Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные педагогом и реализуемые в образовательной организации
рабочая программа (подготовительная группа)

Романюк Ольга Владимировна

Программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_kistochka_-_kopiya.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Когалыма «Цветик-семицветик»

                 

Дополнительная общеразвивающая программа

 воспитателя  подготовительной группы №21

«Кисточка»

по художественно – эстетическому развитию

на 2020-2021учебный год

(для детей 6-7лет)

 

                       

                          Составитель: Романюк О.В.

                                                воспитатель подготовительной группы №21

                                 МАДОУ «Цветик-семицветик»

Когалым, 2020г.

Содержание

I       Целевой раздел

1.1.    Пояснительная записка.

3

1.2.    Планируемые (ожидаемые результаты).

5

1.3.    Возрастные особенности детей

5

II.    Содержательный раздел

2.1.    Учебный план.

6

2.2.1. Методические приёмы

7

2.2.2. Содержание Программы.

7

2.2.3. Задачи  работы с детьми и родителями  6-7лет

7

2.2.4. Перспективный план.

9

III     Организационный раздел. 

3.1.    Методические материалы

16

3.2.    Организационно-педагогические условия реализации Программы.

18

3.2.1. Календарный учебный график.

18

3.2.2. Материально – технические условия реализации программы.

18

3.2.3. Кадровое обеспечение реализации программы.

20

3.2.4. Список литературы.

21

                                                            I  Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

     Программа разработана на основании законодательных и нормативно -

правовых документов:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».

- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Веселая кисточка» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

     Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития художественного творчества детей.

      Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

      Программа воплощает новый подход к развитию художественного творчества дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования.      

     Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве; выражают все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

      Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной.    

     Непосредственно образовательная деятельность в программе направлена на развитие у дошкольников художественного творчества через обучение нетрадиционными техниками рисования. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

      В основе организации образовательной деятельности – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

   Содержание программы нацелено на развитие и формирование художественного творчества, обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей.

        Комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка, представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изобразительной деятельности.

Адресат программы - на обучение принимаются в возрасте 6-7 лет.

Объём программы составляет 36 часов.

Срок освоения программы - 1 год.

Режим занятий: 21 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1академического часа - 30 минут.

Форма обучения – очная.

Основной формой работы являются групповые занятия.

Уровень сложности программы «стартовый».

Цель программы: - развитие художественного творчества детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

- расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения, экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;

- обучать созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

-развивать световосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;

 -развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

- воспитывать самостоятельность, художественный вкус.        

  1. Планируемые (ожидаемые) результаты.

Воспитанники  должны знать:

  1. Основы  закона композиции;
  2. Пропорции фигуры человека;
  3. Различные виды графики;
  4. Основы цветоведения;
  5. Основные жанры изобразительного искусства.

Воспитанники  должны уметь:

1. Работать в различных жанрах;

  1. Выделять основное в композиции;
  2. Передавать движение фигуры;
  3. Строить орнаменты;
  4. Критически оценивать свои работы и работы товарищей;
  5. Умения принимать конструктивную критику;
  6. Способность к адекватной самооценке;
  7. Умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  8. Трудолюбие, упорство в достижении цели.        

  1. Возрастные особенности детей

Изобразительная деятельность.

      Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

      Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

     Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.

      Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.)

Развитие психических процессов

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина, форма предметов, положение в пространстве)

     Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

II Содержательный раздел

                                              2.1. Учебный план

Тема

Кол -во занятий

Количество

часов

Форма контроля/аттестации

Сентябрь

Тема: «Осенние листья». Осень

1

30мин

выставка – ярмарка  

Тема: «Грибы в корзинке»

1

30мин

Тема: «Что нам подарила осень» (Натюрморт)

1

30мин

Тема: «Золотая осень»

1

30мин

Октябрь

Тема: « Перелетные птицы»

1

30мин

выставка работ

Тема: «Как я встретился с человеком пауком»

1

30мин

Тема: «Ежик»

1

30мин

Тема: «Зачем человеку зонт»

1

30мин

Ноябрь

 Тема: « Веселые человечки»

1

30мин

выставка работ

Тема: « Лисичка- сестричка » (Дикие животные)

1

30мин

Тема: «Дымковская игрушка» ( Домашние животные)

