Раздел 5 Результаты участия в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
материал (подготовительная группа)

Зарахаева Эльвира Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение4

Адаптированная образовательнаяпрограммавоспитанникагруппы младшегодошкольноговозрастас 3-4лет МБДОУ№7«Буровичок» 2023-2024 уч. Год

Муниципальноебюджетноедошкольноеобразовательноеучреждение детский сад № 7 «Буровичок»

СОГЛАСОВАНО

решениемППк

МБДОУ№7Буровичок» Протокол №        

От«        »         2023г.

ПредседательППк

        /Н.В. Болдырева/

УТВЕРЖДЕНО

ПриказомМБДОУ№7«Буровичок»

        от «        »        2023г. Заведующий

        /С.А. Матвиец/

Адаптированная

образовательнаяпрограмма

обучающегосягруппымладшегодошкольноговозрастас3-4лет МБДОУ №7 «Буровичок»

ИвановаИванаИвановича

Сургут,2023г.


Срокреализации: 2023-2024учебныйгод

Авторы:

учитель-логопед

Зарахаева Э.С..

воспитатель

воспитатель

педагог-психолог

Содержание

I.Целевойраздел

1.1.

Пояснительнаязапискаадаптированнойобразовательнойпрограммы длявоспитанникасТНР:целиизадачиреализацииАОПДОдля воспитанника

сТНР,принципыиподходыкформированиюАОПДОдлявоспитанникасТНР

1.2.

ПланируемыерезультатыосвоенияАОПДОдлядетейсТНР.

II.Содержательныйраздел

2.1.

ОписаниеобразовательнойдеятельностиобучающихсясТНРвсоответствииснаправлениямиразвитияребенка,представленнымивпяти

образовательныхобластях

2.2.

Планкоррекционно-развивающейработысобучающимсясТНР

2.3.

Взаимодействиепедагогическихработниковвработесдетьмис ТНР

2.4.

ВзаимодействиепедагогическогоколлективассемьямиобучающихсясТНР

III.Организационныйраздел

3.1.

Организацияразвивающейпредметно-пространственнойсреды

3.2.

Психолого-педагогическиеусловия,обеспечивающиеразвитиеобучающегося

3.3.

МетодическоеобеспечениеПрограммы

3.4.

КадровыеусловияреализацииПрограммы

3.5.

Индивидуальныйобразовательныйплан

3.6.

Индивидуальныйперспективныйпланкоррекционно-развивающейработысобучающимсясТНР

  1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
  1. Пояснительнаязаписка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана для обучающегося Иванова Ивана Ивановича 11.01.2020г.р., с ТНР на основе заключения ТПМПК№ 24017 от 14.05.2023 обучающегося в условиях инклюзивного образования в группе младшего дошкольного возраста с 3-4 лет общеразвивающей направленности, диагностический период сроком на 2022-2023, 2023-2024 учебный год

ЗаключениеТПМПК:несовершеннолетняяявляетсяобучающейсясограниченнымивозможностямиздоровья.ОНР(Iуровеньречевогоразвития).

АдаптированнаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразованиядляобучающегосясТНРМБДОУ№7«Буровичок»(далее– Программа)разработанана основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

  • Федеральныйзаконот29.12.2012№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации»
  • ПриказМинобрнаукиРоссииот17октября2013г.N1155«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольного образования»
  • КомментарииМинобрнаукиРоссиикФГОСдошкольногообразованияот28.02.2014г.№08-249
  • ПриказМинобрнаукиРоссииот30августа2013г.N1014«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипо основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям вчасти охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • ПисьмоМинобрнаукиРоссииот07.06.2013г.№ИР-535/07«Окоррекционномиинклюзивномобразованиидетей»

-ПостановлениеглавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот28сентября2020года№28СП2.4.3648-20"Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  • ОсновнаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразованияМБДОУ№7«Буровичок»

Даннаяпрограммаобеспечиваетсозданиеоптимальныхусловийдля:

  • развитияпознавательно-речевой,эмоционально-волевой,двигательнойсферувоспитанникасТНР;
  • развитияпозитивныхкачествличности;
  • коррекциинедостатковпсихологическогоразвитияипредупреждениевторичныхнарушенийразвития;
  • формированияопределенногокругапредставленийиумений,необходимыхдляуспешнойподготовкикобучениювобщеобразовательнойшколе.

Психолого-педагогическаяхарактеристикавоспитанника.Речевоеразвитиеребенка.

ПозаключениюТПМПКуребенкаобщеенедоразвитиеречи(1уровеньречевогоразвития).

Общаяхарактеристика детейсоIуровнемразвитияречи (поР.Е.Левиной)

Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру. Многоцелевое использование ограниченныхвербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию. При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-, двусложныеслова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям. Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых дву-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза; «контурных» слов из двух—трех слогов; фрагментов слов-существительных и глаголов; фрагментов слов-прилагательных и других частей речи, звукоподражаний и т.п.

Целиизадачиреализацииадаптированнойобразовательнойпрограммы

Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи:

  • реализациясодержанияАОПДОдляобучающихсясТНР;
  • коррекциянедостатковпсихофизическогоразвитияобучающихсясТНР;
  • охранаиукреплениефизическогоипсихическогоздоровьяобучающихсясТНР,вт.ч.ихэмоциональногоблагополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединениеобученияи воспитаниявцелостныйобразовательный процессна основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей, принятыхв обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • формированиесоциокультурнойсреды,соответствующейпсихофизическимииндивидуальнымособенностямразвитияобучающихсясТНР;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ТНР;
  • обеспечениепреемственностицелей,задачисодержаниядошкольногоиначальногообщегообразования.

ВтечениесрокареализацииАОПзадачимогутменятьсявсоответствиисрезультатамипромежуточнойдиагностикиречевогоразвитияобучающегося.

