Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)

Романюк Ольга Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа "Песочные чудеса" для детей 5-6 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pesochnye_chudesa_yarmusevich_i.g.docx68.1 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

Дополнительная общеобразовательная программа воспитателя

«Песочные чудеса»

дети 5-6лет

               направленность: социально-гуманитарная

Уровень: стартовый  

Возраст детей: 4 – 5 года

Срок реализации: 2год

     

                                                                     

г.Когалым 2021г

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

5

3.

Содержание программы

6

4.

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

10

4.1.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

10

5.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

13

5.1.

Календарный учебный график

13

5.2.

Материально-технические условия реализации Программы.

13

5.3.

Кадровое обеспечение Программы

14

5.4.

Список литературы

14

  1. Пояснительная записка.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника.

 Метод рисования песком позволяет развивать у детей творческое мышление, воображение, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, формирует эстетический подход к процессу рисования. Кроме того, взаимодействие с песком позволяет детям снимать мышечное напряжение, формировать графомоторные навыки, координацию движений, что в свою очередь стимулирует развитие речевых процессов. Занятия песочным рисованием гармонизируют эмоциональное состояние учащихся, стабилизируют протекание нервно-психических процессов. Это в совокупности позволяет снимать общее напряжение и развивает устойчивость воспитанников к неблагоприятным стрессовым факторам. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов:

- Федеральным закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепции развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Цветик-семицветик» (далее –Учреждение).

Направленность общеразвивающей программы «Песочные чудеса» -художественно-эстетическая.

Актуальность программы определяется современными требованиям к дошкольному образованию детей. Данная программа соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям.

Цель программы:

Формирование ключевых компетенций ребенка дошкольного возраста: «эмоционально отзывается на красоту окружающего мира», «проявляет любознательность», «в достаточной степени развита крупная и мелкая моторика», «обладает развитым воображением», «способен к волевым усилиям», «проявляет ответственность за начатое дело», «может при помощи речи выражать свои мысли и желания, построить речевое высказывание в ситуации общения», «адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя», через интеграцию таких образовательных областей как «Социально-коммуникативные развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

1. Образовательные:

- обучение техническим приемам и способам изображения с использованием песка;

- формирование сенсорных способностей, аналитического восприятия изображаемого предмета;

- знакомство детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость).

2. Развивающие:

- развитие познавательной активности детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развитие навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развитие умения совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации,

планировать деятельность.

3. Воспитательные:

- формирование интереса к рисованию песком на стекле;

- воспитание аккуратности, самостоятельности.

Программа «Песочные фантазии» знакомит детей с техниками рисования на песке и песком. Программа предусматривает развитие творческих способностей детей в процессе овладения ими приёмов и техник создания изображения с помощью сыпучего материала, дает возможность расширить и дополнить знания детей в области художественного творчества, развить эстетический вкус, творческую индивидуальность. Программа соответствует базовому уровню и предполагает использование и реализацию специальных знаний по изобразительной деятельности. В программе будут использоваться сухой песок для рисования, шаблоны различных объектов, цветные декоративные камушки, природные материалы, карандаши, деревянные палочки и пр.

Адресатом программы являются дети в возрасте 5-6 лет.

Уровень сложности программы «стартовый».

Объём программы – 36 учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.

Срок освоения программы - 1 год.

Режим занятий групп – 1 раз в неделю, по 1 учебному часу.

Место проведения занятий - кабинет - педагога-психолога МАДОУ «Цветик-семицветик»

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Срок реализации программы – с 1.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

Форма обучения – очная.

Форма организации обучающей деятельности – групповая.

Численный состав группы - 5 воспитанников.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу, показ педагогом приёмов исполнения)

Адрес реализации программы: 628484, город Когалым, ул. Бакинская дом 43

Планируемые (ожидаемые) результаты

Воспитанники  должны знать:

  1. Названия приемов в работе с песком;
  2. Название элементов рисования на песке;
  3. Геометрические формы (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат);
  4. Основные правила построение рисунка на песке.

