Мастер – класс на тему: «Формирование экологического сознание детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования» для педагогов
методическая разработка

Сушенцова Светлана Александровна

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Поэтому перед нами воспитателями сейчас поставлена важная задача – экологическое воспитание детей, заложение у дошкольников основ бережного и ответственного отношения к природе. Работа в этом направлении ведется через занятия, праздники, чтение художественной литературы, совместную деятельность воспитателей и родителей с детьми, игры, а также через изо-деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx352.75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознание детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Слайд1. Название темы.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Поэтому перед нами воспитателями сейчас поставлена важная задача – экологическое воспитание детей, заложение у дошкольников основ бережного и ответственного отношения к природе. Работа в этом направлении ведется через занятия, праздники, чтение художественной литературы, совместную деятельность воспитателей и родителей с детьми, игры, а также через изо-деятельность.

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет детям отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.

Знакомя детей дошкольного возраста с природой, мы стараемся не только сообщить им конкретные знания, но и вызвать в душе ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства. И поэтому чтобы работа по экологическому воспитанию была более увлекательной, можно использовать нетрадиционное рисование.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерамиИспользование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:C:\Users\User\Desktop\мат1.jpg

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Слайд2

Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать зубной щеткой, пальцем, ладошкой, нитками, ватными палочками, поролоном. В общем, чем разнообразнее материал для работы детям, тем больше свободы для творчества детей.                              

Слайд3

Существует очень много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми, в интернете я нашла 80 техник, для показа для вас я взяла самые распространенные.

Слайд 4

Ну и конечно при рисовании нетрадиционным способом нужно учитывать возрастные особенности детей, это вы видите на слайде.

Ну а сейчас я предлагаю вам, угадать по слайду, какая это техника рисования.

Слайд 5

Да это пальцеграфия.  Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование подушечками пальцев. Всё, что требуется от ребёнка, — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки), или же дорисовать определенные элементы уже к готовым рисункам.

Слайд 6

Рисование ладонями.

Для отпечатка всей ладошки краска наносится на нее кисточкой, и рука прижимается к альбомному листу. Не обязательно раскрашивать ладони в один тон. Цветов может быть много: разноцветные пальцы, радужный окрас, пятна и узоры на ладошках. Чтобы получить интересные фигуры, некоторые пальцы можно подгибать, растопыривать или, наоборот, собирать вместе. И уже к готовым отпечаткам дорисовать необходимые элементы.

Слайд 7

Рисование ватными палочками (метод тычка) Данный способ напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка — ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый. Если рисунок полностью раскрашивать изображение тычками, получиться  эффект мозаики.

Слайд 8

Штампинг. Эта техника довольно простая в реализации. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно использовать не только покупные штампы но и изготовить их самостоятельно. Для этого можно выбрать всё что угодно, например, следующее: Листья, овощи, фрукты, веточки.

Слайд 9

Рисование мятой бумагой. Этот способ довольно простой в использовании. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять, затем обмакнуть этот комок в краску (при необходимости в гуашь следует добавить воды) и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий, изображения получаются очень красивые.

Слайд 10

Рисование сыпучими веществами Для этого способа можно использовать песок, соль, разные крупы и есть ещё специальный цветной песок. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок.

Слайд 11

Ниткография. Для создания такого рисунка нужно приготовить нитки, краски, бумагу. Далее необходимо сложить лист пополам,  хорошенько обмакнуть нить в краску, положить нить на одну половину бумаги, второй половиной закрыть её, прижать ладонью бумагу, поводить нитью и вытянуть её вниз.

Слайд 12

Монотипия Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для детского сада подойдёт способ, когда лист бумаги складывается пополам и на одной стороне красками наносится изображение. Затем рисунок прижимают к другой половине листа, таким образом получается симметричное изображение.

Слайд 13

Кляксография. Суть данного метода в том, чтобы на начальном этапе капнуть на листок краску, образовав кляксу. Затем следует дополнить её различными деталями, получив какой-либо рисунок. Такой способ отлично развивает воображение детей. Для получения клякс или брызг краски на бумаге можно использовать коктейльную трубочку. С помощью этой же трубочки можно раздувать кляксу, получая желаемое изображение.

Слайд 14

Рисование по сырому. Краска в данном методе наносится на сырую поверхность. В итоге можно получить размытый фон для будущего рисунка. На подготовительном этапе лучше разметить будущий рисунок карандашом на листе бумаги. Сделать это следует до того, как нужно будет мочить его водой. Не стоит мочить слишком сильно, излишки воды следует убрать губкой. Акварель на мокрой бумаге будет равномерно расходиться от кисточки. Таким образом можно дать разным цветам самим смешаться, тогда переход цвета будет выглядеть равномерно.

Слайд 15

Техника набрызг подразумевает разбрызгивание краски крупными и мелкими каплями по бумажной поверхности. Это можно сделать с помощью зубной щетки, на зубную щетку набираем краску и затем, стекой проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. В этой технике можно использовать трафареты.

Слайд 16

Рисование вилкой. В этой технике необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу. После просыхания можно дорисовать рисунок.

Слайд 17

Рисование пупырчатой плёнкой 

 Можно вырезать её в виде любых трафаретов. Раскрасить плёнку. Важно стараться раскрасить каждую пупырку, тогда рисунок получится более чётким. Приложить плёнку к чистому листу и готовое изображение дорисовать кистью.

Слайд 18

 Рисование мыльными пузырями. Смешиваем гуашь, жидкое мыло и воду, в определенных пропорциях. Опускаем в эту смесь трубочку и дуем пока не образуются пузыри, затем накладываем лист бумаги сверху, осторожно поднимаем и у нас получились удивительные отпечатки.

Свою презентацию я хочу закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Дерзайте, рисуйте, творите. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег»

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования    для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег»         ...

План-конспект мастер-класса. Музыкальная гостиная «Синтез музыки и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»

Познакомить родителей(детей) с произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс», научить соотносить музыку с присущим ей цветом, научить родителей (детей) передавать явления природ...

Мастер-класс на тему "Осенние лужи" для детей старшей группы. Аппликация с элементами нетрадиционной техники рисования.

Описание: данный масстер-класс предназначен для детей дошкольного возраста, для воспитателей и педагогов дополнительного образования. Работа может быть использована в качестве украшения или для подарк...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник» («бумагопластика», «кляксография с трубочкой»).

Мастер - класс для педагогов "Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник"...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования – мыльными пузырями». (для детей 4-5 лет)

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.Задачи:Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми среднего дошкольно...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...