Программа разработана в соответствии с Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (Н.В. Нищева). Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и социальную помощь, ориентируясьна основныехарактеристикиобразовательнойсистемы учреждения(объем,содержаниеипланируемыерезультатыввидецелевыхориентиров Программы).

ПрограммапредусмотренадляосвоенияребенкомсТНРввозрасте3-4летобразовательныхотношенийвгруппеобщеразвивающейнаправленности.

Срокреализациипрограммы–1 год.

Всоответствии сФГОСДОПрограммапостроенанаследующихпринципах:

  1. Поддержкаразнообразиядетства.
  2. Сохранениеуникальностиисамоценностидетствакакважногоэтапавобщемразвитиичеловека.
  3. Позитивнаясоциализацияребенка.
  4. Личностно-развивающийигуманистическийхарактервзаимодействияпедагогическихработниковиродителей(законныхпредставителей), педагогических и иных работников ДОО) и обучающихся.
  5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  6. СотрудничествоДООссемьей.
  7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подборобразовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

СпецифическиепринципыиподходыкформированиюАОПДОдляобучающихсясТНР:

  1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад вразвитиеи образованиеобучающихся:ДОО устанавливает партнерскиеотношения нетолькоссемьями обучающихся, нои сдругими организациямиилицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержаниеобразованияпредлагается ребенку через разныевиды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
  4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. ДелениеПрограммына образовательныеобласти неозначает, чтокаждаяобразовательнаяобластьосваивается ребенкомпоотдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
  5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ДОО должна разработать свою адаптированную образовательную программу. Приэтом за ДОО остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Оченьважно,чтобыпроцесснормализацииречидетейосуществлялсясучётомобщедидактическихпринципов:

  • Принципвзаимосвязисенсорного,умственногоиречевогоразвитиядетей.
  • Принципдоступности.
  • Принципнаглядности.
  • Принципобогащениямотивацииречевойдеятельности.
  • Принципдоступностииопорынасохранныезвенья.
  • Учетведущейдеятельности.
  • ДоступноеикачественноеобразованиедетейдошкольноговозрастасТНРдостигаетсячерезудовлетворениеследующихобразовательных

потребностей:

  • -реализацияадаптированнойосновнойобразовательнойпрограммы;
  • -коррекциянедостатковпсихофизическогоразвитиядетейсТНР;
  • -охранаиукреплениефизическогоипсихическогодетейсТНР,втомчислеихэмоциональногоблагополучия;
  • - обеспечениеравныхвозможностейдляполноценногоразвитияребенкасТНРвпериоддошкольногодетстванезависимоотместапроживания,пола, нации, языка, социального статуса;
  • -созданиеблагоприятныхусловийразвитиявсоответствиисихвозрастными,психофизическимиииндивидуальнымиособенностями,развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • -формированиеобщейкультурыличностидетейсТНР,развитиеихсоциальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физическихкачеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • -формированиесоциокультурнойсреды,соответствующейпсихофизическимииндивидуальнымособенностямдетейсТНР;
  • -обеспечениепсихолого-педагогическойподдержкисемьииповышениекомпетентностиродителей(законныхпредставителей)ввопросахразвитияи образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
  • -обеспечениепреемственностицелей,задачисодержаниядошкольногообщегоиначальногообщегообразования.

  1. ПланируемыерезультатыосвоенияАОПДОдлядетей сТНР

Всоответствии с ФГОС ДОспецифика дошкольногодетства исистемные особенности дошкольного образованияделают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений, обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Планируемыерезультаты(целевыеориентиры)освоенияПрограммыдетьмимладшегодошкольноговозрастасТНР

Кконцуданноговозрастногоэтапа ребенок:

  1. способенкустойчивомуэмоциональномуконтактуспедагогическимработникомиобучающимися;
  2. проявляетречевуюактивность,способностьвзаимодействоватьсокружающими,желаниеобщатьсяспомощьюслова,стремитсякрасширению понимания речи;
  3. понимаетназванияпредметов,действий,признаков,встречающихсявповседневнойречи;
  4. пополняетактивныйсловарныйзапасспоследующимвключениемеговпростыефразы;
  5. понимаетивыполняетсловесныеинструкции,выраженныепростымипостепенисложностисинтаксическимиконструкциями;
  6. различаетзначениябытовойлексикииихграмматическиеформы;
  7. называетдействия,предметы,изображенныенакартинке,выполненныеперсонажамисказокилидругимиобъектами;
  8. участвует в элементарном диалоге(отвечает на вопросы послепрочтения сказки, используя слова, простыепредложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
  9. рассказываетдвустишья;
  10. используетслова,простыепредложения,состоящиеиздвух-трехслов,которыемогутсопровождатьсяжестами;
  11. произноситпростыепоартикуляциизвуки;
  12. воспроизводитзвукослоговуюструктурудвухсложныхслов,состоящихизоткрытых,закрытыхслогов;
  13. выполняетотдельныеролевыедействия,носящиеусловныйхарактер,участвуетвразыгрываниисюжета:цепочкидвух-трехдействий;
  14. соблюдаетвигреэлементарныеправила;
  15. осуществляетперенос,сформированныхранееигровыхдействийвразличныеигры;
  16. проявляетинтерескдействиямдругихобучающихся,можетимподражать;
  17. замечаетнесоответствиеповедениядругихобучающихсятребованиямпедагогическогоработника;
  18. выражаетинтересипроявляетвниманиекразличнымэмоциональнымсостояниямчеловека;
  19. показываетпословеснойинструкциииможетназватьдва-четыреосновныхцветаидве-триформы;
  20. выбираетизтрехпредметовразнойвеличины«самыйбольшой»(«самыймаленький»);
  21. усваиваетсведенияомирелюдейирукотворныхматериалах;
  22. считаетссоблюдениемпринципа«одинкодному»(вдоступныхпределахсчета);
  23. знаетреальныеявленияиихизображения:контрастныевременагода (летоизима)ичастисуток(деньиночь);
  24. эмоциональноположительноотноситсяковсемвидамдетскойдеятельности,еепроцессуирезультатам;
  25. владеетнекоторымиоперационально-техническимисторонамиизобразительнойдеятельности,пользуетсякарандашами,фломастерами,кистью, мелом, мелками;
  26. планируетосновныеэтапыпредстоящейработыспомощьюпедагогическогоработника;
  27. спомощьюпедагогическогоработникаисамостоятельновыполняетритмическиедвижениясмузыкальнымсопровождением;
  28. осваиваетразличныевидыдвижения(бег,лазанье,перешагивание);
  29. обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне);
  30. действуетвсоответствиисинструкцией;
  31. выполняетпообразцу,азатемсамостоятельнопростейшиепостроенияиперестроения,физическиеупражнениявсоответствиисуказаниямиинструктора по физической культуре (воспитателя);
  32. стремитсяприниматьактивноеучастиевподвижныхиграх;
  33. выполняеторудийныедействияспредметамибытовогоназначенияснезначительнойпомощьюпедагогическогоработника;
  34. снезначительнойпомощьюпедагогическогоработникастремитсяподдерживатьопрятностьвовнешнемвиде,выполняетосновныекультурно- гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического работника.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности обучающихся дошкольного возраста с ТНР с учетом сенситивных периодов в развитии. Обучающиеся с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности, поэтому целевые ориентиры Программы ДОО должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Ожидаемыерезультатыреализациипрограммыпообразовательнымобластям

