Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные педагогом и реализуемые в образовательной организации
рабочая программа (старшая группа)

Романюк Ольга Владимировна

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnye_rebyata_2016-2017.docx86.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик – семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по воспитанию культуры поведения у детей

 дошкольного возраста

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

(детей 2-7 лет)

Когалым 2023г.

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………...

1

Возрастные особенности общения дошкольников ………………….        

4

Цель и задачи программы ……………………………………………

7

Содержание программы ……………………………………………….

9

Приложение…………………………………………………………......

17

Список используемой литературы…………………………………….

35

Необходимо воспитывать у ребенка отношение к миру, к людям, к себе. Основы наук передать может каждый, а воспитать человека можно только с помощью сотрудничества.

Ш. Амонашвилии

Пояснительная записка

           Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года определила, что «Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Именно поэтому, важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе стало совершенствование процесса нравственного воспитания детей.

Отношения детей друг с другом и со взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.  

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.  

В наше время в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или  дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.

Поэтому очень важно совершенствовать работу по воспитанию нравственно ценного поведения у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

         Актуальность данной  проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий, направленных на повышение качества дошкольного образования через формирования нравственных ценностей в коллективе детей.

         

Поэтому и  возникла идея создания рабочей программы «Дружные ребята», которая соответствовала бы данным требованиям.

Возрастные особенности общения дошкольников        

Младший дошкольный возраст

        В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою - отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны - дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: "Ты прыгаешь, и я прыгаю", "У тебя зеленые тапочки - и у меня такие же". Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. "Окружающими" для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.         Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности.

Цель программы: формирование доброжелательных взаимоотношений среди детей разного возраста и опыта использования положительных групповых норм.

 

Задачи программы:

  • Формировать коллективную направленность личности ребенка, умение сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;
  • Формировать у детей заинтересованное отношение к деятельности сверстников, положительное отношение к их успехам, сочувствие к неудачам, стремление помочь и поддержать;
  • Способствовать формированию детского сообщества на основе общих интересов, создания значимости поддержки со стороны сверстников, достигая тем самым благополучного положения каждого ребенка в складывающем сообществе;
  • Формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила. Предупреждать проявления эгоизма, жестокости по отношению к сверстникам, способствовать яркому выражению отзывчивости, справедливости, заботливости в складывающих ситуациях в повседневной жизни группы.

Гипотеза: предполагается, что целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный психологический климат в группах
  • Снятие напряжения в коллективе.
  • Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия
  • Сплочение группы.
  • Снижение уровня страхов и тревожности.
  • Отсутствие воспитанников с низким уровнем коммуникативной активности: высокий уровень диалогического общения в группах, способность детей вступать в общение с гостями группы;
  • Отсутствие воспитанников с низким уровнем социальной активности: не вступающих в контакты со сверстниками и воспитателями или избегающих поручений, выступлений;
  • Комфортный психологический климат в группе; отсутствие воспитанников с низким социометрическим статусом или их крайне небольшое количество
  • Комфортный психологический климат в группах ДОУ
  • Высокий уровень знаний педагогов по вопросу (в области психологии)
  • Улучшение детско-родительских отношений

При написании программы «Дружные ребята» учитывались требования основных нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  • Приказ Министерства образования РФ от 23 ноября 2009г. №   655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Принципы построения программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • системность проводимых мероприятий;
  • индивидуальный и дифференцированный подход, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • последовательное усложнение предлагаемого материала  «От простого к сложному»;
  • взаимодействия: дети – дорожная среда;
  • доступность материала;
  • строгая дозировка объема сообщаемых знаний;
  • поощрение любых достижений ребенка;
  • опора на наглядность;

Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. 

Срок реализации программы: 2016 – 2017год.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительно-проектировочный (аналитический)
  2. Формирующий (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

Название этапа

Время  реализации

Основные    мероприятия

1.

Аналитический

09.09.-30.09.2016

 уч. год

  • Наблюдение за детьми, выявление проблем во взаимодействии друг с другом.
  • Изучение литературы по следующим особенностям эмоционально-личностного реагирования детей:

-  враждебности и агрессивных проявлений детей дошкольного возраста,

-  синдрома гиперактивности. Подбор программно-методического материала по направлению работы.

