Паспорт проекта «Мы – друзья природы»
проект (средняя группа)

Попругина Анастасия Викторовна

Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, то детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек  - это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.

Цель:  Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.

На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.

 

Задачи:

Ø  учить видеть красоту природы;

Ø  учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи;

Ø  развивать логическое мышление, внимание, память;

Ø  развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Ø  формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;

Ø  формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;

Ø  учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;

привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мы друзья природы"50.05 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени профессора Н.Е. Жуковского»
ДЕТСКИЙ САД №7

Паспорт проекта  

 «Мы – друзья природы»

средняя группа

                                                                                             Выполнили воспитатели:  

                                                                                                                       Попругина А.В

                                                                                                                       Качионас Е.В.

                                                                                                             

г.о.Жуковский

2023-2024 гг.

Авторы проекта: воспитатели Попругина А.В., Качионас Е.В.

Тип проекта: познавательный, творческий, практико-ориентированный.

Сроки  реализации проекта – среднесрочный (1.10.2023г. – 30.05.2024г.).

Участники проекта: (групповой) воспитанники, воспитатели группы, родители, музыкальный

                                      руководитель, инструкторы по физической культуре, педагог доп. образования по

                                      худ./эст. развитию.

Актуальность темы:

Планета Земля — наш общий дом, и каждый человек должен проявлять заботу о нем, беречь и сохранять все его ценности и богатства. Так как именно в дошкольном детстве формируются основы личности, в том числе и отношение к природе и окружающему миру, то детский сад является начальной ступенью непрерывного экологического образования и воспитания. Важно привить ребенку гуманные чувства в отношении окружающего его мира природы, помочь осознать ценность любого проявления жизни, вызвать стремление защитить и сберечь природу. Необходимо достичь того, чтобы уже в дошкольном возрасте наступило осознание того, что человек  - это часть природы, и забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Следовательно, то, что наносит вред природе, разрушает ее, является губительным и для человека.

Цель:  Сформировать у детей (и родителей) чувства единения с природой, сопричастности ко всему происходящему в ней.

На основе эмоциональных переживаний и практических действий развивать экологическую культуру детей, прививая гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы, а также чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

  • учить видеть красоту природы;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно следственные связи;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, животным, растениям;
  • формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в быту;
  • учить замечать действия других людей по отношению к окружающей природе (сверстников и взрослых), давать им соответствующую адекватную оценку;
  • привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».

Ожидаемый результат: 

По окончанию проекта дети:

Опыт детей в сфере экологического воспитания обогащен и обобщен путем использования различных форм деятельности. Благодаря применению различных методов и приемов у ребят развились эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, целостное представление об организации природоохранной деятельности. У детей развились воображение, мышление, восприятие, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Сформировалось сообщество «дети – воспитатель – родители».

Будут  созданы:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая закреплению знаний детей о бережном отношении к природе;

Коллективные  работы:

Фотовыставки:

    «Мое любимое животное» (к всемирному дню защиты животных)

    «Птицам и животным зимой мы поможем добротой»

«Красная книга руками детей  средней гр.№2»

«Весна на окошке для наших животных»

Акция «Покормите птиц зимой»

«Как вести себя в лесу» (коллективная работа, художественно-эстетическое развитие)

«Разноцветные клумбы» (посадка цветов детьми)

Итоговое мероприятие - квест: «Мы друзья природы»

Повышен  интерес у родителей к жизни детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный. (1.10.2023г.-07.10.2023г.)

  • Выбор актуальной темы.
  • Поставка цели и задач по выбранной теме.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Создание модели реализации  проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

2 этап – основной (практический). (07.10.2023г. – 30.05.2024г.)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и систематизации знаний у детей о природе, ее значении в жизни человека, человека, как части природы, необходимости беречь природу.

3 этап – заключительный. (20.05.2024г. – 30.05.2024г.)

  • Оформление результата проекта в виде презентации и видео.
  • Проведение итогового мероприятия - квеста «Мы друзья природы».

Формы реализации проекта:

  • НОД
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Игровая деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Досуговая деятельность

График мероприятий

Тема

Цель и задачи

Формы работы

Наблюдение

Чтение

НОД, беседы

Игры

Фк.мин

Пальч.упражн.