обучающимся

младшегодошкольноговозраста (3–4г.)

Образовательныеобласти

Планируемыеитоговыерезультатыосвоениядетьми АОПДОМБДОУ№7«Буровичок»

«Физическоеразвитие»

  • Умеетходитьпрямо,нешаркаяногами,сохраняязаданноевоспитателемнаправление.
  • Умеетбегать,сохраняяравновесие,изменяянаправление,темпбегавсоответствиисуказаниямивоспитателя.
  • Сохраняетравновесиеприходьбеибегепоограниченнойплоскости,приперешагиваниичерезпредметы.
  • Можетползатьначетвереньках,лазатьполесенке-стремянке,гимнастическойстенкепроизвольнымспособом.
  • Энергичноотталкиваетсявпрыжкахнадвухногах,прыгаетвдлинусместа неменеечемна40см.
  • Можеткататьмячвзаданномнаправлениисрасстояния1,5м,бросатьмячдвумяруками отгруди,из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на

расстояниенеменее5м.

«Социально – коммуникативноеразвитие»

  • Приученкопрятности(замечаетнепорядокводежде,устраняетегопринебольшойпомощивзрослых).
  • Владеетпростейшиминавыкамиповедениявовремяеды, умывания.
  • Можетприниматьнасебяроль,непродолжительновзаимодействоватьсосверстникамивигреотименигероя.
  • Умеетобъединятьнесколькоигровыхдействийвединуюсюжетнуюлинию;отражатьвигредействияс предметами и взаимоотношения людей.
  • Способенпридерживатьсяигровыхправилвдидактическихиграх.
  • Способенследитьзаразвитиемтеатрализованногодействияиэмоциональнонанегоотзываться(кукольный, драматический театры).
  • Разыгрываетпопросьбевзрослогоисамостоятельнонебольшиеотрывкииззнакомых сказок.
  • Имитируетдвижения,мимику,интонациюизображаемыхгероев.
  • Можетприниматьучастиевбеседахотеатре(театр–актеры–зрители,поведениелюдейвзрительномзале).
  • Умеетсамостоятельноодеватьсяираздеватьсявопределеннойпоследовательности.

  • Можетпомочьнакрытьстолкобеду.
  • Соблюдаетэлементарныеправилаповедениявдетскомсаду.
  • Имеетэлементарныепредставленияоправилахдорожногодвижения.

«Познавательноеразвитие»

  • Знает,называетиправильноиспользуетдеталистроительногоматериала.
  • Умеетрасполагатькирпичики,пластинывертикально.
  • Изменяетпостройки,надстраиваяилизаменяяоднидетали другими.
  • Умеетгруппироватьпредметыпоцвету,размеру,форме(отбираетвсекрасныепредметы,всекруглыеит.п.).
  • Можетсоставлятьприпомощивзрослогогруппыизоднородныхпредметовивыделятьодинпредметизгруппы
  • Умеетнаходитьвокружающейобстановкеодинимногоодинаковыхпредметов
  • Правильноопределяетколичественноесоотношениедвухгрупппредметов;понимаетконкретныйсмыслслов: (больше, меньше, столько же)
  • Различаеткруг,квадрат,треугольник,предметы,имеющиеуглыикруглуюформу.
  • Понимаетсмыслобозначений:вверху–внизу,впереди–сзади,над–под,верхняя–нижняя(полоска)
  • Понимаетсмыслслов:утро,вечер,день,ночь.
  • Называетзнакомыепредметы,объясняетихназначениевыделяетиназываетпризнаки(цвет,форма,материал).
  • Ориентируетсявпомещенияхдетскогосада.
  • Называетсвойгород(поселок,село).
  • Знаетиназываетнекоторыерастения,животныхиихдетенышей.
  • Выделяетнаиболеехарактерныесезонныеизменениявприроде.
  • Проявляетбережноеотношениекприроде.

«Речевоеразвитие»

  • Рассматриваетсюжетныекартинки.
  • Отвечаетнаразнообразныевопросывзрослого,касающиесяближайшегоокружения.
  • Используетвсечастиречи,простыенераспространенныепредложенияипредложениясоднороднымичленами.
  • Пересказываетсодержаниепроизведениясопоройнарисункивкниге,навопросывоспитателя.
  • Называетпроизведение(впроизвольномизложении),прослушавотрывокизнего.
  • Можетпрочитатьнаизустьнебольшоестихотворениеприпомощивзрослого.

