Волшебная вода
проект (средняя группа)

Варфоломеева Анна Александровна

Проект об изучении свойств, трех состояний воды, круговорота воды в природе. А также экспереминтирование с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_voda_2024.doc491 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебная вода» (4 – 5 лет)

Содержание:

  1. Актуальность проекта
  2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
  3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
  4. Литература
  5. Приложения
  • Приложение 1. Текст рекомендации для родителей
  • Приложение 2 - 10. Сценарии мероприятий
  • Приложение 11. Фотографии процессов проведения мероприятий

Актуальность: Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.

Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это вода. Океаны и моря – самые большие водоёмы, хранилища воды на Земле, в моря впадают реки, а любая река начинается с ручейка.

     В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и их поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Свой педагогический процесс мы строим на методах наглядных и практических видов деятельности, а для того, чтобы он был эффективным, в работе с детьми уделяем большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. С этой целью мы разработали экологический проект «Волшебная вода», который позволит расширить и углубить представления детей о воде, водоемах.  Научит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.

         

Паспорт проекта

Вид проекта:

познавательно-исследовательский

Тип проекта:

коллективный

Участники:

дети средней группы «Почемучки», воспитатели ДОУ, родители

воспитанников

Продолжительность:

краткосрочный

Сроки реализации:

2 недели

Условия реализации:

детский сад – открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада

Среда реализации:

развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности

Направление

исследовательский: 

(информационно-практико-ориентированный, игровой) 

Цель проекта: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей элементарные экологические представления о воде, водоемах, его обитателях. ---- Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.

- Формировать понимание того, что вода – источник жизни на Земле.

- Систематизировать знания об окружающем мире.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.

- Развивать у детей экологическую культуру.

- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.                                                                         - Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.              

- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.                                                                                              - Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.                                                                                                          - Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.                

- Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.

Проект позволит обеспечить

Участники проекта

Предполагаемые результаты проекта

Дети

  • Дети должны узнать о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).;
  • Дошкольники должны узнать, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений);
  • Необходимо получить представление о водоёмах; узнать, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
  • Необходимо приобрели практические навыки, научится экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую).
  • Дети должны научиться контролировать свои поступки , чтобы не причинить вреда природе.

Педагоги

  • Установление партнерских отношений с семьями детей группы;
  • Создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие и укрепление здоровья детей.

Родители

  • Повышение чувств социальной и личностной ответственности родителей за полноценное развитие и воспитание своих детей.
  • Переход от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
  • Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями

с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения            здоровья детей.

Этапы реализации проекта

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Разработка плана работы над проектом:

- обсуждение целей и задач проекта с детьми (что ребята знают о воде, что хотели бы узнать);

-  создание условий, необходимых для реализации проекта,

- обогащение предметно-развивающей среды.

- сбор и анализ литературы по данной теме;

- разработка плана реализации проекта;

- подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок, подвижных игр;

- разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира), речевому развитию, художественно эстетическому развитию.

II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

III. ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Подведение итогов эффективности проекта.

Взаимодействие с родителями

  1. Папка – передвижка про воду «Поговорим о воде» (Приложение 1).
  2. Подготовка мини-выставки работ детей совместно с родителями.

План работ по реализации проекта «Этот загадочный космос»

Дата

Виды деятельности

Ответственные

Понедельник

26.02.2024 г.

1. Беседа с просмотром презентации «Вода во круг нас». (Приложение 2)

Варфоломеева А.А

Вторник

27.02.2024 г.

1. Беседа «Без воды жизни нет»  

2. Аппликация «Веселая капелька»

(Приложение 3)

Варфоломеева А.А

Среда

28.02.2024 г.

1. Беседа «Волшебница вода» (3 состояния воды).

2. Вырезание ножницами «Зонтики и капельки» с элементами раскрашивания.

 (Приложение 4)

Варфоломеева А.А

Четверг

29.02.2024 г.

1. Беседа «Берегите воду»

2. Чтение «Сказка о воде» И. Урядова

(Приложение 5)

Варфоломеева А.А

Пятница

01.03.2024 г.

