«Сказка как метод формирования гражданственности у младших дошкольников»
проект (младшая группа)

Кудашкина Наталья Александровна

Основным направлением воспитания гражданственности в ДОУ является создание сферы деятельности, в которой происходит эмоциональное сближение детей на основе традиций народной педагогики, когда у детей формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с другими людьми. Одним из самых эффективных средств патриотического воспитания детей в этом смысле является ознакомление детей со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir_kudashkinana_itog.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказка как метод формирования гражданственности

у младших дошкольников»

Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Недаром в законе РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

И ФГОС ДО, который на сегодня является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на решение нескольких задач. Одна из которых - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Методологической основой патриотического воспитания в условиях реализации модернизации в сфере дошкольного образования является гуманистическая теория развития, признающая ценность ребенка как уникальной личности. Г.Н. Волков считает, что формирование начал гражданственности детей обнаруживается во взгляде на это формирование не как на частный вариант общего развития личности, а как на высший смысл педагогической деятельности, видящей мир ребенка изнутри патриотического пространства. Это создает у детей более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Совокупность разнообразных предпосылок гражданственности явилась источником для реализации возможностей существенного обогащения и обновления теории и методики патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством разработки и применения концепции формирования начал патриотического сознания детей.

Особый интерес представляют исследования, в которых приобщение ребенка к системе патриотических ценностей происходит в процессе освоения им представлений о мире и о месте человека в нем. Это положение подчеркивается в работах Н.В. Алешиной, М.Д. Маханевой, Е.Ю. Александрова.

Осмысление основ воспитания гражданственности дошкольников позволяет формулировать его особенности, которые заключаются в обретении детьми нравственно ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в ближайшем социальном окружении, обращение детей к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-личностного) самосознания и нравственного самоопределения, становления патриотической позиции и патриотического поведения. И.С. Матюшевская указывает, что, учитывая современные подходы к проблемам дошкольного образования, основной целью воспитания гражданственности признается формирование патриотического самосознания у ребенка, содействие обретению им духовного опыта, основанного на традициях отечественной духовной культуры.

В настоящее время воспитание гражданственности рассматривается в рамках концепции модернизации системы образования. В ней важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, толерантности. При этом подчеркивается исключительная значимость семьи в решении задач патриотического воспитания и социализации подрастающего поколения.

Основным направлением воспитания гражданственности является создание сферы деятельности, в которой происходит эмоциональное сближение детей на основе традиций народной педагогики, когда у детей формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Одним из самых эффективных средств патриотического воспитания детей в этом смысле является ознакомление детей со сказками.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, активизации патриотических чувств. Благодаря народной сказке удается создать сферу совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, что занимает особо важное место как обеспечение благоприятных условий патриотического воспитания детей.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в эталоны общения, которыми регулируются желания и поступки ребенка. При этом процесс познания через сказку происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей духовной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно полезной для развития коммуникативных навыков младших  дошкольников. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка создает богатые возможности для подключения образного мышления слушателя к волшебному плану. При этом активизируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные, моторные механизмы.

Существует много различных программ по ознакомлению детей с художественной литературой, которые решают задачи развития речи, а задача формирования гражданственности, нравственных качеств у детей почти не решаются. Такое узкое использование произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать, почувствовать и правильно оценить их моральную сущность.

Кроме того нет системы работы по эффективному использованию русских народных сказок в формировании духовно-нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в духовно-нравственном воспитании, воспитании гражданственности детей.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями сказки в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной разработкой способов формирования гражданственности  у детей в процессе ознакомления со  сказкой.

Из этого следует, что необходимо создать собственную систему работы, направленную на развитие гражданственности младших дошкольников посредством использования  сказок.

   Цель:  повысить эффективность работы в ДОУ по формированию гражданственности детей младшего дошкольного возраста с использованием сказки.

Задачи исследования:

1) произвести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) разработать комплекс мероприятий по воспитанию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками;

3) сформулировать методические рекомендации для педагогов по организации работы по воспитанию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста.