«Художественно–эстетическоеразвитие»

  • Изображаетотдельныепредметы,простыепокомпозицииинезамысловатыепосодержаниюсюжеты.
  • Подбираетцвета,соответствующиеизображаемымпредметам.
  • Правильнопользуетсякарандашами,фломастерами,кистьюикрасками.
  • Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепитразличныепредметы,состоящиеиз1-3частей,используяразнообразныеприемылепки
  • Создаетизображенияпредметовизготовыхфигур.
  • Украшаетзаготовкиизбумагиразнойформы.
  • Подбираетцвета,соответствующиеизображаемымпредметамипособственномужеланию;умеетаккуратноиспользовать материалы.
  • Слушаетмузыкальноепроизведениедоконца.
  • Узнаетзнакомыепесни.

  • Различаетзвукиповысоте(впределахоктавы).
  • Замечаетизменениявзвучании(тихо—громко).
  • Поет, неотставаяинеопережаядругих.
  • Умеетвыполнятьтанцевальныедвижения:кружитьсявпарах,притопыватьпопеременноногами,двигатьсяпод музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).
  • Различаетиназываетдетскиемузыкальныеинструменты(металлофон,барабанидр.).

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пятиобразовательных областях

Содержаниепрограммы ориентированона разностороннееразвитиеребенка сучетом еговозрастныхииндивидуальныхвозможностей, поэтому должно обеспечивать развитиеличности, мотивации и способностей в различныхвидах деятельности и охватыватьследующиеструктурныеединицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:

-социально-коммуникативноеразвитие,

-познавательноеразвитие,

-речевоеразвитие,

-художественно-эстетическоеразвитие,

-физическоеразвитие.

Основныенаправлениякоррекционно-развивающейработы

  1. Образовательнаяобласть«Речевоеразвитие»

Содержаниеобразовательногонаправления«Речевоеразвитие»направленонадостижениецелей овладенияконструктивнымиспособамии средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Формироватьнавыкивладенияречьюкаксредствомобщенияикультуры;
  • Обогащатьактивныйсловарь;
  • Способствоватьразвитиюсвязной,грамматическиправильнойдиалогическойимонологическойречи;
  • Содействоватьразвитиюречевоготворчества;
  • Развиватьзвуковуюиинтонационнуюкультуруречи,фонематическийслух;
  • Знакомитьскнижнойкультурой,детскойлитературой;
  • Формироватьпониманиенаслухтекстовразличныхжанровдетскойлитературы;
  • Формироватьзвуковуюаналитико-синтетическуюактивностькакпредпосылкуобученияграмоте.
  1. Образовательнаяобласть«Познавательноеразвитие»
  • Сенсорноеразвитие.
  • Развитиепсихическихфункций.
  • Формированиецелостнойкартинымира.
  • Познавательно-исследовательскаядеятельность.
  • Развитиематематическихпредставлений.
  1. Образовательнаяобласть«Художественно-эстетическоеразвитие»
  • Восприятиехудожественнойлитературы.
  • Конструктивно-модельнаядеятельность.
  • Изобразительнаядеятельность(рисование,аппликация,лепка)
  • Музыкальноеразвитие(восприятиемузыки,музыкально-ритмическиедвижения,пение,игранадетскихмузыкальныхинструментах).
  1. Образовательнаяобласть«Социально-коммуникативноеразвитие»
  • Формированиеобщепринятыхнормповедения.
  • Формированиегендерныхигражданскихчувств.
  • Развитиеигровойитеатрализованнойдеятельности(подвижныеигры,дидактическиеигры,сюжетно-ролевыеигры,театрализованныеигры).
  • Совместнаятрудоваядеятельность.
  • Формированиеосновбезопасностивбыту,социуме,природе.
  1. Образовательнаяобласть«Физическоеразвитие»
  • Физическаякультура(основныедвижения,общеразвивающиеупражнения,спортивныеупражнения,подвижныеигры).
  • Овладениеэлементарныминормамииправиламиздоровогообраза жизни.

Содержаниеобразовательныхобластейпредполагаетперспективноетематическоепланированиеобразовательногопроцессана2023-2024

учебныйгод.

Образовательныеобласти

Результатыдиагностики

Направлениедеятельностипедагогов

Средства,методыиприемы

Содержание деятельности педагоговпореализациизадач

Социально-

коммуникативноеразвитие

Недостаточныйуровень

усвоение норм и ценностей, принятыхвобществе,включая моральные и нравственные ценности; развитиеобщения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитиесоциальногои эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежностиксвоейсемьеик сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к

различнымвидамтрудаи

творчества;формированиеоснов безопасного поведения в быту,

  • Игровоеупражнение
  • Индивидуальнаяигра
  • Совместнаясвоспитателемигра
  • Совместнаясосверстникамиигра (парная, в малой группе)
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Педагогическаяситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуацияморальноговыбора
  • Поручение
  • Дежурство

«Ладонь        в        ладонь»,

«Комплименты»,        «Ласковое имя»,        «Вежливые                слова»,

«Дружбаначинаетсясулыбки»,

«Друзья»,«Зверинопианино»,

«Веселыепаровозики»идр.

социуме,природе.

Познавательноеразвитие

Недостаточныйуровень

развитие интересов детей, любознательности                        и познавательной                мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой        активности;

формирование        первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,        цвете,                        размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных                ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, опланете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,многообразиистрани

народовмира.