1. Беседа «Дождь».

2. Разгадывание загадок.  (Приложение 6)

Варфоломеева А.А

Понедельник

04.03.2024 г.

1. Беседа «Град и снег».

2. Наблюдение на прогулке «Тает снег». (Приложение 7).

Варфоломеева А.А

Вторник

05.03.2024 г.

1. Беседа «Круговорот воды в природе»  

2. Создание макета «Круговорот воды в природе»

(Приложение 8)

Варфоломеева А.А

Среда

06.03.2024 г.

1. Беседа «Водоемы».

(Приложение 9)

Варфоломеева А.А

Четверг

07.03.2024 г.

1. Открытое занятие по экспериментированию (2 опыта). (Приложение 10)

Варфоломеева А.А

Окончательные результаты:

  • Дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд);
  • Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений);
  • Получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
  • Приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую).

Список используемой литературы:

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»-М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.

3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.

4. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ.» –Волгоград: Учитель, 2007.

5. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

6. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

7. Шорыгина Т. А.  «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.

Приложения

Приложение 1

ПОГОВОРИМ О ВОДЕ (консультация для родителей)

Дети в 4 -6 лет уже способны понять, что хорошо, а что плохо. Расскажите, что нельзя мыть в речках машины, или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоеме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы, а вслед за ними и хищники – лиса, норка, выдра. Зацветает и загнивает вода, заиливается дно, меняется и беднеет видовой состав растений по берегам. Важно, чтобы дети научились прослеживать последствия действий человека.

Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими людьми.

Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую больную нашу планету. И, кто знает, может быть, через 50 или 100 лет человечество научиться жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами!

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

Детям можно:

показывать картинки с изображением воды;

рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);

провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:

 в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду). Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины. Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго. В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода. Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка. Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок. Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию.  Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

Приложение 2

Беседа «Вода вокруг нас»

Цель: познакомить детей с понятием «вода» и дать им общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле.

Ход беседы: можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Показать детям, что на нашей планете больше воды, чем суши (ода окрашена в синий цвет). Необходимо объяснить ребятам, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной.

Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода. Необходимо донести до детей всю важность воды для человечества. Хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только пресную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой воды у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.

        

Приложение 3

  1. Беседа «Без воды и жизни нет»

Цель: формирование у детей представления о том, что животные и растения не могут жить без воды.

Ход беседы: можно привести детям пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.

  1. Аппликация «Веселые капельки»

Задачи:

- уточнить представление детей, о важности воды для всех живых существ;

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека;

- прививать бережное отношения к воде;

- воспитывать социальные навыки : умение работать в паре, договариваться, работать дружно;

- учить правильно, располагать детали на заготовке, аккуратно намазывать и наклеивать их.

Материалы к занятию: персонаж – Капитошка (игрушка, роль взрослого или картинка, капли воды, изготовленные из бумаги, бумажные заготовки к аппликации, клей, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку о воде:

«Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает». (Вода)

Игровая ситуация:

Воспитатель вносит игрушку Капитошку.

Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришёл? Как вы думаете? (Капелька). Правильно, а зовут её Капитошка. Она рассказывает, что кто-то забыл закрыть кран с водой и поэтому её сестрички – капельки убежали и потерялись. И теперь Капитошка их ищет, но сама она не может найти своих сестричек, и ищет того, кто поможет ей справиться с этим делом.

- Ребята, поможем Капитошке найти своих сестричек в нашей группе. Покажем, где живут капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Воспитатель: - Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, полоскать рот, нужно воду экономить и не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо не забывайте закрывать кран.

Дети садятся за столы, приготовленные к аппликации.

Изобразительная деятельность (аппликация капельки-сестрички для Капитошки).

Приложение 4

  1. Беседа «Волшебница – вода»

Цель: пояснить детям такие фундаментальные понятия, как дождь, туман, снег.

Ход беседы: важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.

  1. Вырезание ножницами «Капельки и зонтики» с элементами раскрашивания.