  • Изучение и анализ методической, педагогической и психологической литературы по вопросам развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста как фактора улучшения взаимоотношений в группе.
  • Анализ и создание предметно-развивающей среды: дидактических игр и пособий, фотоальбомов, «Книги добрых правил», «Тетради добрых дел», стенда «Наши поступки» и «Уголка дружбы».
  • Комплексный анализ выявленных результатов; вычленение проблем.

Постановка проблемы: Необходимость своевременного проведения диагностического обследования направленного на выявление благополучия взаимоотношений детей в группе, выявлении проблем во взаимоотношениях детей и внедрении коррекционной работы направленной на развитие эффективного коммуникативного поведения.

2.

  • Постановка проблемы перед педагогами и специалистами ДОУ.
  • Самообразование по теме программы.
  • Составление перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с учетом уровня развития детей.
  • Составление перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с учетом уровня развития детей.

3.

Формирующий

01.10.-10.05.2017

уч.годы

  • Организация воспитательно-образовательной работы в режиме дня ДОУ
  • Мониторинг уровня сформированности представлений о культуре поведения у детей групп.

4.

Заключительный

10.05-15.05.2017  годы

  • Анализ эффективности использования коррекционно-развивающей работы в ДОУ:

- рефлексия,

- обсуждение с педагогами проведённых мероприятий,

- отслеживание динамики развития коммуникативных способностей

- корректировка задач, консультирование, обмен опытом

  • Анализ достижения цели, эффективности полученных результатов.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

  •    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  •    самостоятельную деятельность детей;
  •  взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение (восприятие) художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется в следующих формах организации детей:

  • групповые,
  • подгрупповые,
  • индивидуальные.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить. 

Взаимодействие с родителями по вопросам формирования культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

    Работа, проводимая в группе по формированию у детей культуры поведения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому, в программе представлены  формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуются к применению в решении поставленных задач.

Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры поведения дошкольников.

Формы работы с родителями

Форма взаимодействия           с родителями

Задачи работы

Тематика работы

с родителями

Индивидуальная беседа

  • выявление особенностей воспитания культуры поведения в семье;
  • выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме

  •  «Вместе весело играть»
  •  «Дурные привычки. Как с этим бороться?»
  • «Хорошие манеры»
  • «Вместе тесно, а врозь скучно»
  • «О  соблюдении  правил  этикета  в  домашней   обстановке»
  • «Очень важный разговор»
  • «Ты и твои друзья»

Консультации

  • совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры поведения

  •  «Дружба заботой, да подмогой крепка»
  •  «Вежливые слова»
  • «Агрессивные дети»
  •  «Как вести себя в обществе»

Анкетирование

  • выявление особенностей воспитания и общения ребенка в семье
  • Экспресс-опрос «Как поживает ваш ребёнок в детском саду»
  • «Друзья у вашего ребёнка»

Наглядная

агитация

  • дополнить и углубить знания, полученные родителями во время консультаций, бесед, тематических родительских собраний;
  • привлечь к участию в выставках, созданию фотостендов
  • Буклет «Игры, направленные на достижение положительного  самоощущения, умения выражать позитивные эмоции, на развитие навыков  взаимодействия».
  • Памятка для родителей «Достоинство дружбы».
  • Фотовыставка «Мы друг другу помогаем»

Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к ребенку, что окажет существенное влияние на формирование у него навыков культуры поведения.

Опираясь на проблемы, которые интересуют родителей,  составлен ряд консультаций (Приложение 4).  Нравственное развитие ребенка сугубо индивидуально, поэтому большое значение уделяется беседам с родителями, в ходе которых важно дать обоснованный совет, вовлечь их в обсуждение особенностей поведения ребенка, методов воздействия на него. Одним из главных условий в работе с родителями является семейный опыт по формированию нравственных качеств у детей.

Для того чтобы определить направления и выбрать наиболее эффективные формы работы с родителями, необходимо получить информацию об особенностях их поведения и общения с детьми. Для этого используется анкетирование. Обработка полученных результатов позволяет ориентироваться в том, как целесообразнее построить общение с родителями и вести работу по воспитанию нравственной культуры детей.

