ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по речевому развитию "Говорушки" (Возрастная категория для воспитанников средней группы) Срок реализации 2023-2024 учебный год
материал (средняя группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. 

В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем и в потребность что-то делать, даря радость окружающим. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития(фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи-развитие связной речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorushki.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы…………………………………………………………

3

2.

Пояснительная записка……………………………………………………...

4

3.

Учебно-тематический план…………………………………………………

8

4.

Содержание изучаемого курса……………………………………………...

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной            программы……………………………………………………………………

18

6.

Список литературы…………………………………………………..……...

19

7

Приложения .………………………………………………………………...

20


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная

программа «Говорушки»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель первой квалификационной категории

Гордеева Любовь Алексеевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №46»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск,

проспект 70 лет Октября, дом 82

Цель программы

Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей у  детей дошкольного возраста

Направленность программы

Речевое развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Адаптированная  

 Дошкольное  образование

Система реализации контроля  за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  знать: нормы языковых  средств   в  зависимости от ситуации общения;  основные правила речевого этикета и адекватного  поведения  в речевых ситуациях

  уметь: устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми; излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения

владеть:  основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры; умеренным темпом  речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности; разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы

Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей. 

2.Новизна программы

Заключается  в  том,  чтобы  всесторонне  способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства общения, познания, самовыражения  ребёнка,  комплексно  формировать  структурные  компоненты системы языка –фонетической, лексической, грамматической.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

3. Актуальность программы

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает людям понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана человеку природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для речевого развития.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для речевого развития.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой, работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации.

4. Отличительные особенности программы

В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов, применяемых в различных аспектах деятельности. Программа построена таким образом, чтобы желание постепенно переросло в устойчивый интерес, а затем в потребность что-то делать, даря радость окружающим. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

Правильная методическая организация работы способствует развитию детской речи и других психических функций (мышление, память, мышление), гармонизации их эмоционально-волевой сферы, совершенствованию общей и мелкой моторики.

Включение в содержание занятий коллективных видов деятельности положительно влияет на формирование социальных навыков и обогащение социального опыта дошкольников с нарушениями речи.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.

5. Педагогическая целесообразность программы

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Программа основывается на принципах:

-принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

6. Цель программы: Создание условий для общения в речевых ситуациях и развития языковых способностей у  детей дошкольного возраста.

7. Задачи программы:

Обучающие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Активизировать речь детей в процессе их систематического ознакомления с окружающим миром.

 3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи.

4. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.

Развивающие задачи: 

1. Развивать  качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.

2. Развивать коммуникативные качества ребенка.

3. Развивать свободное  общение со взрослыми и детьми.

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия.

2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

8. Возраст детей.

В реализации дополнительной  образовательной программы участвуют дети 4-5 лет посещающие ДОУ имеющие норму речевого развития и  нарушения речи.

9. Срок реализации программы. 

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа, учебный год проходит с октября по май один раз в неделю.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в год – 32;

- кол-во часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие (20 мин.);

 - периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: 

- нормы языковых  средств  в  зависимости от ситуации общения;  

-основные правила речевого этикета и адекватного  поведения  в речевых ситуациях

уметь:

- устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми;

- излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения

владеть:

- основными элементами правильной точной речи, как средством общения и культуры;

- умеренным темпом  речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности;

- разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности

Форма подведения итогов.