1

30мин

Тема: «Мой любимый свитер»

1

30мин

Декабрь

Тема: «Первый снег»

1

      30мин

выставка работ

Тема: « Снежинки»

1

      30мин

Тема: «Елочка нарядная»

1

      30мин

Тема: «По замыслу»

1

      30мин

Январь

Тема: «В волшебном ночном лесу

1

      30мин

проведение мастер-класса с родителями, по нетрадиционной технике рисования

Тема: «Дед Мороз»

1

      30мин

Тема: «Сказки» (Сказочные цветы)

1

      30мин

Тема: «Дом» ( Обои в моей комнате)»

1

      30мин

Февраль

Тема: «Пингвины на льдине» (Животные севера)

1

      30мин

выставки детского творчества

Тема: «Черепахи» (Животные жарких стран)

1

      30мин

Тема: «По замыслу»

1

      30мин

Тема: «Узор на тарелочках» (Городецкая роспись)

1

      30мин

Март

Тема: «Открытка для мамы»

1

      30мин

фестиваль матрёшек

Тема: «Семеновские матрешки»

1

      30мин

Тема: «Строительство» (Специальные машины)

1

      30мин

Тема: «Ранняя весна»

1

      30мин

Апрель

Тема: « Ветка с первыми листьями»

1

      30мин

Выставки семейного творчества - родители соучастники.

Тема: «Звездное небо»

1

      30мин

Тема: «Аквариумные рыбки»

1

      30мин

Тема: «Грачи прилетели»

1

      30мин

Май

Тема: «Весенний пейзаж»

1

      30мин

Итоговое НОД

 фотогазета

Тема: «День победы»

1

      30мин

Тема: «Одуванчики»

1

      30 мин

Тема: «Насекомые» (Совместно с родителями)

1

      30мин

Всего  за год обучения  36 занятий  по 30 минут.

2.2..  Методические  приёмы

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

-словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на

поставленное задание).

Форма и методы реализации программы:

- Групповая и индивидуальная работа с детьми;

- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

- Мастер - классы с родителями;

- Консультации для родителей;

- Публикация информации на сайте ДОУ;

- Оформление предметно-окружающей среды.

2.2.1.  Содержание  Программы

2.2.2.   Задачи  работы с детьми 6-7лет

- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства.

- Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса.

- Расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни   общества.

- Влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека.

- Приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям.

- Развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с  родной природой, открытие красоты мира.

- Развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения.

- Научить приёмам исполнительского мастерства.

- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.

- Научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий,   используемых в опыте мастеров искусства.

- Формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

- Формировать художественно - творческую активность школьника.

- Овладение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.

- Расширение художественно-эстетического кругозора.

- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства.

- Освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов.

- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

- Освоение простейших технологий дизайна и оформления.

- Воспитание зрительской культуры.

      Взаимодействие педагога с родителями

     Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

      На этапе завершения программы: ребенок применяет в собственной изобразительно-творческой деятельности нетрадиционные художественные техники.

 Форма представления результатов:

 • открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

• участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях;

 • выставки рисунков.

      Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.    

     Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие художественного творчества детей, обуславливает его результативность.

      Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию художественного творчества и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изобразительного творчества.

2.2.3.    Перспективный план

п/п

Наименование темы

Содержание занятия

сентябрь

1

Тема: «Осенние листья». Осень.

(Печать листьями)

1. Вводная часть. Игра на воображение по технологии Кудрявцева. Идем по осеннему лесу.

2. Основная часть. Игра «Осень». Беседа, рассматривание иллюстраций. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение загадок.

2

Тема: «Грибы в корзинке»

(рисование ладошками)

1.Вводная часть. Чтение стих «Грибы».

2. Основная часть. Беседа. Рассматривание фото. П/И «По дорожке шли». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Загадка.

3

Тема: «Что нам подарила осень» (Натюрморт)

(оттиск пробкой, печатка из картофеля)

1. Вводная часть. Рассмотреть натюрморты разных художников.

2. Основная часть. Чтение стих «Осень». З.Федоровский. Беседа по картинам. Игра «Составь натюрморт». Рассматривание готовой работы. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Устроить выставку.

4

Тема: «Зачем человеку зонт»

(Печать по трафарету)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

Игровая ситуация. В гости пришел промокший Незнайка.