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра-экспериментирование
  • Исследовательскаядеятельность
  • Конструирование
  • Развивающаяигра
  • Экскурсия
  • Ситуативныйразговор
  • Рассказ
  • Интегративнаядеятельность
  • Беседа
  • Проблемнаяситуация

«Интерактивная                научная лаборатория»,        «Маленький гений»,        «Исследователь        и конструктор», «Божья Коровка»,«Будьвнимателен»,

«Где, что было?», «Игры- головоломки, загадки», «Играй иразвивайся»,игрынапанели

«умный стол» и интерактивная песочница,        интерактивная стена, имеют тематическую направленность и др.

Речевоеразвитие

Недостаточныйуровень

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,        грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различныхжанровдетской

литературы;        формирование

  • Рассматривание
  • Игроваяситуация
  • Чтение
  • Беседа
  • Дидактическаяигра
  • Ситуацияобщения
  • Беседа(втомчислевпроцессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых)
  • Интегративнаядеятельность
  • Хороводнаяиграспением
  • Игра-драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение

«Дополни        предложение»,

«Продолжи        словесный        ряд»,

«Волшебные        картинки»,

«Вопрос        —        ответ»,        «Вставь пропущенное                        слово»,

«Разведчики»,        «Рыболов»,

«Дополни        предложение»,

«Логопедическое        лото»,

«Угадай»,«Живое—неживое»,

«Закончи        предложение»,

«Запомни        схему»,        «Исправьошибку»

звуковой                аналитико- синтетической        активности        как

предпосылкиобученияграмоте.

  • Рассказ
  • Игра

Физическоеразвитие

Недостаточныйуровень

приобретениеопытавследующих видах деятельности детей:

двигательной,втомчисле связанной с выполнением

упражнений,направленныхна развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы организма,развитиюравновесия, координациидвижения,крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму

выполнениемосновныхдвижений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных

представленийонекоторыхвидах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормамииправилами(впитании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

  • Игроваябеседасэлементамидвижений
  • Игра
  • Утренняягимнастика
  • Интегративнаядеятельность
  • Упражнения
  • Экспериментирование
  • Ситуативныйразговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Проблемнаяситуация

«Дорога»,«Мячвкорзине»,

«Мы        ловкие        и        смелые»,

«Прокати        мяч,пролезая        в обруч»,«Перенесиигрушки»,

«Сбеймяч»,«Перелетптиц»,

«Перебежки»,«Сбейкегли»,

«Достаньушком до…», «Прыг- скок».

Художественно- эстетическое

развитие

Недостаточныйуровень

развитие                предпосылок ценностно-смысловоговосприятия        и                понимания произведений                                искусства

(словесного,        музыкального, изобразительного),мираприроды;

становление        эстетического

  • Рассматриваниеэстетическипривлекательныхпредметов
  • Игра
  • Организациявыставок
  • Изготовлениеукрашений
  • Слушаниесоответствующей

возрастународной,классической,

«Центр        изобразительногоискусства»,                «Театральный

уголок»,        «Музыкальныйуголок».

отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие                                музыки, художественной литературы, фольклора;                стимулирование сопереживания                        персонажам художественных произведений; реализацию        самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-

модельной,музыкальнойидр.).

детскоймузыки

  • Экспериментированиесозвуками
  • Музыкально-дидактическаяигра
  • Разучиваниемузыкальныхигри танцев
  • Совместноепение.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей с ТНР и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальныйруководитель, руководитель физическоговоспитанияосуществляют общеобразовательныемероприятия,предусмотренныепрограммой детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Образовательнаяобласть

Задачи

Виддеятельности

Физическоеразвитие

  • Развиватьикоординированностьточностьдействий.
  • Формироватьправильнуюосанкуприпосадкезастолом.
  • Расширятьзнанияостроенииартикуляционногоаппаратаиегофункционировании.
  • пальчиковаягимнастика
  • речьсдвижением
  • физкультминутки
  • беседа
  • режимныемоменты

Речевоеразвитие

Воспитыватьактивноепроизвольноевниманиекречи, совершенствоватьумениевслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание.

  • игровыеситуации
  • миниинсценировки
  • автоматизация        поставленныхзвуков

Познавательноеразвитие

  1. Учитьвосприниматьпредметы,ихсвойства,сравниватьпредметы,подбиратьгруппу предметов по заданному признаку.
  2. Продолжатьразвиватьмышлениевупражненияхнагруппировкуиклассификацию предметов.
  3. Развиватьзрительноевниманиеипамятьвработесразрезнымикартинкамиипазлами.
  4. Совершенствоватьиразвиватьконструктивныйпраксисимелкуюмоторикувработе с

разрезнымикартинками,пазлами,дидактическимиигрушками,играми,впальчиковой

  • составлениеописательныхрассказов
  • автоматизация

поставленныхзвуков

  • дидактическиеигрынаразвитиеслухового

изрительного

гимнастике.

5.Расширятьпредставлениедетейотрудевзрослых,прививатьинтересктрудувзрослых.

восприятия

  • игрысмозаикой,пазлами,с мелкими предметами
  • пальчиковаягимнастика

художественно- эстетическое

развитие

  1. Развиватьумениеслышатьипередаватьритмическийрисунок.
  2. Учитьразличатьзвучаниенесколькихигрушекилидетскихмузыкальныхинструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  3. Формироватьпрослеживающуюфункциюглазаипальца.
  4. Развиватьграфо-моторныенавыки.
  • дидактические        игры        и упражнения
  • штриховка

социально- коммуникативное

развитие;

  1. Развиватьвигрекоммуникативныенавыки.Совершенствоватьнавыкиигрывнастольно- печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре.
  2. Развиватьумениеинсценироватьстихи,разыгрыватьсценки.
  3. Прививатьжеланиеподдерживатьпорядокнасвоёмрабочемместе.
  4. Развиватьслуховоевниманиеипамятьпривосприятиинеречевыхзвуков.
  5. Учитьсоблюдатьтехникубезопасности.
  6. Закреплятьправилаповедениянаулице,сбездомнымиживотными,сбытовымиприборами.
  7. Совершенствоватьумение«оречевлять»игровую ситуациюинаэтойосноверазвивать коммуникативность речи.
  • настольно-печатныедидактическиеигры,
  • театрализованныеигры;
  • автоматизацияпоставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи
  • беседа
  • поручения
  • игрысмелкимипредметами

2.2.Планкоррекционно-развивающейработысвоспитанникомТНР.