Воспитанники  должны уметь:

  1. Последовательно и точно создавать изображение на песке.
  2. Выстраивать рисунок на песке на основе образца и по замыслу.
  3. Работать кистью и пальцами обеих рук.
  4. Владеть техническими умениями: регуляция силы движений, ритмичности; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.
  5. Выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты.
  6. Задавать вопросы.
  7. Аргументировать свою точку зрения.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

Формы  

Контроля

1.

Введение в программу. Техника безопасности на рабочем месте.

Материалы и инструменты для рисования песком и способы работы с ними.

1

Беседа, опрос, наблюдение.

2.

Вводный контроль, диагностика.

1

Беседа, опрос, наблюдение.

3.

РАЗДЕЛ. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

  1. Тучи, дождь;
  2. Снегопад, сугробы;
  3. Снежинки;
  4. Морозные узоры на стекле.

1

1

1

1

Наблюдение. Выставка работ.

4.

РАЗДЕЛ. МИР РАСТЕНИЙ

1.Тема: Осенние дары

  1. Яблоневый сад;
  2. Корзинка с грибами;
  3. Грибы.

1

1

1

Наблюдение. Выставка работ.

2. Тема: Цветы

  1. Вазочка с цветами;

1

Наблюдение. Выставка работ.

3. Тема: Растения

  1. Осенний лес;
  2. Зимний лес.

1

1

Наблюдение. Выставка работ.

5.

РАЗДЕЛ. МИР ЖИВОТНЫХ

1. Тема: «Птицы»

  1. Совушка-сова.

1

Наблюдение. Выставка работ

2. Тема: «Животные»

  1. Зайка в лесу;
  2. Избушка зайца;
  3. Олень в зимнем лесу;
  4. Подводные морские обитатели (ракушка, медуза, рыбка).

1

1

1

3

Наблюдение.    Выставка работ.

3. Тема: «Земноводные»

  1. Лягушка на пруду.

1

Наблюдение. Выставка работ.

4. Тема: «Насекомые

  1. Насекомые: бабочка.
  2. Насекомые: стрекозы на пруду.

1

1

Наблюдение. Выставка работ.

6.

РАЗДЕЛ. МИР ЧЕЛОВЕКА

1. Тема: «Что встречается в быту»

  1. Лоскутное одеяло;
  2. Рукавички;
  3. Любимая чашка.

1

1

1

Наблюдение. Выставка работ

7.

РАЗДЕЛ. ПРАЗДНИКИ ЛЮДЕЙ

1. Тема: «Новый год»

  1.  Новогодний шар;
  2. Снеговик с подарками;
  3. Новогодняя елка.

1

1

1

Наблюдение. Выставка работ

2. Тема: «День защитника отечества»

  1. Открытка для папы. Кораблик.

1

Наблюдение. Выставка работ

3. Тема: «Международный женский день»

  1. Астры для бабушки;
  2. Корзинка незабудок для мамы.

1

1

Наблюдение. Выставка работ.

4. Тема: «День космонавтики»

  1. Планета «Земля»;
  2. Полет на ракете.

1

1

Наблюдение. Выставка работ

5. Тема: «День победы»

   1) Открытка к Дню победы.

1

Наблюдение. Выставка работ

8.

Итоговый контроль, диагностика

1

Беседа, опрос, наблюдение.

9.

Итоговое занятие.

1

Выставка детских работ, просмотр.

Всего:

36

  1. Содержание программы

Задачи работы с детьми 5-6 лет

  • Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей выполнять узоры по показу на песке.
  • Учить детей создавать песочный фон.
  • Развивать тактильное восприятие.
  • Учить детей выполнять прямые и волнистые линии на песке.
  • Учить детей рисовать на песке точки, круги малого диаметра на песке.
  • Развивать умение работать двумя руками одновременно.
  • Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах.
  • Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком на песке и песком.
  • Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение применять усвоенные навыки в рисунке.
  • Учить детей рисовать различные по форме фигуры и мелкие детали на песке.
  • Формировать умение учитывать соотношение света и тени на рисунке.
  • Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие).
  • Развивать умение создавать изображение, применяя несколько пальцев руки.
  • Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы.
  • Развивать умение создавать песочный фон на ограниченном пространстве.