Диагностическое обследование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Семья

1

20 мин

10 мин

10 мин

2

Части тела

1

20 мин

10 мин

10 мин

3

Туалетные принадлежности

1

20 мин

10 мин

10 мин

4

Осень

1

20 мин

10 мин

10 мин

5

Мебель

1

20 мин

10 мин

10 мин

6

Игрушки

1

20 мин

10 мин

10 мин

7

Продукты питания

1

20 мин

10 мин

10 мин

8

Посуда

1

20 мин

10 мин

10 мин

9

Домашние животные

1

20 мин

10 мин

10 мин

10

Дикие животные

1

20 мин

10 мин

10 мин

11

Деревья

1

20 мин

10 мин

10 мин

12

Зима

1

20 мин

10 мин

10 мин

13

Новогодний праздник

1

20 мин

10 мин

10 мин

14

Зимние забавы

1

20 мин

10 мин

10 мин

15

Зимняя одежда

1

20 мин

10 мин

10 мин

16

Зимующие птицы

1

20 мин

10 мин

10 мин

17

Комнатные цветы

1

20 мин

10 мин

10 мин

18

Профессии

1

20 мин

10 мин

10 мин

19

Инструменты

1

20 мин

10 мин

10 мин

20

Родная страна

1

20 мин

10 мин

10 мин

21

Женский день

1

20 мин

10 мин

10 мин

22

Весна

1

20 мин

10 мин

10 мин

23

Перелетные птицы

1

20 мин

10 мин

10 мин

24

Транспорт

1

20 мин

10 мин

10 мин

25

Демисезонная одежда

1

20 мин

10 мин

10 мин

26

Обувь

1

20 мин

10 мин

10 мин

27

Домашние птицы

1

20 мин

10 мин

10 мин

28

Овощи

1

20 мин

10 мин

10 мин

29

Фрукты

1

20 мин

10 мин

10 мин

30

Цветы

1

20 мин

10мин

10 мин

31

Насекомые

1

20 мин

10 мин

10 мин

32

Скоро лето

1

20 мин

10 мин

10 мин

Итого:

….

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Наименование

модулей,

 разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с

родителями

Тема №1

«Семья»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу; развивать творческое воображение; обогащение и активизация «глагольного» словаря.

Рассказывание, дидактическая игра, заучивание наизусть

Беседа, рассматривание сюжетной картинки  «Семья», д/ и «Назови ласково»

Рассмотреть в кругу семьи фотографии членов семьи и детей

Тема №2

«Части тела»

Активизация словаря, учить употреблять притяжательные прилагательные и местоимения «мой», « моя», «мое» в составе простого предложения; развитие слухового внимания, мелкой моторики руки.

Рассматривание, словесная игра, творческое задание

Беседа с опорой на предметные картинки, игра «Доскажи словечко», «Мой, моя, моя»

Консультация «Зачем малышу кружок»

Тема №3

«Туалетные принадлежности»

Активизация и обогащение словаря; практическое употребление единственного и множественного числа глаголов в составе простого предложения; развитие тактильных ощущений; воспитание у детей опрятности, навыка следить за своим внешним видом.

Беседа с опорой на предметные картинки, познавательные и развивающие игры, показ предметов

Д\ игра «Чудесный мешочек», составление предложений с опорой на картинки, игра «Что мы видели-  не скажем, а что  делали - покажем»

Смена информации в родительском уголке в соответствии темой занятия

Тема №4

«Осень»

Обогащение и активизация словаря; образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; развитие мышления и внимания; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе. 

Чтение и рассказывание, дидактическая игра, творческое задание

Беседа с опорой на сюжетную картинку, д/и «Маленький -большой», игра «Волшебные часы», составление панно «Осень»

Совместная работа детей и родителей «Дары осени». 

Тема №5

«Мебель»

Активизация словаря по теме; развитие умения сравнивать предметы по сходным признакам; согласование существительного с числительным в роде; практическое употребление простых предлогов; формирование умений взаимодействовать в коллективной игре.

Игра-драматизация, дидактические упражнения, рассказывание с опорой на картинки

Д/и «Прятки», игра-драматизация «Три медведя», рассматривание парных картинок

 Консультация: «Речевая культура ребенка рождается в семье».

Тема №6

«Игрушки»

Обогащение и активизация предметного и глагольного словаря; самостоятельное составление предложений с предлогами по картинкам и демонстрации действий; развитие фонематического восприятия

Рассматривание игрушек, заучивание наизусть, подвижная игра

Д/и «Чей, чья?», составление предложений  по сюжетным картинкам, п/и «Кому дать?»

