Консультация для родителей "Картотека игр на развитие слухового внимания у детей 3-4 лет (2-й младшей группы)"
консультация (младшая группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

  Цель игр: открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем вместе21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  игр на развитие слухового внимания у детей 3-4 лет

(2-я младшая группа).

  С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей...

  Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

  Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь, основное средство общения.

  Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

  Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

  Цель игр, приведенных здесь, открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

  В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Игры на развитие слухового внимания:

 «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

« Угадай, кто как кричит»

Цель. Учить различать голос взрослого животного и его детеныша.

Подготовительная работа. Взрослый готовит игрушки-животные (медведица мама, медвежонок сынок; коза мама, козлик сынок и т. д.)

Описание игры. Взрослый показывает большую игрушку-медведицу маму и говорит, что мама большая и рычит она громко, зовет своего малыша. А малыш-медвежонок маленький и он рычит тихо, отзывается.

Потом взрослый показывает другую пару игрушек и показывает, как они кричат и т. д. Играют до 4-х раз.

«Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа.  Взрослый готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Описание игры. Взрослый показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Взрослый медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

«Солнышко дождик»

Подготовительная работа. Яркий зонтик, бубен.

Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорить, что пошёл дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему и спрятаться от дождя под зонтик). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Отгадай, что звучит?»

Подготовительная работа. Бумага, бубен, погремушка, карандаш, стакан, барабан и др.

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

«Найди игрушку»

Взрослый назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору и т.д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, погремушка, колокольчик, хлопки в ладоши). Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется от неё – тихо.

«Кто играл в барабан?»

Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

«Разговор шепотом»

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).

«Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок должен, не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук.

«Угадай, кто кричит?»

Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости.

«Угадай части тела»

Взрослый спрашивает: Где же наши ручки?

Ребёнок показывает ручки и отвечает: Вот наши ручки (хлопает в ладоши).

Взрослый спрашивает: Где же наши ножки?

Ребёнок отвечает: Вот наши ножки (топает ножками).

Взрослый спрашивает: Где же наши губки?

Ребёнок отвечает: Вот наши губки (изображает поцелуй).

Взрослый спрашивает: Где же наш носик?

Ребёнок отвечает: Вот наш носик (нюхает носиком).  

«Справа или слева?»

Возьмите колокольчик и попросите ребенка закрыть глаза. Затем вытяните руку справа от ребенка и позвоните колокольчиком. Опустите руку и спросите ребенка, заметил ли он, с какой стороны звонил колокольчик?

«Хлопаем и топаем»

Взрослый произносит подряд различные слова. Когда он называет какой-нибудь цвет, ребенок должен хлопнуть ладошками, а когда звучит название животного – надо топнуть ножками.

«Тихо - громко!»

Взрослый произносит какую-нибудь фразу и просит ребенка повторить ее сначала тихо, а потом громко. В качестве фразы можно использовать короткий стишок или поговорку. Также фразу можно повторять хором. Затем можно попробовать вместо фразы издавать тихие и громкие звуки с помощью предметов: стучать кулаком по столу, стучать ложкой по кастрюле, топать ножками и так далее.

«Повтори ритм»

Взрослый задает определенный ритм, например, «нахлопывая» его ладонями или настукивая пальцами по столу, а затем просит ребенка повторить. С каждым разом ритмический рисунок можно усложнять.  

«Скажи, что звучит»

Покажите ребенку, как звучат различные предметы: бубен, деревянные ложки, тарелочки или любые другие. Потом попросите ребенка закрыть глаза и определять на слух, какой инструмент звучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам о развитии слухового внимания у детей младшего возраста.

Что такое речевой слух, слуховое внимание, темп и ритм речи? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье!...

Музыкальные игры для развития слухового внимания у детей раннего и младшего дошкольного возрста

Сборник игр с музыкальным сопровождением для детей раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года), направленных на развитие слухового внимания.Может быть использован для работы музыкальным руковод...

Консультация для родителей на тему: "Развитие слухового внимания у детей с 2 до 3 лет"

Ребёнок с самого рождения окружен звуками – шумами, музыкой, речью. На третьем году жизни контролировать свой слух и различать отдельные звуки малыш ещё не может. В предлагаемых играх, игровых з...

Игры на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста

Представлены различные варинаты игр для детей младшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Игры на развитие слухового внимания для детей младшего дошкольного возраста

Предложенные игры направлены на развитие устойчивого слухового внимания, умения определять направление звука, ориентироваться в пространстве.....

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»...