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ТНР являются индивидуальные занятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей.

Цель коррекционной работы –это освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально- волевой сферы ребенка с ТНР.

Коррекционнаяработавключаетвремя,отведенноена:

  • индивидуальныекоррекционно-развивающиезанятияучителя-логопеда;
  • непрерывную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательнуюдеятельность,осуществляемуювходережимныхмоментов;
  • самостоятельнуюдеятельностьребенка;
  • взаимодействиессемьейвоспитанника пореализацииадаптированнойпрограммыдошкольногообразованиядляребенкас ТНР.

Коррекционно-образовательнуюдеятельностьсребенкомосуществляютспециалисты:учитель-логопед, педагог-психолог (если прописан в заключении), дефектолог (если прописан в заключении).Работапроводитсявсоответствиисрекомендациями ТПМПК.

2.3.ВзаимодействиепедагогическихработниковвработесдетьмисТНР:

Восновупсихолого-педагогическогосопровожденияположеныследующиепринципы:

  • научность–использованиенаучнообоснованныхиапробированныхвпедагогическойпрактикетехнологийиметодик;
  • системность–организациясистемынепрерывнойработысовсемиучастникамиобразовательногопроцессанаосновеколлегиальностии диалогового взаимодействия;
  • комплексность–совместнаядеятельностьразличныхспециалистов,всехучастниковобразовательногопроцессаврешениизадач сопровождения;
  • превентивность–обеспечениепереходаотпринципа«скоройпомощи»(реагированиенаужевозникшиепроблемы)кпредупреждению возникновения проблемных ситуаций;
  • открытость–последовательноеиспользованиересурсовсетевоговзаимодействияисоциальногопартнерства,открытостьмероприятийдля педагогических и руководящих работников дошкольной образовательной организации;

Модельпсихолого-педагогическогосопровождения(далееППС)состоитвинтеграциииконцентрациинеобходимыхресурсовдляобеспеченияэффективного психолого-педагогического сопровождения образовательной программы дошкольного образования при выполнении требований ФГОС.

Цельреализациипсихолого-педагогическогосопровождения:созданиеинтегрированногопространства,обеспечивающеекомплексноепсихолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Задачиреализациипсихолого-педагогическогосопровождения:

  • осуществлятьучётспецификивозрастногопсихофизическогоразвитиядетейдошкольноговозраста;
  • формироватьиразвиватьпсихолого-педагогическуюкомпетентностьучастниковобразовательногопроцесса;
  • содействоватьвариативностинаправленийиформпсихолого-педагогическогосопровождения,
  • способствоватьдиверсификацииуровнейпсихолого-педагогическогосопровожденияучастниковобразовательногопроцесса.
  • Модельпсихолого-педагогическогосопровожденияреализацииобразовательнойпрограммыдошкольногообразованиянаправленана:
  • созданиеэффективнойсистемыпсихолого-педагогическогосопровожденияреализацииобразовательнойпрограммыдошкольногообразования;
  • создание многоуровневого интегрированного пространства,обеспечивающего вариативностьформинаправлений психолого-педагогического сопровождения;
  • выполнениетребованийФГОСдошкольногообразованиявчастисозданияэффективныхпсихолого-педагогическихусловийреализации образовательной программы дошкольной образовательной организации.
  • повышениепрофессиональнойкомпетентностисубъектовпсихолого-педагогическогосопровождения;
  • росткачестваобразованиявчастиосвоениявоспитанникамиобразовательнойпрограммыдошкольногообразования;
  • увеличениеколичествасубъектов,осуществляющихпсихолого-педагогическоесопровождение.

Выполнениекоррекционных,развивающихивоспитательныхзадач,поставленныхПрограммой,обеспечиваетсяблагодарякомплексномуподходуи интеграции усилий всех специалистов.

Ведущимспециалистом,проводящимикоординирующимкоррекционно-педагогическуюработусвоспитанницей,являетсяучитель –логопед.

Учитель-логопед:

Развиваетпониманиеречии словаря.

Работаетнадкоррекциейзвукопроизношения.

Формируетисовершенствуетграмматическийстройречи.

Развивает фонетико-фонематическое восприятие.

Развивает предпосылки связной речи.

Формирует коммуникативные навыки.

Развиваетнеречевыепсихическиефункции.

Развивает общую и мелкую моторику.

Воспитатель проводит занятия по программе и заданию специалистов в вечернее время. Создаёт доброжелательную обстановку в группе, способствующую активизации речи детей. Обеспечивает индивидуальный подход к воспитаннику с учётом рекомендаций специалистов. Развивает психические процессы и мелкую моторику. Объясняет задания специалистов родителям для закрепления пройденного материала.

Совместная деятельность участников психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной программы дошкольного образования включает следующие направления деятельности:

  1. Психолого-педагогическоесопровождениепроцессаадаптациидетейдошкольноговозрастакусловиямМБДОУ.
  2. Психолого-педагогическоесопровождениедетейдошкольноговозраста(3-7летистарше).
  3. Психолого-педагогическоесопровождениедетейстаршегодошкольноговозраста(5-7летистарше)поподготовкекшколе.
  4. Психолого-педагогическоесопровождениедетейсособеннымиобразовательнымипотребностями-детисОВЗ.
  5. Психолого-педагогическоесопровождениедетейсособеннымиобразовательнымипотребностями-одаренныедети.
  6. Психолого-педагогическоесопровождениедетеймигрантовидетейбилингвистов.
  7. Психолого-педагогическоесопровождениедетей"группыриска"

Таким образом, представленная модель психолого-педагогического сопровождения образовательной программы дошкольного образования является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология помощи и поддержки ребёнкув решении задач развития, воспитания, социализации.