Посетить с ребенком магазин игрушек

Тема №7

«Продукты

питания»

Обогащение и активизация предметного  словаря; составление именного словосочетания со значением совместности; развитие вкусовых ощущений и зрительного внимания.

Заинтересованность игрой, моделирование, поощрение

Игровая образовательная ситуация, беседа, д/и «Узнай по вкусу», «Чем угостим гостей?»

Конкурс кулинарных рецептов

Тема №8

«Посуда»

Познакомить с названиями посуды, их назначением, обогащать и активизировать словарь по теме. Учить различать и сравнивать виды посуды: кухонная, столовая, чайная. Определять посуду, которая  стоит, лежит, висит.

Создание проблемной ситуации, игра-драматизация, обобщающая беседа

рассматривание картинок с изображением посуды, с/р игра «Угостим кукол обедом», игра – драматизация «Федорино горе», д/и «Какой, какая?»

Вечер чистой посуды совместно с ребенком

 Тема №9

«Домашние

животные»

Уточнить внешние признаки домашних животных и  названия их детенышей, активизация соответствующей лексики, продолжать учить составлять предложения  используя прилагательные.

Рассказывание с опорой на предметные картинки, познавательная игра

Составление предложений по набору предметных картинок, д/игра «Кто чем питается»,

Наблюдать кто гуляет с домашними животными в городе

Тема №10

«Дикие

животные»

Уточнить характерные признаки внешнего вида животных, активизация соответствующей лексики.

Беседа с опорой на предметные картинки, ситуация успеха, творческое задание

Д/игры «Чей хвост», «Найди свой домик»,  отгадывание по признакам животного

Индивидуальные беседы с родителями.

Тема №11

«Деревья»

Активизация предметного и качественного словаря по теме, практическое употребление единственного и множественного числа.

Дидактическое упражнение, заинтересованность в результатах

Конструирование дерева, д/игры «Один, много», «Подбери картинку», п/игра «Подойди к березе»

 Консультация: «Как учить с детьми стихотворение».

Тема №12

«Зима»

 Расширение и активизация словаря по теме; обобщение представлений о зимних явлениях в природе; упражнение в составлении рассказов из личного опыта; развивать воображение, мышление, связную речь.

Творческое задание, отгадывание, игровая ситуация

Д/игра «Закончи предложение», п/игра «Снежинки», составление панно «Зима»

Выставка рисунков и поделок «Волшебница Зима!»

Тема №13

«Новогодний праздник»

Обучение согласования прилагательного с существительном в роде; закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника»; развитие слухового внимания; воспитание умения работать в коллективе.

Рассказывание, хороводная игра, опора на жизненный опыт

Беседа о предстоящем празднике с опорой на сюжетную картинку «Дети наряжают елку», д/ игра «Маски», подвижная игра «Хоровод»

Привлечение родителей к оформлению группы  к Новому году.

Тема №14

«Зимние

забавы»

Обогащение и активизация словаря; формирование умения внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы; развитие зрительного внимания, мышления и общей моторики.

Беседа с опорой на сюжетную картинку «Зима», детское творчество, игра

Рассматривание сюжетных картинок по теме, д/ игра «Подбери картинку», рисование снеговиков

Привлечение родителей к зимним постройкам на участке.

Тема №15

«Зимняя

одежда»

Уточнение и активизация предметного словаря, расширение глагольной лексики; практическое образование существительных с уменьшительно ласкательным значением; развитие мышления и тактильных ощущений.

Рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, моделирование

Рассматривание предметных картинок, д/игры «Большой, маленький», «Подбери картинку», п/игра «Кто быстрее?»

Консультация: «Как одеть ребенка в детский сад».

Тема №16

«Зимующие

птицы»

Знакомство детей с характерными внешними признаками зимующих птиц; составление простого предложения с предлогом «на»; практическое употребление существительного в родительном падеже в составе простого предложения; развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики руки.