2. Основная часть. Загадывание загадки. Рассматривание рисунков. Беседа. Физ.мин. «Дождик». Рассматривание готовой работы. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть.

Октябрь

5

Тема: « Перелетные птицы»

(Кляксография трубочкой)

1. Вводная часть. Просмотреть отрывок видеофильма «Птицы улетают на юг.»

2. Основная часть. Чтение стих А. Плещева «Миновало лето». Беседа о кляксе. Рассматривание иллюстраций птиц. Беседа. Физ. мин. «Птичек стайка». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Устроить выставку «Караван птиц».

6

Тема: «Как я встретился с человеком пауком».

(Скатывание и обрывание бумаги)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Рассматривание иллюстраций. Беседа по ним. Физ. мин . «Паук». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть.

7

Тема: «Ежик»

(тычок сухой кистью)

1. Вводная часть. Загадка.

2. Основная часть. Рассматривание рисунка. Чтение рассказа. Беседа. Физ. мин. «Еж с ежатами».

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Обсудить работы.

8

Тема: «Зачем человеку зонт»

1. Вводная часть. Чтение стих.

2. Основная часть. Рассматривание иллюстраций. Беседа.

Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Устроить выставку.

ноябрь

9

Тема: « Веселые человечки»

(Волшебная веревочка)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Игра «Собери пазлы» Беседа и рассматривание картины строение человека. Чтение стих В.Берестова. рассматривание иллюстраций. Физ. мин. «Гномики-прачки». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть.

10

 Тема: «По замыслу»

(Разные техники)

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Беседа, рассматривание готовых работ, техник рисования. Обсуждение.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Выставка работ, обсуждение.

11

Тема: «Дымковская игрушка» (Домашние животные)

(оттиск печатками)

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Чтение стих о селе Дымково. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа. Упражнение на дыхание Стрельниковой. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. П/И «Кони глиняные мчатся».

12

Тема: «Мой любимый свитер»

(тычок жесткой полусухой кистью)

1. Вводная часть. Пришла в гости кукла. (игровая ситуация).

2. Основная часть. Рассматривание иллюстраций. Беседа. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Подарить свитера кукле.

декабрь

13

Тема: «Первый снег»

(рисование пальчиками)

1. Вводная часть. Чтение стих «Первый снег».

2. Основная часть. Рассматривание иллюстраций. Беседа. Физ.мин. «На дворе мороз и ветер». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная часть.

4. Заключительная часть. Чтение стих.

14

Тема: «Снежинки»

(фломастеры)

1. Вводная часть. Беседа о снежинках.

2. Основная часть. Чтение стих. Беседа, рассматривание иллюстраций. Физ.мин. «Снежинки».

3. Самостоятельная часть.

4. Заключительная часть. Оформить выставку рисунков.

15

Тема: «Елочка нарядная»

(оттиск поролоном)

1. Вводная часть. Рассмотреть нарядную елочку в группе.

2. Основная часть. Чтение стих. «В лесу родилась елочка». Беседа. Пальчиковая гимнастика «Елочка». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Рассказать своей елочке стих.

16

Тема: «По замыслу»

(Разные техники)

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Беседа, рассматривание готовых работ, техник рисования. Обсуждение.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Выставка работ, обсуждение.

январь

17

Тема: «В волшебном ночном лесу».

(цветной граттаж)

1. Вводная часть. Входим в зал (украшенный зимний лес).

2. Основная часть. Чтение стих. под музыку залетает Баба-Яга. Беседа. Физ. мин. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Подарить работы Бабе-Яге.

18

Тема: «Дед Мороз»

(рисование солью)

1. Вводная часть. В гости приходит Буратино.

2. Основная часть. Беседа о Дед Морозе. Рассматривание иллюстраций. Чтение стих «Дед Мороз». Физ. мин. «Наш

веселый Буратино». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Рисунки подарить на Новый год своим близким. А с Буратино спеть песню о Дед Морозе.

19

Тема: «Сказки» (Сказочные цветы)

(фломастеры)

1. Вводная часть. Чтение стих.

2. Основная часть. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Физ.мин. «Наши алые цветы».

Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Рассказать о своем рисунке.