Чтобы дополнить и углубить знания, полученные родителями во время консультаций, бесед, тематических родительских собраний, применяются различные формы наглядной агитации. Наиболее удобной является уголок для родителей. В нем помещаются статьи, ответы на вопросы родителей, заметки о достижениях ребят и пр. Имеется рубрика «Наши добрые дела», где в письменной форме выражаются благодарности родителям за выполнение данного им поручения; рубрика «Хорошие поступки детей нашей группы», где находится «Тетрадь Добрых дел». Кроме того, родители могут ознакомиться с информацией по нравственному воспитанию детей в папке «По ступенькам нравственности».

В работе с родителями используются папки-передвижки. В них содержится  красочно оформленный материал на разные темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематический план

Тематический план

(младший дошкольный возраст)

№ п/п

Тема

Организационные формы

1.

Знакомство с Феей Вежливости

Тема рассматривается на занятии. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны  - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения.

2.

Вежливые слова

Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др.

3.

Ласковые слова

Тема раскрывается в процессе ежедневных бесед с детьми, нерегламентируемых видах деятельности.

4

Как вести себя на занятии

Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях непосредственно во время занятия. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение воспитателя, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т.д.

5

Как вести себя на улице

Знание по данной теме могут преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.

6

Хорошо - плохо

Тема изучается во время специальных занятий, бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки.

7

Мы играем дружно

При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать  друг у друга игрушки.

8

Вежливость закон для всех

Итоговое занятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, принимать участие в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения.

Тематический план

(средний дошкольный возраст)

№ п/п

Тема

Организационные формы

1

Путешествие в Страну Вежливости

Первое путешествие детей в Страну Вежливости можно осуществить либо на занятии, либо в форме развлечения. В Стране Вежливости дети встречаются с уже знакомыми полюбившимися героями: Феей Вежливости и гномами. Вместе с детьми Фея вспоминает уже знакомые детям правила культуры поведения – на занятии, на улице, дома, за столом и т.д. В конце занятия Фея ставит детей в известность о том, что в новом учебном году они познакомятся с новыми правилами поведения.

2

Добро и зло

Тема изучается в процессе занятий, индивидуальных и коллективных бесед, во время игровой, трудовой деятельности, через ознакомление с художественной литературой. На примерах героев любимых сказок детям объясняются понятия «добро» и «зло». Добрые поступки совершают добрые люди, а зло всегда наказуемо. В процессе изучения данной темы с детьми говорят о дружбе, справедливости, правдивости, смелости.

3

Вежливые и ласковые слова

Знание о вежливых и ласковых словах преподносятся в процессе занятий, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, бесед, чтения художественной литературы, ежедневного общения. Детям необходимо дать знания о вежливых, ласковых оборотах речи, о том, что имя человека может иметь уменьшительно-ласкательную форму.

4

Правила поведения в детском саду

Правила поведения в детском саду преподносятся во время занятий, бесед, напоминаний, в процессе разбора каких-либо конкретных ситуаций. Дети должны усвоить, что приходя в детский сад, они должны здороваться, уходя – прощаться, что в детском саду нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, портить имущество (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т.д.); всех взрослых в детском саду нужно называть по имени и отчеству, обращаться на Вы, приветствовать всех работников детского сада, доброжелательно общаться со сверстниками и т.п.

5

Правила поведения на улице

Правила поведения на улице изучаются во время специальных занятий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, на прогулке, экскурсиях. С детьми изучаются способы обращения к прохожим на лице, к продавцу в магазине, к милиционеру и т.д.

6

Ласка и внимание – залог взаимопонимания

Тема преподносится детям в процессе бесед, ознакомления с художественной литературой, во время дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети усваивают ласковые обороты речи, формы уменьшительно-ласкательного обращения к людям.

7

Что такое настроение?

Тема рассматривается на занятии. Детям необходимо рассказать о том, что такое настроение, что оно бывает различным и зависит от эмоционального и физического состояния человека на данный момент. Детей знакомят с различными эмоциями (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т.д.) и их проявлениями в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Знание детей закрепляется в различных формах детской деятельности: играх, беседах, изобразительной деятельности, чтения художественной литературы и ежедневном общении.