2.4.ВзаимодействиепедагогическогоколлективассемьямиобучающихсясТНР

Одной изнаиболее актуальныхпроблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Успехкоррекционного обучениявомногомопределяетсятем,насколько четкоорганизуетсяпреемственностьвработе логопедаиродителей. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Консультативнаяработаобеспечиваетнепрерывностьспециальногосопровождениядетейсречевыминарушениямииихсемейповопросамреализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Работасродителями(законнымипредставителями)детейдошкольноговозрастадолжнастроитьсянапринципахценностногоединстваи сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.

Цель взаимодействия– объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребёнка на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.

Задачивзаимодействияпедагогическогоколлективассемьямивоспитанников:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья;
  • оказаниепомощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охранеи укреплении ихфизическогои психическогоздоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
  • объединениеусилияпедагоговисемьи повоспитаниюдошкольниковпосредствомсовместныхмероприятий;
  • созданиевозможностейдляобсуждениясродителями(законнымипредставителями)детейвопросов,связанныхсреализациейпрограммы.

Формат взаимодействия с родителями должен заключаться в следующем: родители и воспитатели не«заказчик»и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Формывзаимодействиясродителямиврамкахрешенияпоставленныхзадач:

  • тестирование,опрос,анкетирование,интервьюирование;
  • информационныестенды;
  • консультации,беседы,рекомендации;
  • онлайн-информированиенасайтеДОУ;
  • семинары–практикумы, «круглыестолы»ипр.;
  • образовательныепроекты;
  • открытыепросмотрымероприятийсучастиемдетей;
  • Деньоткрытыхдверей;
  • совместныедосуги,праздники,концертыипр.;
  • творческиевыставки,вернисажи;
  • конкурсы;
  • экспозициисемейныхреликвии,коллекций,традиций;
  • благотворительныеакции;
  • участиевработеСоветародителей,СоветаДОУ,родительскихкомитетов

Групповыеформыработыссемьей:

  • общиеродительскиесобрания;
  • групповыеродительскиесобрания;
  • консультированиегруппродителейпообщимтемам;
  • анкетирование;
  • оформлениеинформационныхстендов;
  • участиеиорганизациявыставок,смотров-конкурсовсовместноготворчества;
  • участиеворганизациимини-музеевитематическихвыставоквДОУ;
  • приглашениеродителейвоспитанниковнадетскиеконцертыипраздники;
  • участиевразличныхфестивалях,марафонахиакцияхвтечениегода.

Индивидуальныеформыработы:

  • работаспециалистовпозапросуродителейдлярешенияпроблемныхситуаций,связанныхсвоспитаниемребенкадошкольноговозраста.
  • участиеродителейвпедагогическихконсилиумах,собираемыхвслучаевозникновенияострыхпроблем,связанныхсвоспитаниемребенка.
  • участиеродителей(законныхпредставителей)идругихчленовсемьидошкольникавреализациипроектовимероприятийвоспитательнойнаправленности.
  • индивидуальное консультирование родителей(законныхпредставителей) c целью координации воспитательныхусилий педагогического коллектива и семьи.

Циклограммавзаимодействияучителя-логопедассемьейвоспитанника

Период

Тема исодержаниеработы

Форма/метод

Сентябрь

Родительскоесобрание«Особенности оказания логопедической помощи в ДОУ»

Анкетированиеродителей.

Анкетирование,собрание

Октябрь

Консультация«Артикуляционнаягимнастикавдомашнихусловиях»

Консультация

Ноябрь

Клуб знатоков «Что нам осень подарила»

Открытоемероприятие

Декабрь

Буклет«Развитиеречевогодыхания»

Буклет

Январь

Практикум «В гостях у зимы»

Практикум

Февраль

Памятка «Игры для обогащения словаря ребенка»

Памятка

Март

Практикум «Веснакрасна»

Практикум

Апрель

Круглый стол «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»

Круглыйстол

Май

Итогикоррекционнойработызаучебныйгод(информированиеродителейорезультатах коррекционно-развивающейработы,рекомендациипоконтролюзаречьюребенканалетний период)

Консультация

Планируемыерезультатысотрудничествассемьямивоспитанников порезультатамкоррекционно-образовательнойдеятельностиза2023-2024уч.г.:

  • установлениепартнерскихотношенийссемьейкаждоговоспитанника.
  • привлечениекучастиювкоррекционно-воспитательномпроцессе.
  • сформированностьуродителейпредставленийосферепедагогическойдеятельности;
  • владениеродителямипрактическимиумениямиинавыкамивоспитанияиобучениядетейдошкольноговозраста;
  • формированиеустойчивогоинтересародителейкактивномувключениювобщественнуюдеятельность;
  • заинтересованностьвположительномконечномрезультатекоррекционногопроцесса.