20

Тема: «Дом» ( Обои в моей комнате) (оттиск печатками+поролон)

1. Вводная часть. Рассматривание рисунков.

2. Основная часть. Чтение загадок. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Физ. мин. «Раз, два, три, четыре». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Устроить выставку.

февраль

21

Тема: «Пингвины на льдине» (Животные севера)

(печать по трафарету)

1. Вводная часть. Беседа.

2. Основная часть. Чтение стих. рассматривание иллюстраций. Беседа по ним. Физ.мин. «Пингвины». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть.

22

Тема: « Черепахи» (Животные жарких стран)

(восковые мелки+акварель)

1. Вводная часть. Беседа.

2. Основная часть. Чтение стих К.Чуковского «Черепаха». Рассматривание фото, иллюстраций. Беседа. Физ.мин. «Черепаха». Показ с объяснением.

4. Заключительная часть. Устроить выставку животных жарких стран и севера.

23

Тема: «По замыслу»

(Разные техники)

1. Вводная часть.

2. Основная часть. Беседа, рассматривание готовых работ, техник рисования. Обсуждение.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Выставка работ, обсуждение.

24

Тема: «Узор на тарелочке» городецкая роспись.

(оттиск печатками)

1. Вводная часть. Чтение стих.

2. Основная часть. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Показ с объяснением. П/И «Карусель»

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Разместить рисунки на выст

март

25

Тема: «Открытка для мамы».

(печать по трафарету)

1. Вводная часть. Беседа о празднике.

2. Основная часть. Чтение стих. Беседа о цветах. Физ. мин. «Цветочная зарядка». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение стих. «Цветы для мамы».

26

Тема: «Семеновские матрешки»

(оттиск печатками)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Загадывание загадки. Беседа, рассматривание матрешек. П/И «Заря-зарница». Показ с объяснением. Показ готовой работы.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение стих.

27

Тема: «Строительство» (Специальные машины)

(печать по трафарету) коллективная работа

1. Вводная часть. Д/И «Назови профессию».

2. Основная часть. Рассматривание иллюстраций. Беседа. П/И «Шофер». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Приготовить фон и оформить коллективную работу.

28

Тема: «Ранняя весна»

(монотипия пейзажная)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Чтение загадки. Рассматривание картины. Беседа по ней. Показ готовой работы. Физ. мин. «Веснянка».

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Составить рассказ по готовому рисунку.

апрель

29

Тема: « Ветка с первыми листьями»

(оттиск печатками)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Чтение стих. беседа по нему. Рассматривание веточки с первыми листьями. Беседа. Физ. мин. «Деревья в лесу». Рассматривание готовой работы. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Дорисовать мелкие детали.

30

Тема: «Звездное небо».

(Свеча+акварель)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Загадывание загадки. Рассматривание иллюстраций. Беседа о празднике «День космонавтики». Рассматривание готового рисунка. Физ. мин «Ракета». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение стих «Пилот»

31

Тема: «Аквариумные рыбки»

(Рисование ладошками)

1. Вводная часть. Рассмотреть аквариум.

2. Основная часть. Чтение стих «Где спит рыбка» И.Токмаковой. Рассматривание готового рисунка. Беседа. Физ. мин «Налим». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. П/И «Рыбка»

32

Тема: «Грачи прилетели».

(печатки из ластика, рисование поролоном)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Загадывание загадки. В гости прилетает грач. Беседа. Рассматривание картины с изображением косяка птиц. П/И «Грачи». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная беседа.

4. Заключительная часть. Подарить рисунки грачу.

май

33

Тема: «Красивый пейзаж».

(рисование песком)

1. Вводная часть. Вступительная беседа.

2. Основная часть. Рассматривание пейзажей И.Левитана «Вечерний звон», «Золотая осень». Чтение стих А.Кушнера «Что я узнал». Беседа. Показ готовой работы. Физ. мин. «Раз, два, три, четыре, пять». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Придумать название работам

34

Тема: «День победы»

(набрызг)

1. Вводная часть. Чтение стих «День Победы».

2. Основная часть. Беседа. Рассматривание фото, иллюстраций. Физ. мин «У нас праздник». Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение стих.