Перспективный план занятий

Месяц

п/п

Наименование темы

Программное содержание

Сентябрь

1

Вводное занятие

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Способствовать снижению психофизического напряжения.

2

Диагностика

Изучить развитие творческого мышления, особенностей мелкой моторики детей

3

Лоскутное одеяло

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить детей выполнять узоры по показу на песке. Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать снижению психофизического напряжения.

4

Осенняя погода. Дождь.

Развивать зрительно-моторную координацию, тактильное восприятие, мелкую моторику рук. Учить детей заполнять песочный фон, выполнять узоры по показу на песке. Снижать психоэмоциональное напряжение.

Октябрь

5

Яблоневый сад

Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук. Учить детей выполнять прямые и волнистые линии на песке по показу. Снижать психоэмоциональное напряжение.

6

Корзинка с яблоками.

Формировать умение создавать песочный фон на ограниченном пространстве. Учить детей выполнять прямые и волнистые линии, точки, круги малого диаметра по показу на песке.

7

Осенний лес.

Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук. Учить детей выполнять прямые и волнистые линии, точки, круги малого диаметра по показу на песке.

8

Корзинка с грибами

Закреплять умение создавать песочный фон на ограниченном пространстве. Учить детей выполнять прямые и волнистые линии, точки, круги малого диаметра по показу на песке.

Ноябрь

9

Снегопад

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком, точки, по показу на песке и песком.

10

Снежинки

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком, точки и линии, по показу на песке и песком.

11

Совушка-сова

Развивать умение работать двумя руками одновременно. Учить детей выполнять прямые и волнистые линии, точки, круги малого диаметра по показу на песке.

12

Зимний лес

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком, точки и линии, по показу на песке и песком.

Декабрь

13

Рукавички

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение применять усвоенные навыки в рисунке.

14

Снеговик

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком, точки, круги и линии, по показу на песке и песком.

15

Новогодний шар

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение применять усвоенные навыки в рисунке.

16

Новогодняя елка

Развивать умение создавать  на  песочном фоне объекты кулаком и ребром ладони. Учить детей рисовать линии и мелкие детали, по показу на песке и песком.

Январь

17

Морозные узоры на окне

Развивать умение отсекать песочный фон. Учить детей рисовать плавные линии и мелкие детали, по показу на песке и песком.

18

Зайка в лесу

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать неоформленные объекты ребром ладони и кулаком, точки и линии, по показу на песке и песком.

19

Домик зайца в лесу

Развивать умение создавать плотный песочный фон на световых столах. Учить детей рисовать линии и мелкие детали, по показу на песке и песком.

20

Олень в зимнем лесу.

Развивать умение создавать изображение, применяя несколько пальцев руки. Учить детей рисовать овалы, круги, линии и мелкие детали, по показу на песке и песком.

Февраль

21

Подводные морские обитатели, ракушка

Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения.

22

Подводные морские обитатели, медузы

Формировать умение учитывать соотношение света и тени на рисунке. Учить детей рисовать овалы, круги, линии и мелкие детали, по показу на песке и песком.

23

Подводные морские обитатели, рыбка

Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения.

24

Водный транспорт, кораблик

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

Март

25

Астры для бабушки

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Формировать эстетическое восприятие.

26

Корзинка незабудок для мамы

Формировать умение наносить простые по форме элементы песком. Развивать умение рисовать всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

27

Вазочка с цветами

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Формировать эстетическое восприятие.

28

Любимая чашка

Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) песком. Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения.