Взаимодействие педагоговДОУсдетьмиобеспечиваетатмосферупринятия,где каждыйребенокчувствует,чтоегоценят,принимаюттаким,какойон есть, всегда выслушают, поймут и помогут.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ

  1. Организацияразвивающейпредметно-пространственнойсреды

Организационный раздел адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР, предполагающий режим дня воспитанника; материально-техническое обеспечение; особенности традиционныхсобытий, праздников и мероприятий; организацию развивающей предметно- пространственной среды соответствует Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 7 «Буровичок»

Особенностиорганизацииразвивающейпредметно-пространственнойсреды(логопедическогокабинета)

Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

Принципыпостроенияразвивающей средывлогопедическомкабинетепоВ.А.Петровскому:

  • дистанция,позициипривзаимодействии-ориентациянаорганизацию пространствадляобщениявзрослогосребенком«глазавглаза»,способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
  • активность-реализациявозможностипроявленияактивностииееформированияудетейивзрослыхпутемучастиявсозданиисвоегопредметного окружения;
  • стабильность-динамичностьсреды-направленностьусловийнаизмененияисозиданияокружающейсредывсоответствиисовкусами,настроениями, меняющимися возможностями детей;
  • ориентировканакомплексированиеигибкоезонирование,реализующаявозможностьпостроениянепересекающихсясферактивности, позволяющаядетям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенностьсреды-индивидуальнаякомфортностьиэмоциональноеблагополучиекаждогоребенкаивзрослого;
  • эстетическаяорганизациясреды-сочетаниепривычныхинеординарныхэлементов;
  • тенденция«открытости—закрытости»,т.е.готовностисредыкизменению,корректировке,развитию;
  • учетполовыхивозрастныхразличийкаквозможностидлядевочекимальчиковпроявлятьсвоисклонностивсоответствииспринятымивобществе эталонами мужественности и женственности.

        Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна быть содержательно - насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически привлекательная.

Пространство логопедического кабинета организовано в виде условно разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающихматериалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

Организацияразвивающей предметно-пространственной среды помещения в учреждении оборудованы необходимой мебелью, учебно-дидактическим и игровым оборудованиев соответствии техническимрегламентом обезопасности продукции, стребованиямиСанПиНи примерным перечнем дидактического и игрового оборудования

  1. Психолого-педагогическиеусловия,обеспечивающиеразвитиевоспитанника

Единыйречевой режим(как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) вобразовательном учреждении и семье.

Речьлогопедакакобразец (орфоэпическаяправильность,неторопливыйтемп,достаточнуюгромкостьивыразительность,слитностьречи,правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки).

Дозировкиучебного,иособенно–речевого иязыкового материала– дифференцированно,с учетомхарактераречевого нарушения иэтапакоррекционной работы.

Подборлингвистическогоматериала:коммуникативно-значимогодляученика,доступногопосодержанию,соответствующегоегопроизносительным возможностям.

Использованиевкачествеправил,регламентирующихречевуюдеятельностьдетей,различныхречевыхпамяток,правилречевогоповедения (длядетейс заиканием, ОНР и др.).

Учитель-логопедвзаимодействуетнетолькосребенком,ноисегосемьей(«семейнаяцентрированность»),действуетврамкахтехнологиипрофессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).

Терпеливое,тактичноеидоброжелательноеотношениеучителя-логопедакребенкуиегородителям(влюбыхситуацияхобщения).Специалиствыбирает

коммуникативнуютональностьвпроцессеконсультированияродителейиспециалистов-смежников.

Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).

3.3.Методическоеобеспечениепрограммы

Переченьпрограмми технологий

  1. Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитиемречи)с3до7лет. Издание3-е, переработанноеи дополненноев соответствиисФГОС ДО. -СПб.:ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры у детей. М. 2018
  3. ЛебедеваИ.Н.Развитиесвязнойречидошкольников.Обучениерассказыванию
  4. З.Е.Агранович«Сборникдомашнихзаданийвпомощьлогопедамиродителямдляпреодолениялексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников», СПб.,«Детство-пресс, 2004г.;
  5. Нищева Н. В Веселаяартикуляционнаягимнастика.—СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018.
  6. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет). СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
  7. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
  8. Нищева Н. В. Современнаясистема коррекционнойработывгруппе компенсирующей направленностидлядетейс нарушениями речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
  9. Нищева Н. В. Картотеки логопеда ДОУ. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021
  10. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
  1. КадровыеусловияреализацииАОП

п/п

ФИОпедагога

Должность

Образование

Подпись

1

Мазелюк Александра Игоревна

Учитель-логопед

Высшее

2

Зарахаева Эльвира Сергеевна

Воспитатель

Высшее

3

Воспитатель

Высшее

4

Педагог-психолог

Высшее

  1. Индивидуальныйобразовательныйплан

Базоваяобразовательнаяобласть

Образовательнаянагрузкавнеделю

Образовательнаяобласть«Физическоеразвитие»

Физическаякультура

помещение

наулице

2/15мин.

Образовательнаяобласть«Познавательноеразвитие»

Формированиеэлементарныхматематическихпредставлений

2/15мин.п.гр.

Ознакомлениесокружающиммиромиразвитиеречи(интегрированныйкурс)

2/15мин.

Образовательнаяобласть«Речевоеразвитие»

Ознакомлениесхудожественнойлитературой

1/15мин.

Образовательнаяобласть«Художественно-эстетическоеразвитие»

Рисование

1/15мин.

Аппликация,лепка(чередуютсяч/знеделю)

1/15мин.

Конструирование,худ.труд(чередуютсяч/знеделю)

1/15мин.

Музыка

2/15мин.

Социально–коммуникативноеразвитиедетей осуществляетсявобразовательной деятельностивходережимныхмоментов, всовместнойи самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

14/15мин.

Индивидуальныезанятия

Учитель–логопед

2/15мин.-гр.,3/15мин.–инд.

Воспитатель

2/15мин.

  1. Индивидуальныйперспективныйпланкоррекционно-развивающейработыИвановаИванана2023–2024учебныйгод

Направление

коррекционнойработы

Содержание

коррекционнойработы

Планлогопеда

Вставить план психолога (если психолог прописан в заключении)

Вставить план дефектолога (если дефектолог прописан в заключении)

Родители:

СсодержаниемадаптированнойобразовательнойпрограммыдошкольногообразованиядляобучающегосясТНРМБДОУ№7«Буровичок»,ознакомлены:

«                »         2023г.                        /         (дата ознакомления)        (подпись/расшифровка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

Дан список методического комплекта для учителя-логопеда...

Раздел 5. Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Раздел 5. Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Раздел 5. Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...