35

Тема: «Одуванчики»

(рисование веревочкой)

1. Вводная часть. Вступительная беседа

2. Основная часть. Чтение стих. «Желтенький цветочек». Беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Физ. мин. «Носит одуванчик». Рассматривание готовой работы. Показ с объяснением.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Оформить полянку из одуванчиков.

36

Тема: «Насекомые»

Совместно с родителями

(пластилинография)

  1. Вводная часть.( В оформленный музыкальном зал под, музыку входят дети).

2.Основная часть. Игровая ситуация: прилетает бабочка. Беседа с детьми. Чтение стих. физ. мин «Бабочка» Показ с объяснением показ готовой работы.

3. Самостоятельная работа.

4. Заключительная часть. Чтение стихотворений.

III Организационный   раздел.

                                      3.1 Методические   материалы

         В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение,      

 личностноориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Направления работ

1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность (нетрадиционное рисование).

     В содержание программы включены следующие разделы: пластилинография, кляксография, коллаж, оттиск мятой бумагой, рисование мятой бумагой на мятой бумаге, рисование по сырому, граттаж, (рисование пальчиками).

 -  Структурной особенностью программы является блочное-тематическое планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.

 -  Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводится для того чтобы выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей: - определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы); - спланировать работу, направленную на развитие художественного творчества; Индивидуальная работа ведется систематически.

- Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

       Основные принципы построения программы:

- личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;

- интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;

-обогащение сенсорно-чувственного опыта;

- продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;

-использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское      экспериментирование и развитие творческих способностей.

        Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и    заключительной частей.

1. Вводная часть: занимательная беседа с использованием иллюстраций.

2. Основная часть: объяснение материала, гимнастика (пальчиковая, дыхательная гимнастика психогимнастика В.Т.Кудрявцева, физ.минутки, подвижные игры и др

Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

3.Самостоятельная работа.

4. Итог: заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
  1. Календарный учебный график

Содержание

Старшая группа (6-7 лет)

Продолжительность учебного года

с 01.09.2020 по 31.05.2021

Продолжительность учебного года всего, в том числе

36 недель

Летний оздоровительный период

 с 01.06.2021 по 31.08.2021

Мониторинг образовательного процесса

На начало учебного года с 01.09.2020 по 11.09.2020, на конец учебного года с 03.05.2021 по 14.05.2021.

Продолжительность недели

5 дней

Всего занятий в неделю

1

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

30 минут

Начало деятельности по дополнительному образованию (во вторую половину дня)

15.30

  1. Материально-технические условия реализации программы

       Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Для обучения детей технике рисования созданы необходимые условия:

наборов разнофактурной бумаги;

- дополнительный материал (природный, бытовой, бросовый);

- художественно-изобразительный материал;

 - нетрадиционные инструменты для художественного творчества;

 - образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам;

 - демонстрационный наглядный материал;

 - методическая литература.

В программе широко используются технические средства обучения: ноутбук, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.

Темы занятий

Материал для работы

сентябрь

Тема: «Осенние листья». Осень

Листы формата А3, сухие листья, гуашь, кисти.

Тема: «Грибы в корзинке»

А3, иллюстрации грибов, корзины. Гуашь, простой карандаш, кисти.

Тема: «Что нам подарила осень» (Натюрморт)

А4, с наклеенной вазой для фруктов, фрукты муляжи, кисть, пробка, печатки из картофеля, мисочки для гуаши, репродукции натюрмортов

Тема: «Золотая осень»

Репродукции пейзажа, А3 нарисована земля и небо, гуашь, печатки, листья, мягкие и жесткие кисти, кусочек картона для набрызга.

октябрь

Тема: « Перелетные птицы»

Бумага, пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.

Тема: «Как я встретился с человеком пауком»

Игрушка Человек-Паук, тонированный лист А3, цветная бумага, черный маркер, черная ручка.

Тема: «Ежик»

Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, гуашь, кисть, сухие листья.

Тема: «Зачем человеку зонт»

Иллюстрации видов зонтов, трафареты с изображением различных украшение, поролоновые тампоны, гуашь.

ноябрь

Тема: « Веселые человечки»

Веревочки разного размера и цвета, контуры человеческого тела (большого и маленького размера).

Тема: « Лисичка- сестричка » (Дикие животные)

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты лисы, поролоновые тампоны.

