

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др., например, «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».

Нетрадиционные формы общения педагога с родителями

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные (они представлены в таблице).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад?

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсивная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?».  Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах».  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Где? Как? Чем? Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» – «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»).  Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...». Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» Или: «Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста», или: «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний» и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.

Можно предложить выбрать родителям тему из близкой им области знаний и подготовить занятие вместе со своим ребенком, при этом объяснить, чтобы это был не рассказ, а конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно поучаствовали бы другие дети. Роль педагога часто бывает привлекательна для родителей, и они охотно включаются в воспитательно-образовательный процесс.

Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков -такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.

Игры для проведения родительских собраний

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что, Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

«Комплименты».

Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Волшебные очки».

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Упражнение «Настроение».

Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.

Игра «Подарок по кругу»

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.

«Волшебный стул».

 Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Игра «Попадания».

С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах с родителями обыгрывается все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко познакомить с различными видами игр и предложить поиграть в эти игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».

Если тема собрания - развитие моторики. Родители играют с пластилином, с крупами, с тестом. Провести обучение родителей пальчиковой гимнастике предложить рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием речи. Предложить различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу».

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на само регуляцию, на снижение психоэмоционального напряжения.

«Создание рисунка по кругу».

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и элементы тренинга. Например,

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается протранжиривать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

В середине каждого мероприятия используем разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 «Колокольчик»

Семинар – практикум

«Использование технологий «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Провела:

Габсалямова Е.В.,

воспитатель

                                               

г. Сургут, 2019

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это современная технология, используемая педагогами в работе с дошкольниками.

«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах.

   Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).

     Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Организация «Утреннего круга»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Задачи:

1. Создание эмоционального настроя на весь день.

2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние).

3. Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи).

Структура «Утреннего круга»

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».

2. «Новости дня»: обмен информацией.

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

4. Игра по теме периода.

5. Планирование или календарь дел.

Пример проведения «Утреннего круга»

   Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.

    Дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д.)

  1. Игра-приветствие, как правило, проходит в кругу (сидя или стоя).
  2. «Новости дня»: обмен информацией.
  3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
  4. Игра по теме периода.
  5. Планирование или календарь дел.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.

«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Организация «Вечернего круга»

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, подвести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Пример проведения «Вечернего круга».

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошел конфликт, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 «Колокольчик»

Мастер-класс

«Использование игр на липучках для развития детей с интеллектуальными нарушениями»

                     Провела: Габсалямова Е.В.,

воспитатель

                   

г. Сургут, 2021

Цель:

-повышение профессионального мастерства педагогов через обмен опытом, путем показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Задачи:

- познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению и использованию развивающих игр на липучках в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями;

- совершенствовать умения участников мастер-класса изготавливать игры на липучках с опорой на алгоритм;

- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.

Оборудование: картинки для игры, ножницы. клей-пистолет, текстильная лента «липучка», интерактивная доска.

Ход мастер-класса:

1.Вводная часть.

Приветствие.

2. Организационный момент.

Педагог-мастер: игра «Назови увлечение». Участники встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и увлечение. 

3. Основная часть. Презентация опыта.

Педагог – мастер: - Вы рассказали мне про свои увлечения, спасибо! Предлагаю устроиться поудобнее, а сейчас я расскажу про свое увлечение.

- Сегодня на мастер-классе, я хотела бы представить вашему вниманию развивающие игры на липучках для детей дошкольного возраста.

Что такое развивающие игры на липучках?

     Все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и интересными, что очень важно для дошкольников.

Одна из таких видов игр – это игры на липучках. В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек «велькро». Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.  

Цель данных пособий: создание условий для развития любознательности и познавательной активности детей.

Постановка проблемной ситуации.

Педагог – мастер: Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие преимущества имеет игра на липучках?

Педагоги дискутируют по данной проблеме, в конце обсуждения подводится итог:

Для детей дошкольного возраста такие игрушки имеют много преимуществ. Среди них   можно выделить следующие:

- Соединять изображения друг с другом достаточно легко, поэтому у ребенка не возникнет сложностей с этим.

- Благодаря этой игре, получение новых знаний. Каждая развивающая игра на липучках имеет свою тематику.

- Долгосрочность, картинку можно легко отклеивать, а потом снова приклеивать. Такой игрушки хватает на долгое время.

- Яркость и эстетичность деталей. К тому же в процессе он может изучать новые цвета.

- Использование в работе с детьми раннего возраста.

Развивающие игрушки на липучках могут стать любимым занятием для детей дошкольного возраста: это интересно, полезно и увлекательно.

Данную игру можно использовать в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения при реализации сразу нескольких образовательных областей.

В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», игра на липучках позволяет развивать чувство композиции, чувство прекрасного: вкус, стиль, воображение, Данная игра также отлично развивает мелкую моторику пальцев рук и аккуратность, тренирует усидчивость и концентрацию внимания.

В образовательной области «Познавательное развитие», игры на липучках способствуют формированию целостной картины мира, расширяют кругозор.

Кроме этого, с помощью игр на липучках возможно решать задачи образовательной области «Речевого развития», игры способствуют расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.

Игры, изготовленные в предложенной технике можно использовать во всех видах деятельности при построении воспитательно - образовательного процесса.

 4. Практическая часть мастер-класса.

Педагог – мастер: Сейчас мы с вами вместе сделаем развивающую игру на липучках «Чей домик».

Необходимые материалы и инструменты: 

1. картинки для игры,

2. ножницы,

3. клей-пистолет,

4. текстильная лента «липучка».

1.Заранее   готовим, распечатываем   выбранные   картинки   для игры.

Для изготовления нашей игры я взяла картинки животных и их жилищ.

Кладем нашу заготовку с изображением в лист для ламинирования и ламинируем его.

Далее, вырезаем картинки животных и готовим их «домики». Разрезаем текстильную ленту на квадратики. Они должны получиться не слишком маленькие, так как в противном случае будут отклеиваться от картинок-карточек.

С помощью клеевого пистолета приклеиваем наши «липучки» к карточкам с животных.

После чего приклеиваем наши карточки к домикам.

Итак, у нас получилась игра «Чей домик».

Цель данной игры: углублять и расширять знания о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его.

5. Рефлексия.

    Вывод: Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, всего того, что в нем заложено, вывод ребенка на творческое, поисковое поведение. Ребенку в игре предлагается пища для размышления, предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Таким образом, в игровой форме можно научить ребенка выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности.

Педагог – мастер: Спасибо, что вы активно участвовали в работе мастер-класса! Надеюсь, что сегодня вы взяли для себя что-то полезное для своей педагогической практики, то прикрепите к серединке цветка розовый лепесток, а если встреча была бесполезной для вас, прикрепите синий лепесток.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей

 Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...