Цель: учить детей комплексно выполнять работу по теме проекта.

Задачи: -закрепление знаний о воде

- рассказать об одном из способов защиты от дождя.

 - проявление фантазии в раскрашивании зонтиков

- учиться правильно держать ножницы

- закреплять умение вырезать по контуру

Материал: шаблоны для раскрашивания зонтики и капельки на каждого ребенка; ножницы на каждого ребенка; цветные карандаши.

Приложение 5

  1. Беседа «Берегите воду»

Цель: научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь.

Ход беседы: Необходимо объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ей воспользуемся. Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду. Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.

  1. Чтение «Сказка о воде» И. Урядова

«Сказка о воде»

Урядова Ирина

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:

- Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает:

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул:

- Точно! Спасибо тебе, Солнце!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:

- Здравствуй, Море!

Море ответило:

- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

Ручеек сказал:

-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?

Море задумалось:

- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.

Ручеек обрадовано ответил:

- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!

Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала:

- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.

Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

 

Приложение 6

  1. Беседа «Дождь»

Цель: знакомство с таким понятием как «дождь».

Ход беседы: следует объяснить детям, в каком состоянии находится вода, когда идет дождь. Также следует поговорить о том, что дождь – это очень хорошее явление и объяснить почему. Это важно, ведь иногда дети думают, что дождь – это плохо, ведь пойти гулять в дождливую погоду нельзя. Необходимо им объяснить, в чем польза дождя.  

Дать детям послушать «Звуки природы: шум дождя». Это позволит детям познакомится с понятием «туман». В ходе данной беседы следует поговорить с ребятами о том, в каком состоянии находится водичка, которую мы называем туманом и как она влияет на все живое. Что туман может помешать человеку вести автомобиль. Иногда из-за тумана происходят аварии, не летают самолеты.

  1. Разгадывание загадок о воде

- Я и туча, и туман,        

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

***

- Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит.

(Река)

***

- По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

***

- Лежал, лежал,

Да в реку побежал.

(Снег)

***

- С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

(Водопад)

***

- Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)

***

- Зимнее стекло

Весной потекло.

(Лёд)

Приложение 7

  1. Беседа «Град и снег»

 

Цель: знакомство с понятием «снег и град».

Ход беседы: следует поговорить с ребятами о том, в каком состоянии находится вода, которую мы называем градом или снегом. Также следует рассказать детям о таких понятиях как «снег» и «град». Нужно объяснить, что, когда пары воды попадают в условия с очень низкой температурой, может выпасть снег или град. Причём, снег всегда идет зимой, а вот град может выпасть в любое время года. Также следует объяснить, что град – это губительное явление, которое способно уничтожить урожай, поранить людей и животных, а также повредить дома и автомобили. А вот снег – это хорошо. Ведь он надежно защищается растения от самых свирепых морозов.

  1. Наблюдение за таянием снега и льда (на прогулке)

Цель и задачи: формировать представление о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.

Ход:

Наблюдение за таянием снега и льда на солнце.

Воспитатель с детьми наблюдают за весенними изменениями в природе. Воспитатель обращает внимание на погоду: небо без туч и облаков, стало теплее, солнце пригревает всё больше, ветра нет.

- Где снег и лёд тают быстрее: на солнце или в тени?

- Почему утром на лужах лёд, а днём он превращается в воду?

- Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени – нет? Установить связи между повышением температуры воздуха и появлением первых проталин, образованием сосулек и луж. Проследить изменение в одежде детей.

Приложение 8

  1. Беседа «Круговорот воды в природе»

Цель: дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды.

Ход беседы: может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды. Мы использовали мультфильм «Путешествие капельки».

  1. Создание макета «Круговорот воды в природе»

Цели: Понять, как происходит круговорот воды в природе; Узнать о свойствах воды.

Задачи: Иметь представление о процессах, происходящих с водой в природе; Сформировать единую картину круговорота воды в природе.