4) организовать и провести практическую работу по формированию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагог-психолог.

     Гипотеза исследования: гражданственность как нравственное качество личности детей младшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если процесс воспитания будет реализовываться посредством сказок.

Методы исследования: анализ литературы, диагностические методики (В.С. Мухина),  наблюдение, анкетирование.

Для реализации проекта используются следующие методы:

- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; викторины.

- словесные: чтение произведений, рассказывание сказок; разговор, беседа; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов.

- практические: творческие занятия; иллюстрирование произведений; театрализованная деятельность; работа в книжном уголке; экскурсии.

- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематические выставки.

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

- созданы необходимые условия предметно-развивающей среды для знакомства детей со сказками;

- приобщение детей младшего дошкольного возраста к сказкам, как источнику народной мудрости, нравственных ценностей, традиций, культурному наследию прошлого;

- развитие коммуникативных, творческих  способностей детей в ходе игровой деятельности;

- сформирована мотивация и психолого-педагогическая компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников.

I. План-график мероприятий.

Данный проект реализовался в три основных этапа. 

Этапы реализации педагогического проекта:

I этап – предварительный (сентябрь).

1.Подбор и изучение методической литературы по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и подбор сказок.

2.Создание банка идей и изучение литературы по теме проекта;

3.Приобретение необходимого материала для изготовления наглядных пособий и дидактических игр.

4. Составление перспективного плана реализации проекта.

5.Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание», «Сказка в жизни вашего ребенка».

6.Подбор художественной литературы, музыкальных аудиозаписей, видеоматериалов по сказкам;

На предварительном этапе столкнулись с актуальными проблемами при реализации задач воспитания гражданственности:

— понижение патриотических чувств среди воспитанников и их родителей;

— недостаточность системы работы по формированию гражданственности.

II этап – основной этап (октябрь – апрель). На основном этапе происходила реализация запланированных мероприятий.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды 

октябрь

Чтение и пересказ сказок с

использованием картотеки сказок;

Родительское собрание «Сказка, как средство нравственно-патриотического воспитания детей»

октябрь

Беседы, рассматривание иллюстраций по сказкам;

Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина «Теремок».

Игровая ситуация «В мире вежливых слов» (по сказке Гуси-лебеди)

Беседа «Что такое дружба?»

Проект «Моя семья»

Применения  мультимедийных технологий.

ноябрь

Беседа «Что значит выражение «доброе сердце»?»

Моделирование сказок на песке

Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к книге»

Приобретение и использования песочницы, мелких игрушек для песка, формочки для песка

декабрь

Беседа «Наши поступки».

Рассматривание иллюстраций М. Соловьева к русской народной сказке «Кот, петух и лиса»

Игровая ситуация «В гости к героям сказки «Кот, петух и лиса»

Создание театра «В гостях у сказки»

Создание театра «В гостях у сказки»

январь

Отгадывание загадок по сказкам.

Драматизация с детьми русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок».

Настольный театр.

Создание лэпбуков

февраль

Акция «Подари книгу детскому саду».

Игровая ситуация «Волшебные слова» (по сказке «Теремок»)

Предложить родителям вместе с детьми придумать свои сказки

Создание масок для драматизции

март

Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Зайкина избушка».

Игровая ситуация «Забияка – лиса» (по сказке «Зайкина избушка»)

Художественно-творческая деятельность: рисунки к сказкам «Зайкина избушка» и «Теремок».

НОД Занятие-развлечение «Путешествие по сказкам»

Оформление альбома «Мой любимый сказочный герой»

Выставка альбомов.

апрель

Совместная театрализация  

Игра-драматизация по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Совместная театрализация  

Оформление книжного уголка

апрель

Театрализованная игра по сказке «Теремок»

Экскурсия в театр «В гостях у сказки»

Тематическая папка «Сказочная безопасность»

III этап — заключительный (май). На заключительном этапе осуществлена оценка проделанной работы в период реализации проекта.