Игровая обучающая ситуация, детское творчество, составление  рассказа по картинке

Игра «Сложи картинку», рассматривание предметных картинок, д/игра «Где сидит птица», «что забыл дорисовать художник»

Конкурс на лучшую кормушку для пичужки

Тема №17

«Комнатные

 цветы»

Обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными  признаками комнатных цветов; развитие умений отвечать на вопросы распространенными предложениями; развитие мышления,  внимания, тактильного ощущения; воспитание любви к родной природе.

Рассматривание, беседа по содержанию рассказа, выполнение поручений

Беседа с опорой на натуральные цветы, д/игра «Где цветок», чтение рассказа «Катина фиалка»

Фото отчет работы кружка.

Тема №18

«Профессии»

Активизация предметного и глагольного словаря; составление простого предложения из трех-четырех слов по сюжету; формирование навыка диалогической речи; развитие слухового внимания.

Свободный выбор заданий, дидактическая игра, заучивание наизусть

Составление предложений по сюжетным картинкам, д/игра «наши воспитатели», сюжетная игра «У врача»

Рассказать ребенку о важности своей профессии

Тема №19

«Родная

страна»

Закрепление знаний детей о названии нашей страны, столицы; обучение детей ответам полным предложением; развитие памяти, мелкой моторики рук; воспитание любви к Родине.

Заучивание наизусть, выполнение творческих заданий, беседа

Рассказ с опорой на предметные картинки, чтение отрывка стих. О.Г.Зыкова «Родина», рисование  флага

Индивидуальные беседы с родителями.

Тема №20

«Родной город»

Формирование элементарных представлений о родном городе; обогащение и активизация словаря; обучение употреблению предлогов «в», «на» в составе предложений; развитие мышления, мелкой моторики рук; воспитание любви к родному городу.

Создание ярких образных представлений, использование ИКТ с показом красивых мест города

Беседа с опорой на фотографии, д/игра «Проведи дорожку», рассматривание картинок площадей и улиц города

Родителям предлагается совершить с детьми экскурсию по родному городу

Тема №21

«Женский день»

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию методом «тычка»,  создавая форму цветка.

Заучивание наизусть, рассматривание иллюстраций, выполнение творческих заданий

Беседа о предстоящем празднике, д\игра «Назови ласково», детское творчество «Цветы для мамы»

Совместная с родителями подготовка к утреннику 8 марта

Тема №22

«Весна»

Обогащение и активизация словаря; согласование прилагательного с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний; развитие слухового внимания.

Ответы на вопросы, показ предметов, выполнение творческих заданий

Беседа с опорой на картинку «Весной в парке», составление панно «Весна»,  д/игра «Какой, какая, какое»

Экскурсия в парк

Тема №23

«Перелетные

птицы»

Знакомство детей с характерными внешними признаками перелетных птиц; развитие умения отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картинок; развитие слухового восприятия, общей координации движений; воспитание любви к природе, чувства эмпатии.

Показ иллюстраций, описание картин, подвижная игра, поиск контактов и сотрудничества

Рассматривание сюжетных картинок, отгадывание загадок с опорой на предметные картинки, п/игра «Кошка и скворцы»

Составить описательный рассказ о любимой перелётной птице 

Тема №24

«Транспорт»

Обогащение и активизация словаря; уточнение названий разных видов транспорта; формирование навыка сравнения двух предметов, изображенных на картинках; составление простого распространенного предложения; развитие мышления и слухового внимания.

Ответы на вопросы, дидактическая игра, описание картин, свободный выбор творческого задания

Беседа с опорой на предметные картинки, д/игры «Что едет, летает, плавает», «Найди ошибку», штриховка контура транспорта

Выставка детского творчества «Весна пришла!».

Тема №25

«Демисезонная

одежда»

Обогащение знаний детей об одежде; умение согласовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме; развитие связной речи; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала; уточнение и активизация предметного словаря.

Рассказывание с опорой на картинки, ди Дидактическая  игра, опора на жизненный опыт

Рассматривание предметных картинок, сравнение двух картинок, д/игра «Ошибка художника»

Делимся семейным опытом
«Как организовать выходной день с ребенком».