8

Правила общения

Тема является продолжением тем № 7, 8 и может изучаться в течение длительного времени: на занятиях, в играх, трудовой деятельности, во время бесед, в процессе ежедневного общения. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков – общение со сверстниками, общение со взрослыми, общение с малышами, общение с незнакомыми людьми и т.д. Важно научить детей способом ведения диалога и беседы, закрепить умение вежливо выражать просьбу, согласие либо отказ, учить использовать в речи ласковые обороты, особенно в общении с малышами. Кроме того, необходимо закрепить умение определять эмоциональное и физическое состояние собеседника и, исходя из этого, строить диалог.

9

Учимся поздравлять и принимать поздравления

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр «Семья», ежедневного общения необходимо научить детей правилам этикета во время поздравлений людей (взрослых, сверстников) с какими-либо важными событиями жизни: подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений. Кроме того, нужно научить детей принимать подарки и произносить ответное слово.

10

Хорошо, что есть друзья

Говорить с детьми о дружбе, значение дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при организации дидактических игр, организации сюжетно-ролевых игр. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к товарищам: быть внимательным и отзывчивым к сверстникам, делиться игрушками, защищать от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания, милосердия. Хорошо использовать при изучении данной темы примеры из художественной литературы.

11

Маму просто обожаю и во всем ей помогаю

Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы «Мои домашние поручения», «Как я дома помогаю маме» и др.

 Детей необходимо на примерах из художественных произведений или поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры, занятий игрушки и другие предметы.

12

Мы – ребята дружные, добрые, послушные.

Данные две темы являются итоговыми. Закрепляются все правила культурного поведения, которые дети изучали. Хорошо вместе с детьми составить «Памятку правил культурного поведения». Итогом изучения правил культурного поведения могут стать: занятие – беседа, развлечение, театрализованное представление, кукольный спектакль и другие формы работы.

13

Что такое хорошо и что такое плохо

Тематический план

(старший  дошкольный возраст)

№ п/п

Тема

Организационные формы

1.

Что такое этикет.

Изучение данной темы лучше проводить  в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.

2.

Правила поведения в общественных местах.

Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальных занятиях, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок.

Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков:

  • Поведение в детском саду;
  • Поведение на улице;
  • Поведение в общественном транспорте;
  • Поведение в театре (музее, магазине, кафе).

3.

Правила общения

Данная тема изучается в течение длительного времени: на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности, во время  бесед, в процессе игр и ежедневного общения.

Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков:

  • Общение со сверстниками;
  • Общение со взрослыми;
  • Общение с пожилыми людьми;
  • Общение с малышами;
  • Общение с незнакомыми.

Детей необходимо научить правилам ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, умению выражать просьбу, согласие, отказ, использовать в общении ласковые обороты. Детей также необходимо научить определять эмоциональное и физическое состояние собеседника, учитывать данное состояние во время общения. Неоценимую услугу может оказать  в изучении данной темы художественная литература, просмотр детских телепередач.

Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.

4.

Вежливые слова

Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.

5.

Принимаем гостей

Тема изучается на занятиях, во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение.

6.

Учимся поздравлять и принимать поздравления

Данная тема является продолжением предыдущей. Более подробно детей знакомят с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков.

При обучении детей составлению поздравлений   научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений.

Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.

7.

Для чего нужны письма

Изучение данной темы желательно проводить после того, как дети овладели методикой составления рассказов. После этого с детьми следует поговорить о том, что такое письмо, для чего нужны письма, научить правилам их составления: обращение, приветствие, сообщение, пожелание, заключение.  Желательно после сообщения детям необходимых сведений знания закрепляются приемом написания писем кому-либо, например, заболевшему товарищу, детям другой группы, другого детского сада.

8.

О чуткости, отзывчивости и милосердии

В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога.

9.

О дружбе и правилах дружной игры.

Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к сверстникам: быть внимательным, отзывчивым, делиться какими-либо личными предметами, защищать друзей от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания и милосердия.

10.

Правила дружной работы.

Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат  зависит от вклада каждого участника общего дела. Кроме того детей необходимо научить видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. Выучите с детьми девиз «Один за всех и все за одного».

11.

Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек).

Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными, окружающими. Посвятите несколько мгновений обучению детей умению двигаться. Неоценимую услугу отказывают в этом танцы, танцевальные движения, ритмические упражнения. Желательно посвятить несколько бесед одежде, уделяя внимание подбору цвета, разным стилям и соответствие их обстоятельствам, той или иной деятельности. Кроме того девочек необходимо научить уходу за волосами и созданию причесок.