Апрель

29

Планета «Земля»

Формировать умение наносить песочный фон различной плотности, рисовать объекты насыпом из кулака. Развивать моторику, зрительно-моторную координацию.

30

Полет на ракете

Формировать умение наносить песочный фон различной плотности, рисовать объекты насыпом из кулака. Развивать моторику, зрительно-моторную координацию.

31

Бабочка

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

32

Стрекозы

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.

Май

33

Лягушки на пруду

Совершенствовать умение рисовать методом насыпа. Развивать умение рисовать тонкие линии на песке. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать тактильное восприятие. Снижать психоэмоционального напряжения.

34

Открытка к Дню победы.

Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Формировать эстетическое восприятие.

35

Диагностика

Изучить развитие творческого мышления, особенностей мелкой моторики детей

36

Заключительное занятие

Совместное с родителями занятие по рисованию на песке.

  1. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы.

Применяются следующие виды контроля и аттестации:

Формы контроля

Направление контроля

Содержание

Вводный контроль

Изучение уровня развития мелкой моторики рук, творческого воображения, восприятия.

Наблюдение, беседа, опрос, диагностика  

Текущий контроль

Изучение уровня освоения тем образовательной программы.

Наблюдение, выполнение практической работы, выполнение самостоятельной творческой работы, выставка работ.

Итоговый контроль

Оценка качества освоения образовательной программы по итогам учебного года, уровня развития мелкой моторики рук, воображения, восприятия.

Наблюдение, выполнение практической работы, выполнение самостоятельной творческой работы, выставка работ. Беседа, опрос, диагностика  

  1. Оценочные материалы

Выделены три уровня освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.

Оценивание практических навыков осуществляется по критериям:

  1. уровень ниже среднего – работа по образцу: воспитанник выполняет творческое задание по образцу, предложенному педагогом и под руководством педагога; слабое сходство изображаемого с реальным объектом, в рисунке не стремиться к аккуратности, точности изображения.
  2. средний уровень – работа по условию (выполнение практического задания, требующего творческой активности); стремится координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа; старается применять новые технические приемы.  В рисунках просматриваются общие и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и реальной действительности; имеются попытки отобразить эмоциональное проявление в своем рисунке; самостоятельно выполняет творческую работу.
  3. высокий уровень – работа по собственному замыслу (самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов её решения): воспитанник умеет самостоятельно принять решение о соотношении света и тени в работе; свободно и уверенно обращается с инструментами и материалами; выбирает необходимые приёмы для осуществления творческого замысла; самостоятельно выполняет творческую работу.

Определение уровня развития мелкой моторики рук, воображения, восприятия осуществляется на основании следующих диагностических материалов.

Тест Керна-Йирасека.

Цель: Диагностика развития у ребенка мелкой моторики, а также определение зрительного внимания и координации рук.

Оборудование: листы белой нелинованной бумаги, карандаши.

Порядок обследования: Изображение фигуры мужчины

Задание теста заключается в изображении ребенком фигуры человека. Тестированный получает лист нелинованной бумаги и набор карандашей. Можно использовать и один карандаш, однако выбор цветов даст дополнительную информацию о его развитии ребенка. Карандаш или коробку с ними кладут перед ребенком так, чтобы она оказалась на одинаковом расстоянии от обеих его рук. Так делается вывод, правша малыш или левша. Пометка об этом вносится в реестр результатов.

Ребенку объясняют, что нужно нарисовать человека в полный рост. Это должен быть именно мужской силуэт. Тестируемый может попросить нарисовать женскую фигуру. В таком случае ему позволяют это сделать, но после этого он должен нарисовать мужчину.

Привлекать внимание ребенка и помогать ему нельзя. Исключается также комментирование его работы и советы взрослых. Дошкольник должен справиться с работой самостоятельно. Если он затрудняется нарисовать мужчину либо заявляет, что не умеет этого делать, его следует подбодрить. Можно обратиться к дошкольнику со словами: «Нарисуй так, как умеешь. Не волнуйся».