Тема: «Дымковская игрушка» (Домашние животные)

Дымковские игрушки-кони, силуэт коня, печатки с узорами, гуашь, ватные палочки

Тема: «Мой любимый свитер»

Две куклы-мальчик и девочка, рисунки свитеров разного размера, эскизы свитеров с различными узорами с поролоновыми подушечками, печатки из картофеля с разными узорами.

декабрь

Тема: «Первый снег»

Листы цветные, черная и белая гуашь, кисть, салфетки.

Тема: « Снежинки»

Темная бумага, трафареты снежинок, фломастеры.

Тема: «Елочка нарядная»

Наряженная елочка, гуашь, печатки.

Тема: «По замыслу»

Разные живописные материалы, А4

январь

Тема: «В волшебном ночном лесу»

Украшенный зал, бумага приготовленная под цветной граттаж, зубочистки.

Тема: «Дед Мороз»

Игрушка буратино, А4, гуашь, кисть, салфетка, соль в солонке.

Тема: «Сказки» (Сказочные цветы)

Трафареты зимних цветов, холодные цвета.

Тема: «Дом» ( Обои в моей комнате)»

Бумага, печатки, поролон, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

февраль

Тема: «Пингвины на льдине» (Животные севера)

Мисочка с красками, штампики, тампон из поролона, трафареты, иллюстрации

Тема: « Черепахи» (Животные жарких стран)

Бумага, черный маркер, восковые мелки, кисти, картинки.

Тема: «По замыслу»

Разные живописные материалы, А4

Тема: «Узор на тарелочке» (Городецкая роспись)

Изделия городецких мастеров, образцы узоров, листы в форме тарелочек, гуашь, кисть.

март

Тема: «Открытка для мамы»

Бумага, гуашь в мисочках, трафареты цветов, гуашь.

Тема: «Семеновские матрешки»

Семеновские матрешки, гуашь в мисочках, печатки из картофеля.

Тема: «Строительство» (Специальные машины)

Иллюстрации машин, гуашь, кисти, тампоны из поролона.

Тема: «Ранняя весна»

Бумага, кисти, акварель, влажная губка

апрель

Тема: « Ветка с первыми листьями»

А4, печатки из ластика, кисти, гуашь в мисочках, ветки в вазе.

Тема: «Звездное небо»

А4, печатки из ластика, гуашь в мисочках, ветки в вазе.

Тема: «Аквариумные рыбки»

Простой карандаш, акварель, иллюстрации с изображением аквариума

Тема: «Грачи прилетели»

А4, мисочка с красками, печатки из ластика, губка для фона, кисти.

май

Тема: «Красивый пейзаж»

Репродукции, песок, клей ПВА, кисти для клея, простой карандаш.

Тема: «День победы»

А4, краска в мисочках, зубная щетка

Тема: «Одуванчики»

А4, гуашь, акварель, клей ПВА, кисточка, веревочка.

Тема: «Насекомые» (Совместно с родителями)  

А4, бумага, кисть, карандаш.

Всего 36 занятий

  1. Кадровое обеспечение реализации программы

Педагогические работники, задействованные в реализации программы:

Воспитатель подготовительной группы, образование высшее, квалификация учитель-логопед.

     Организует проведение занятий, оценку качества усвоения программного материала дошкольниками, восприятия, воображения.

  1. Список литературы

Список литературы для педагога:

 1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006

2.Т. С. Комарова, А. В. Антонова, А. В. Зацепина «Красота. Радость. Творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г.

 3.И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки», Карапуз-Дидактика, М., 2007 г. Пантелеева Л.В. «Музей и дети»

4.Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

5. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

 6. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное пособие 1-2 год обучения. 2005 .

 7. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2003

8. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

9. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

10. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.

11. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.

12. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

13. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

 Список литературы, рекомендованный учащимся:

1. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

3. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

 4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

5. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям» М., 2003

 6. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г. 7. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8. Дополнительные общеобразовательные программы, разработанные педагогом и реализуемые (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

 Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного ре...

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

3.2. Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации

1. Проект по обучению чтения  для детей с ТНР 6-7 лет - «Играя - учимся читать» (см.ниже Проект)2. Реализация программы по развитию речи для детей  5-6 лет - &laqu...

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организации

Информационная справка о наличии программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовавшихся) в образовательной организаци...