Вывод. Вода постоянно совершает круговорот в природе. Она является основой для всех живых организмов, так как в этом процессе проходит через атмосферу, литосферу и гидросферу земли, при этом так же попадая в каждый живой организм.

   

Приложение 9

  1. Беседа «Водоёмы»

Цель: Объяснить детям, что существуют рукотворные и природные водоемы.

Ход: Детям следует объяснить, а лучше всего наглядно показать (на картинках), что в природе существуют очень много типов водоемов. Так, например, природными водоемами считаются реки, озера, пруды, моря, океаны (добавить, что их всего 4). А вот бассейны и фонтаны – это дело рук человека. Также в ходе этой беседы детям следует донести, что бывают водоемы подземные. В подземных реках течет очень чистая и полезная вода, и если она выходит на поверхность, то образуется родник.

Приложение 10

  1. Открытое занятие

Конспект по экспериментированию с водой в средней группе

Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воды;

• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

• Активизировать словарь.

• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал:

  • Глобус
  • Банка с вареньем
  • Пластиковые стаканчики (прозрачные, одноразовые ложки – несколько штук, трубочки – по количеству детей).
  • Кисточки, гуашь разных цветов
  • Альбомные листы по количеству детей
  • Цветные карандаши
  • Одноразовые шапочки, перчатки, фартуки – по количеству детей.
  • Соль, сахар.

Проблема и мотивация к решению:

   Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто вспомнит, что это такое? (показать детям глобус).

   Дети: Это глобус. 

   Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (Дать детям покрутить глобус, чтобы его рассмотреть).

   Дети: Синего, голубого.

   Воспитатель: Верно. А что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.

Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришла капелька. Только она плачет. А все потому что дети очень мало знают про воду. Про ее волшебные свойства; про три необычных состояний воды; как используют воду; экономят. Ребята, давайте мы с вами поднимем Капельке настроение, пройдем в нашу лабораторию юных исследователей, проведем несколько интересных экспериментов.

Решение проблемы:

Воспитатель: А чтобы у нас с вами всё получилось нужно соблюдать правила поведения. Показать на двери (ширме) картинки и проговорить. Затем надевает фартуки, шапочки, перчатки.

После этого заходим в лабораторию. Стоят 2 стола с номерами 1 и 2. Подходим к столу №1

Первый опыт «Вода прозрачная. Вода меняет свой цвет».

   Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (Ответы детей).

Опыт: Опустить в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да

Вывод (сначала пытаются сделать дети) – вода прозрачная. Вода не похожа ни на один цвет, у нее нет никакого цвета. Значит она бесцветная. (Можно повторить хором).

Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода волшебница, она может менять свой цвет.

Опыт: Берем кисточки и краски. Опускаем кисточки с краской в воду. Что произошло с водой? (Ответы детей).

Воспитатель: Вода поменяла свой цвет. Давайте назовем цвета. В ходе данного эксперимента мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

Второй опыт «У воды нет запаха. У воды нет вкуса».

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.

Воспитатель: Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Ответы детей).

Дать понюхать. Воспитатель: Чистая вода, ребята, вообще ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, бывает ли вода с запахом?

Добавим варенье в воду. Воспитатель: Чем пахнет вода? (Ответы детей). И напомнить, что вода поменяла цвет.

Вывод: У чистой воды нет запаха. Если что-то добавить, то запах появляется.

У детей стоят стаканчики с чистой водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (Ответы детей).

Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (Ответы детей).

В один стаканчик добавляем соль, во второй стакан сахар. Теперь попробуем водичку. Какая она на вкус? (Ответы детей)

Вывод: У чистой воды нет вкуса.

Проводим игру в каком стаканчике какой вкус. Если что-то добавить в воду, то вкус появляется.

Заканчиваем эксперименты.

Физкультминутка.

Зарядка с капитаном крабом «Морские обитатели»

После физкультминутки проходим за столы, и дети зарисовывают эксперименты.

Приложение 11

Наблюдение на прогулке «Как на солнце тает снег и лед».

Изучение круговорота воды в природе

Делаем «Капельки воды»

Итоговое занятие по экспериментированию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...