Прерывать тестируемого не следует. Он должен сам определить, когда работа будет закончена. Важно, чтобы его ничего не отвлекало от работы. Присутствие нескольких взрослых может мешать ребенку.

Оценка рисунка:

1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов. На лице мужчины изображены глаза, рот, нос. Но голове есть головной убор и уши. Голова пропорциональна и переходит в туловище. Присутствует шея, пальцы на руках и элементы мужского наряда. Дети с хорошей подготовкой изображают обувь, а сам рисунок выглядит объемно и цельно.

2 балла. Все конечности на рисунке присутствуют, однако они грубо пририсованы к туловищу. Некоторые части тела могут отсутствовать, но на лице обязательно присутствуют все детали. Фигура человека видна отчетливо.

3 балла. Голова и конечности присутствуют. Руки и ноги должны быть объемными, то есть состоять из двух линий. Рук-черточек быть не должно. Какие-либо важные детали потеряны: шея, одежда, ступни ног.

4 балла. Рисунок крайне примитивный. Туловище представлено в виде круга, а руки и ноги — «палочки». Голова непропорционально крупная либо мелкая.

5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули. Нет выраженного силуэта. Конечности и другие детали отсутствуют.

Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)

Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами(контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок- голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры(треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования:

Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).

1 тип – ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное, лишённое деталей;

2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;

3 тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);

4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой);

5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:

Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: определение уровня развития зрительного восприятия.

Оборудование: набор картинок с графическими изображениями, наложенными друг на друга.

Порядок обследования.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

https://konspekta.net/studopedianet/baza8/1581876472069.files/image004.png

Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов 10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий

  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

5.1. Календарный учебный график

Содержание

Старшая группа (5-6 лет)

Продолжительность учебного года

с 01.09.2021 по 31.05.2022

Продолжительность учебного года всего, в том числе

36 недель

Летний оздоровительный период

 с 01.06.2022 по 31.08.2022

Мониторинг образовательного процесса

На начало учебного года с 01.09.2021 по 11.09.2021, на конец учебного года с 03.05.2022 по 14.05.2022.

Продолжительность недели

5 дней

Всего занятий в неделю

1

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

20-25 минут

Начало деятельности по дополнительному образованию (во вторую половину дня)

  1. часов 30 минут

Итоговая аттестация

с 03.05.2022г по 14.05.2022г.

Итого

31 неделя 3 дня

Каникулы

2 недели 1 день

5.2. Материально-технические условия реализации программы

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном кабинете – педагога-психолога.

Оборудование:

Стол для для размещения планшетов  - 6 шт.

Планшеты для рисования песком – 6 шт.

Стулья ученические - 5 шт.

Шкаф для материалов – 1шт.

Технические средства обучения:

Компьютер - 1 шт.

Телевизор - 1 шт.

Документ-камера – 1 шт.

Инструменты:

Песок сухой кварцевый;

Палочки деревянные;

Камушки цветные.

  1. Кадровое обеспечение реализации программы

Педагогические работники, задействованные в реализации программы:

  1. Педагог-психолог, образование высшее, квалификация педагогика и психология, прошедший курсы повышения квалификации по программе (36 часов) «Рисование песком».

Другие педагогические работники к реализации программы не привлекаются.

  1. Список литературы

Список литературы для педагога:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Игра с песком: – СПб.: «Речь», 2019, - 256 с.;
  2. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: «Речь», 2016.- 124с.;
  3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. М.: ИНТ, 2010-112с.;
  4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2017 – 172 с.
  5. Шакирова Е.В. Рисуем на песке парциальная образовательная программа для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 – 46 с.
  6. Войнова А. Песочное рисование. – Ростов на Дону: «Феникс», 2015 – 240 с.
  7. Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. – М.: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А.Г., 2018.- 122с.

Список литературы, рекомендованный учащимся:

  1. Н.В.Кузуб. Э.И.Осипчук., В гостях у песочной феи. – СПб.: «Речь», 2015 – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...