  1. Подведение итогов проектной деятельности
  2. Презентация проекта.
  3. Определение перспективы на будущее.

II. Оценка результатов и отчетность

В процессе формирования гражданственности детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления со сказками, эффективно применение таких форм и методов работы: чтение сказок, беседа по сказке, рисование по сказочным сюжетам, сказки на песке, ролевые игры и драматизация сказки, дающие возможность ребенку исследовать и изучать все стороны жизни родного народа, проникаться его самосознанием и духовной жизнью; целевые экскурсии, последующий их анализ, направленный на развитие ума, воображения, эмоций, способностей, обогащение речи детей, — все это методы, направленные на формирование нравственно-патриотических качеств детей, воспитание их внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, сопереживания другому, ответственности перед окружающими людьми. Это все составляет базовую основу воспитания гражданственности ребенка в ДОУ.

    Таким образом, подводя итог проделанной работы можно сделать вывод, что созданные условия были эффективны и результативны. Диагностика результатов и наблюдения показали эффективность внедряемых нами приемов и методов работы по ознакомлению детей со сказками. Дети младшего дошкольного возраста стали понимать смысл сказок, отличать добро и зло, хорошие и плохие поступки, дети стали менее застенчивы, не боялись выбирать любую роль, ведь сказка способствует развитию нравственных качеств личности ребенка. Все это явилось фактором, обеспечивающим формирование гражданственности, нравственное развитие детей.

Паспорт проекта

Автор-составитель:  Кудашкина Наталья Александровна__________________

Занимаемая должность:  педагог-психолог______________________________

Наименование проекта

«Сказка как метод формирования гражданственности

у младших дошкольников»

Вид проекта

 Долгосрочный, игровой, творческий

Разработчик Проекта

 Педагог-психолог

Основные исполнители Проекта

Воспитатели, педагог-психолог,  родители, дети младшего дошкольного возраста

Цель Проекта

повысить эффективность работы в ДОУ по формированию гражданственности детей младшего дошкольного возраста с использованием сказки.

Основные задачи Проекта:

1) произвести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) разработать комплекс мероприятий по воспитанию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками;

3) сформулировать методические рекомендации для педагогов по организации работы по воспитанию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста.

4) организовать и провести практическую работу по формированию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- созданы необходимые условия предметно-развивающей среды для знакомства детей со сказками;

- приобщение детей младшего дошкольного возраста к сказкам, как источнику народной мудрости, нравственных ценностей, традиций, культурному наследию прошлого;

- развитие коммуникативных, творческих  способностей детей в ходе игровой деятельности;

- сформирована мотивация и психолого-педагогическая компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников.

Критерии эффективности проекта

- количественные показатели проведенных мероприятий и вовлеченных в деятельность детей;

 - количественные показатели посещаемости и участие родителей в мероприятиях;

- наличие фото, видеоматериалов; методических рекомендаций по воспитанию гражданственности у детей младшего дошкольного возраста.

Основные принципы Проекта

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Принцип культуросообразности  - приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям (отношение к культуре, к другим людям и к себе).

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

Принцип научности  - использование научно-обоснованных технологий и методик проводимых мероприятий, направленных на формирование гражданственности.

Принцип системности – работа осуществляется систематически, со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Принцип доступности – соответствие условий, требований, методов индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом  образования.

Нормативно-правовая база проекта

-Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 

-Конвенции о правах ребенка от 15.09.1990г.;

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы.

Обеспечение проекта:

материально-техническое

Демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с младшими дошкольниками.

Библиотека методической и детской литературы.

 Телевизор, DVD-магнитофон для просмотра мультфильмов, сказок.

Компьютер, принтер для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, оформления педагогической документации

Консультативное пространство для родителей

Учебно-методическое

 -Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

-Астахова И.Н. Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников.