1-2 беседы можно посвятить подбору аксессуаров.

Закрепляются знания детей в игровой и практической деятельности, развлечениях по типу КВН, «А ну-ка, девочки!».

12.

Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков).

Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт

13.

О поступках плохих и хороших.

Данной теме лучше посвятить занятие, в котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам.

14.

Обо всем понемногу.

Это, своего рода, занятие – итог. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления и других видов деятельности. Главное то, что дети должны показать свои знания, умения, навыки, все то, чему они научились в течение всех лет пребывания в детском саду.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сентябрь

1 неделя:

Что такое улица, и по каким правилам она живёт». Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире; повысить самооценку детей, их уверенность в себе; развить любознательность, наблюдательность

2 неделя: В ситуативной беседе закреплять знакомые правила поведения: здороваться, прощаться, не перебивать старших, во время разговора смотреть на собеседника.

3 неделя:

После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые правила:

  • Справедливо разрешай спор;
  • Будь внимателен к товарищу;
  • За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;
  • Уступи игрушки товарищам.

4 неделя:

1. Утром побеседовать с детьми о том, как они выполняют поручения взрослых. Еще раз напомнить: не заставляй повторять просьбу несколько раз – это не уважение к взрослому.

Работа с родителями: Сделать альбом: «Наша добрые дела»

С помощью родителей сделать альбом; воспитывать стремление к хорошим поступкам

Октябрь

1 неделя: Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, включаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседовать на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

2 неделя:

1. Вечером прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут заботиться о маме, помогать ей.

2. Побеседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать стихотворении А. Барто «Вовка – добра душа»

3 неделя:

1. Во время прогулки предложить детям,  заняться каким – либо трудом; познакомить с правилами «не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему»

3. Прочитать рассказ В. Осеевой «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правило: « Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

4 неделя:

1. Утром объяснить правило: «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед – это доставляет неудобство товарищам».

2. Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.

Работа с родителями: Оформление стенда "Отдыхаем вместе" (вместе с родителями).

Ноябрь

1 неделя: Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Поговорим о хороших и плохих поступках. Ввести правило – не принимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим. Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду, уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться, не обижать их. Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.

2 неделя:

1. Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомни пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

3 неделя:

1. Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут делать в саду и дома.

2. Прочитать пословицы: « Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь, береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают. Познакомить с правилом «Всем советуем дружить, ссориться не смейте, без друзей нам не прожить ни за что на свете».

3. На рисовании отметить, кто из детей выполняет правило: «Самостоятельно готовиться к занятию»

4 неделя:

1. Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, добиваться результата.

Закрепить правила: «Прежде, чем выполнять задание. Подумай, как его выполнить лучше».  Если при выполнении задания тебе помогли, благодари за помощь.

2. Предложи детям самим приготовить материалы к игре «Магазин» для мл. гр. Закрепить правило: «Заботиться о малышах дома и в детском саду. Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.

3. Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помоги товарищу, не жди, пока он попросит у тебя помощи», «Поделись с товарищами игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет», «Останови товарища, если он поступает плохо».

4. Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило: «Уважай взрослых в детском саду и дома». Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым.

Работа с родителями: Беседа с родителями она тему «Как научить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях».

Декабрь

1 неделя.

1. После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Выяснить все ли ребята дома убирают за собой постель, побеседовать на эту тему с родителями.

2. Утром напомнить детям о правилах культурного поведения за столом: «если тебе, что – нибудь надо достать, вежливо попроси об этом соседа.

3. Предложить детям несколько упражнений на правило: «Не перенимай дурных поступков», - «Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?»…»Таня и Сережа играли в мяч и нечаянно разбили в вазу. Мама спросила: - Кто это сделал? Сережа говорит: Не я. И Таня тоже: Не я. Правы ли дети?».

2 неделя

1. Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».

2. На занятии по ручному труду напомнить правило: «Готовь свое рабочее место и убери мусор после занятия»

3. Утром отметить детей, которые всегда умеют найти себе занятие в группе.

4. Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.

3 неделя

1. Беседа на тему» Мы в гостях», чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепить правила поведения в гостях.