Тема №26

«Обувь»

Обогащение и активизация предметного словаря; формирование умений отвечать на вопросы педагога; составление простого беспредложного предложения; развитие зрительного внимания и мышления.

Ответы на вопросы, заучивание наизусть, дидактическая игра

Д/игры «Что обуть», «Угадай кто это?» беседа с опорой на предметные картинки, чтение стих. Зыковой «на босые ножки»

Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни».

Тема №27

«Домашние птицы»

Знакомство детей  с характерными внешними признаками домашних птиц; обучение образованию глаголов от звукоподражания, развитие слухового внимания, общей координации движений и мелкой моторики рук.

Показ предметных картин, рассказывание с опорой на предметные картинки, познавательные игры

Рассматривание предметных картинок, д/ игра «Кто как кричит», п/игра «Чья мама зовет»

Памятка «Как определить темперамент ребёнка?».

Тема №28

«Овощи»

Закрепить умение правильно называть овощи, их цвет, форму. Уточнить представление об обобщающем понятии овощи. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.

Игровая ситуация, рассматривание игрушек и иллюстраций, поощрение

Д/игра «Узнай по вкусу», сюжетно-ролевая  игра «Овощной магазин», отгадывание загадок с опорой на предметные картинки

Установление доверительных отношений между родителями и детским садом

Тема №29

«Фрукты»

Уточнение качественных признаков фруктов при отгадывании загадок; практическое употребление существительного множественного числа в родительном падеже в составе словосочетания; формирование диалогической речи; развитие мышления и мелкой моторики руки.

Отгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра, беседа

Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки, д/игра «Один-много», сюжетно-ролевая игра «»Магазин «фруктов»

Памятка «Искусство наказывать и прощать».

Тема №30

« Садовые

цветы»

Обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками садовых цветов; развитие умений отвечать на вопросы распространенным предложением; обучение последовательному сравнению двух предметов; развития внимания, мышления.

Беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций садовых цветов

Сравнение розы и тюльпана, рассматривание предметных картинок, д/игра «Собери цветок»

Индивидуальные беседы с родителями.

Тема №31

«Насекомые»

Знакомство детей  с характерными внешними признаками насекомых; обогащение и активизация словаря; согласование существительного с глаголом в числе; развитие слухового внимания и общей координации движений.

Описание насекомого, познавательная игра, создание  ситуации успеха, детское творчество

Рассматривание предметных картинок, д/игра «Что делают насекомые», п/игра «Кузнечики», рисование «На полянке»

Отчетная презентация по реализации образовательной дополнительной программы

Тема №32

Скоро лето

Обогащение и активизация словаря; обучение детей самостоятельным полным ответам на вопросы  по картине; согласование прилагательного с существительным в роде и числе в составе именных словосочетаний; развитие мышления.

Ответы на вопросы, работа в коллективе, дидактическая игра, заинтересованность в результатах

Беседа с опорой на картинку «Лето в парке», составление панно «Лето», д/игра «Какой, какая, какое»

Организация летнего отдыха

детей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. 1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы, используемые для реализации Программы

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение  изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание с  опорой на наглядный материал.
  • Дидактические        игры,        игры-драматизации,        инсценировки,        дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

2.Приемы, используемые для реализации Программы

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ        положения        органов        артикуляции        при        обучении        правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

3. Дидактический материал.

1.Словесный материал (картотека дидактических игр)

2. Картотека дидактических и подвижных игр.

3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)

4. Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)

5. Наглядный материал: игрушки, иллюстрации, художественная литература

6. ТСО: магнитофон, проектор, аудиозаписи, видеопрезентации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера. 2008г

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.

4. Ушакова. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.- М., 2012.

5.«Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.

6. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

7. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi ; https://www.maam.ru/users https://www.maam.ru/users.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.

Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...

Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе

Программа дополнительного образования по актерскому мастерству "Мы - маленькие актёры" в средней группе...