Список  использованных  источников:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2010. – 256с.
  2. Астахова, И.Н., Карпович, Н.Н. Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников. - Тимашевск, 2023 – 28 с.
  3. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст]: /И.В. Вачков. – М.: Ось – 89, 2007
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.Н. Виноградовой. — М. : Просвещение, 2012. – 95 с.
  5. Григорьева, А.А. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / А.А. Григорьева, В.И. Сметанина. – М. : Наука, 2003. – 149 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2006.
  8. Матюшевская, И.С. Патриотическое воспитание в детском саду. / И.С. Матюшевская // Дошкольная педагогика (Методический кабинет) (Социально-нравственное развитие). — 2012. — № 4. — С. 32-37.
  9. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2010. – 72 с.
  10. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.]; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1986. - 172,[2] с.
  12. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — Киев, 1995. — 236 с.
  13. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева,   Ю.А. Афонькина. – М. : АКАДЕМИЯ, 2010. – 364 с.

 III Приложение

Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание».  

Цель анкетирования – выявление представлений родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Образец анкеты:

1. Я считаю, что патриотизм – это

……………………………………………………………………

2. Считаете ли Вы себя патриотом?

3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать

патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да,

нет, не знаю.

4. Кто должен заниматься воспитанием у дошкольников?

Подчеркните: семья, школа, общество, никто.

5. Какие качества, способствующие становлению патриота,

вы воспитываете в своем

ребенке?…………………………………………………………

6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей

семье?

……………………………………………………………………

7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и

обычаи, которые

способствуют формированию патриотических чувств

ребенка:

…………………………………………………………………..

8. Что бы вы посоветовали воспитателю для того, чтобы

развивать патриотизм

воспитанников?……………………………………………

9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд,

формированию патриотизма у детей дошкольного возраста?

…………………………………………………………………….

Спасибо за Ваши ответы.

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

__________________________________________________________________

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

__________________________________________________________________

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

__________________________________________________________________

  1. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

__________________________________________________________________

  1. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________

  1. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?)

__________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________________

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

__________________________________________________________________

  1. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?)

__________________________________________________________________

  1. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________

Спасибо!

Методика. Изучение уровня эмоционального компонента гражданственности.

Цель — выявление эмоционального отношения дошкольников к нравственной стороне жизни в родном крае, которое отражает гражданственность личности.

Для выявления данного компонента гражданственности были использованы основные подходы по методике В.С. Мухиной.

В беседе с ребенком были использованы следующие вопросы.

1)С кем играешь ты дома?

2)Как вы проводите семьей выходные?

3)Если у тебя родственники, живущие в деревни?

           Любишь ли ты гостить у них?                     

4)Какие достопримечательности больше всего тебе нравятся?

5)Когда ты вырастишь, что ты сделаешь для своего города, чтоб он стал лучше?

6)Какие правила безопасности ты знаешь?

Беседа проводится индивидуально. Педагог задавал вопросы, конкретизировал или изменял их, чтобы ребенку было легче ответить.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

 «Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами дайной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

 «Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка» 

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

 Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы аз других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, а. он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть. Вот лить несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сценарий развлечения во второй младшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Приобщение к сказкам посредством различных видов театра. 

Задачи:

1. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении.

2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.

3. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

4. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

5.Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

6.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование:  шапочки – маски героев сказки «Теремок», волшебная палочка, ёлки 2-3 шт., фонограммы, крупный строительный материал для теремка, запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», "Чудо - дерево".

Предварительная работа : Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и чтение русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Ход занятия:

 Воспитатель:

Много сказок есть на свете.

Сказки эти любят дети.

А вот как они их знают,

Мы сейчас узнаем с вами!

Сказка, сказка приходи!

Будут рады малыши.

Тише, дети не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Сказка спряталась пока.

- Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Очень любим.

Воспитатель: Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думают, что вы их забыли. А вы сможете их узнать?

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

- Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

(Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе. Поезд останавливается на сказке "Репка").

- Вот мы и приехали.

- Ребята, а загадки по сказкам вы умеете разгадывать?