2. Во время прогулки закрепить правила поведения на улице «переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте». Идя по улице придерживаться правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся на встречу»

Работа с родителями: Предложить родителям сделать совместно поделки на тему «Готовлю подарок другу».

январь

1 неделя:

1. В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему: «Как мы заботимся о малышах дома и в саду»

2. Беседа на тему «Волшебные слова – наши лучшие друзья». Закрепить представление о том, что волшебные слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.

3. Утром предложить детям настольные дидактические игры. В ходе игры, контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.

2 неделя:

1. Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все ребята пришли во время. Закрепить правило: «Не опаздывай в детский сад, на занятия, на обед»

2. Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице.

3. Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться, уступать друг другу.

3 неделя:

1. Перед началом ролевой игры побеседовать о правилах поведения: «Играйте дружно», «Уступай игрушки друзьям»

2. Индивидуальные беседы с детьми,  – «Какие правила культуры поведения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает  не так, как надо?»

3. Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.

4 неделя:

1. Утром обратить внимание на внешний вид детей. Познакомиться с правилом: «Если ты видишь не порядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом нужно сказать так, чтобы ребенок не обиделся».

2. Подсказать детям, как в шкафу расположены материалы по изобразительной деятельности. Отметить, должна иметь свое место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятию. Напомнить правило:

 « Самостоятельно готовься к занятию».

3.Прочитать рассказ «Калитка». Побеседовать на тему: «Чему нас  учат герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека»

Работа с родителями: Игра-тренинг «Галантный кавалер».

Цель: научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре.

Февраль

1 неделя.

1. Утром побеседовать с детьми, как они собираются в детский сад (убирают постель, умываются, причесываются, чистят обувь, одежду и т.д.)

2. Прочитать стихотворение С. Маршака, О. Бондура «Как себя вести», «Праздник». Закрепить правило «Уважай взрослых в детском саду»

2 неделя

1. После занятия по труду напомнить детям: « Если во время работы ты насорил или разбил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».

2. Составление рассказов из личного опыта на тему: « Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь»

3. Утром предложить дидактическую игру «Дошколята – вежливые ребята». Запомнить добрые вежливые слова, поступки, назвать литературные произведения, в которых говорится о вежливости.

4. Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транспорте, отметить нарушения.

5. Индивидуальные беседы с детьми на тему « Тебя пригласили в гости».

6. Занятия по ручному труду. Предложить проанализировать работу, которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.

3 неделя:

1. Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Проследить,  как они будут вести себя в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: « Если ты закончил работы раньше товарища, помоги ему.

3. Предложить ситуацию: «Две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай, позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки на перебой рассказывают друг другу про разные мутфильмы. Рядом сидела женщина. Посмотрела она строго на девочек, но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса. Вопрос: почему женщина строго посмотрела на девочек? Познакомить с правилом: «В общественном месте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать другим людям».

Работа с родителями: Ширма-раскладка «Как общаются наши дети»

Март

1 неделя:

1. Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослым».

2. Предложить ситуацию: «мальчик шести лет вошел с папой в троллейбус. Женщина встала  и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали спасибо». Вопрос – «Как ты будешь вести себя, если тебе уступят место в транспорте?».

2 неделя:

1. Утром провести индивидуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведешь себя в кинотеатре, театре?»

2. Игра «Письма доброго сказочника». Раскрыть детям значение слов «нельзя, можно, надо». На конкретных примерах учить оценивать поступки и соотносить с этими словами.

3.Предложить несколько упражнений на правило «Не принимай дурных поступков»:

  • Один мальчик обижал кошку, другой стал делать то же самое
  • Один мальчик полез в грязь и другой то же.

3 неделя:

1. Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят можно назвать вежливым?, Подсказываешь ли ты своим друзьям, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?». Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить. Вежливым – открываются все двери».

2. Занятия по конструированию. Учить детей заранее подбирать материал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило «Прежде, чем начать выполнять задание, подумай, как его лучше выполнить».

3. Вечером рассмотреть иллюстрации о правилах дорожного движения. Провести игру – упражнение «Наша улица».

4 неделя:

1. Утром, во время завтрака закрепить правила культуры еды «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не красиво. Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно. Если тебе что – нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать»

2. Вечер вопросов и ответов:

  • Какие ты знаешь правила культуры поведения?
  • Какие правила тебе трудно выполнить? Почему?
  • Подсказываешь ли ты своим товарищам, как вести себя, если видишь, что они поступают не так, надо? Какие пословицы знаешь о культуре поведения?

Работа с родителями: Наглядная информация: Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!», «Играем дома» (картотека игр для родителей), статья «Активный отдых!».

Апрель

1 неделя:

1. Утром закрепить с детьми правила поведения в настольной игре «Цветик – Семицветик». Развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать.

2. Во время прогулки в лес обратить внимание на березы, отметить – некоторые люди, чтобы добить себе березовый сок, делают на березе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы помочь ему, надо пластилином и изолетной заклеить надрезы.

2 неделя:

1. Утром упражнять детей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический кабинет и попросить пособие для занятия. Напомнить, как надо обращаться с просьбой. После выполнения поручения спросить ребенка – был ли он вежливым? Почему он думает, что был вежлив?

2. Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: когда мы говорим слова: «скажите, пожалуйста», «разрешите спросить?», «как нужно разговаривать со взрослыми?», «как нужно разговаривать в общественных местах» и т.д.

3. Прогулка. Упражнять детей в правильном переходе улицы. Запомнить правило: «Переходить улицу надо в указанном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю.

4. Вечером в настольных играх «Знаки на дорогах», « В путь – дорогу» закрепить правила дорожного движения.

3 неделя:

1. Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, кино, музее, помни – что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спектакля, фильма – это не красиво. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнения можно в антракте».

2. Прогулка в лес. Рассмотреть с детьми первые, цветущие растения – мать и мачеху, калужницу. Рассказать о бережном отношении к растениям, объяснить о значении «Красной книги». Познакомить с правилами: «не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений выращенных человеком».

Работа с родителями: Консультация на тему «Что делать, если ты злишься»

Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

Май

1 неделя:

1. Занятие по развитию речи. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения», закрепить правила поведения в гостях, на занятиях, в общественном месте, на улице.

2 неделя:

2. вечер развлечений на тему «Как мы выполняем правила поведения»

3 неделя:

Летом планируется индивидуальная работа с детьми по темам.

Работа с родителями: Беседа «Каким должны быть мальчики и девочки» формированию гендердерной компетентности.

ЦИКЛ БЕСЕД

ПО ТЕМЕ:

«КОГО МЫ НАЗЫВАЕМ ДОБРЫМ

(ЧЕСТНЫМ, ВЕЖЛИВЫМ)

ЦИКЛ БЕСЕД: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)

Цель: довести до понимания детей содержание понятий «доброта», «честность», «вежливость», познакомить с правилами доброты, честности и вежливости»

  • ДОБРОТА

Правила доброты:

  • Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.

  • ЧЕСТНОСТЬ

     С детьми обсуждаются такие темы, как «Трудно ли быть честным?». «Как сдержать слово» и так далее.

Правила честности:

  • Сказал – сделай!
  • Не уверен – не обещай!
  • Ошибся – признайся!
  • Забыл – попроси прощения!
  • Говори то, что думаешь!
  • Не можешь сказать правду – объясни почему!
  • Не выдавай чужую тайну!

  • ВЕЖЛИВОСТЬ

Правила вежливости:

  • Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
  • Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся!
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься!
  • Не капризничай, не ворчи! Твой каприз может исправить настроение другим.

Список использованной литературы

  1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.
  2. Бабанский Ю.К. «Педагогика». – М., - 1988.
  3. Бархатова «Воспитание культуры поведения». Д/в №11 – 1989.
  4. «Беседы на этические темы».  Д/в №4 – 1988.
  5. Клюева Н.В. «Учим детей общению».
  6. «Воспитывать тактичного собеседника».  Д/в №8 - 1985.
  7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами».  Д/в №10 - 1980.
  8. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.- 1988. –
  9. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М, - 1975. - 239 с.
  10. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». Д/в - №7 – 1975.
  11. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985.
  12. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8. Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные педагогом и реализуемые (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

 Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного ре...

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

3.2. Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации

1. Проект по обучению чтения  для детей с ТНР 6-7 лет - «Играя - учимся читать» (см.ниже Проект)2. Реализация программы по развитию речи для детей  5-6 лет - &laqu...

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организаци...