1. Дед растил его с душой -

Овощ вырос пребольшой.

Долго дед его тащил,

Не хватило ему сил.

Прибежали бабка, внучка,

Помогали кошка, Жучка,

Мышка к ним пришла на помощь -

Дружно вытянули овощ.

Да, в земле сидел он крепко,

Вот какая сказка… (Репка)

Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку «Репка».

- Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

- Кто посадил репку? (Дед)

- Кого позвал Дед? (Бабку)

- Кого позвала Бабка? (Внучку)

- Кого позвала Внучка? (Жучку)

- Кого позвала Жучка? (Кошку)

- Кого позвала Кошка? (Мышку)

(Дети расставляют героев сказки по порядку).

-Вот теперь все хорошо.

- Проверим колеса (стучат кулачками по коленочкам).

- Садимся в поезд и едем дальше.

(Напевают песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». Повторяют слова за воспитателем).

- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

- Какая это сказка?

Дети: «Курочка Ряба»

Воспитатель:  Почему же Дед и Баба грустные?

 Дети: Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка.

Воспитатель:  Что же делать?

Дети: Надо им помочь – собрать яичко.

(Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»)

Воспитатель:  Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

- А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

(Двигаются, выполняя полу присед).

- Вот и лесная полянка (останавливаются на сказке "Колобок").

- Ребята, а у меня ещё загадки остались.

1. Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог

Это сказка … "Колобок"

- Правильно, мы попали в сказку «Колобок».

- Ребята, посмотрите под ёлочкой мешочек лежит,

А мешок — то не простой,

Он волшебный — вот какой!

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, интересно, что в мешочке? Вы хотите узнать?

(Дети обследуют предметы, которые находятся в мешочке на ощупь, что это за предметы -это животные).

Давайте посмотрим! Мешочек то волшебный и в нём лежат волшебные загадки! Послушайте и отгадайте их.

(Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает игрушки с изображением животных. И выставляет их на стол. Дети имитируют звуки, движения животных).

ЗАГАДКИ:

1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хитрая  плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый, краса, а зовут её...(Лиса)

3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

4. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

- Все ребята молодцы загадки отгадали,, а кто догадался из какой сказки эти животные?

- Правильно, «Колобок»!

- А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

(Дети повторяют за воспитателем).

- Вот мы с вами и  приехали в сказку. Скажите, ребята, что это за сказка?

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Дети: Теремок.

Воспитатель: Молодцы! И эту сказку отгадали.

Воспитатель: Давайте мы покажем, какой был теремок в сказке.

Физкультминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)

Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)

На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли

– Ребята, а вы хотите превратиться в героев сказки? (берёт волшебную палочку, дотрагивается и говорит):

«Ну-ка палочка помоги», деток в зверяток преврати (одеваем шапочки-маски, волшебная палочка сама выбирает участников).

Сейчас поиграем в сказку.

Садимся на стульчики.

Будем сказку сказывать.

Книжка открывается – сказка начинается.

(После этого проводится драматизация сказки «Теремок»).

Воспитатель: Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, стучит и говорит...

Текст сказки заканчивается словами:

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок из кубиков или модулей.

Воспитатель: Ну-ка палочка, помоги и зверей в детей преврати (снимаем маски).

- А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух - чух - чух».

(дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз, возвращаются в групп. Пока они едут, выставляется «Чудо-дерево» все в конфета.).

- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие? (Понравилось)

- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

- Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое) .

- Вы ребята, молодцы! Вы очень добрые, помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе.

- Ребята, пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочка на нем, не цветочка, а вкусные конфеты. А сейчас подходите к «Чудо-дереву» и угощайтесь конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорная коробочка. Русские народные сказки как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через такти...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников

Радужный огород в Радужном городе далёкой сказочной страны. В этом городе живут маленькие трудолюбивые человечки – гномики, которые раскрашивают свой город радужными красками... Однажды гномики ...

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника

laquo; Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника»«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются,...

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...