Итоговое мероприятие

Октябрь

Здравствуй, осень!

Приложение 1

На вводном занятии познакомить детей с понятием «природа» и зачем ее надо беречь.

Уточнять и расширять представления детей о сезонных (осенних)  изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

 «Ищем приметы осени»

«Как изменились клумбы»

«Деревья и кустарники нашего д/с»

«На каких деревьях поспели плоды»

В.Бианки

 «Чей нос лучше»

Н.Сладков

«Лесные силачи»

Е. Чарушин  

«Про зайчат»

Н. Сладков

«Осень на пороге»

И. Токмакова "Ветрено"

 И. Токмакова      "Сосны"

НОД:

 «Мы друзья природы» (ОО Познание)

«Заюшкин огород» (ОО Худ.-эст.разв, аппликация)

«Осеннее дерево» (ОО Худ.-эст.разв, рисование)

«Мухомор» (ОО Худ.-эст.разв, лепка)

Беседы:

«Что такое природа»

«Зачем человеку природа»

«Почему природу надо беречь»

«День защиты животных»

«Почему нельзя трогать грибы в лесу»


Отгадывание загадок об осени

Пословицы о природе

Подвижные

«Мыши водят хоровод»
«Перелет птиц»     «Кто скорее соберет»                       
                                       Дидактические
"Найди такой листок, какой покажу»

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб!»

«Собери картинку»

ФК минутки:

«Листопад»

«За грибами»

Пальчиковые упр:

«Осень» 1, 2

«Собираем листочки»

Выставка рисунков «Осень золотая»

Фотовыставка к всемирному дню защиты животных

«Мое любимое животное»

«Осенняя фантазия» из природных материалов.

«Разноцветный клен» коллективная работа из осенних листьев

Ноябрь

Волшебница вода

Приложение 2

Знакомить со свойствами воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни, о важности ее чистоты.

«Вода вокруг нас»

«За шишками в разную погоду»

За осадками (дождь, снег, иней, туман)

За появление льда на улице

К. Д. Ушинский  "Хотела галка пить"


Н. Рыжовоа

"Вы слыхали о воде"

Николаев "Путешествие

 капельки"

О.Борщ

 «Воду над  уважать»

НОД

«Волшебница вода»(экспериментальная д-ть)

Исследовательская д-ть: «Как вода шишку закрыла»

«Вода нужна всем» (растение поливать и не поливать)

«Зимнее дерево» (худ.-эст.разв, аппликация))

Беседы

 «Вода вокруг нас»

«Путешествие капельки»

«Без воды нет жизни»

«Волшебница вода»

Пословицы о воде

Загадки о воде


Подвижные : «Солнышко и дождик» (мр3), «Ручеек»,

Ручейки и озера» (мр3)

Дидактические:

«Кому нужна вода»

ФК минутки

«На водопой», «Как приятно в речке плавать»,

«К речке быстрой»

Пальчиковые упр.

«Выходи водица»

«Антошка моет посуду»

Эксперимент «Вода нужна всем»

(растение поливать и не поливать)

Декабрь

В лесу родилась ёлочка.

Приложение 3

Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении.

Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.

«Ель живая»

«И зимой и летом одним цветом»

«Ель долго растет»

«Ель и ее друзья»

Как меняется ель зимой

Сравнение ели и лиственных деревьев

Рассматривание зеленой и голубой ели

Сравнение шишек ели и сосны

А. Сожан 

 «Сказка о ёлочке, которую не срубили»

М. Шкурина

 «Сказка про ёлочку»

 

 Г. Х. Андерсен  «Ёлочка»

 Т. Волгина Стих-е «Лесная красавица»

С.Михалкова

«В снегу стояла ёлочка…»

И. Токмаковой «Живи, ёлочка»

«Мы жалеем елочку»

НОД

«Елочка-красавица» (ОО Познание)

«С кем дружит ель» (ОО Познание)

«Елочка в снегу» (ОО худ.-эст разв, рисование)

Беседы

«Ель живая»

«Зимой и летом одним цветом»

«Ель долго растет»

«Ель и ее друзья»

Загадки о ели

Подвижные

«Раз, два, три к ёлочке беги»

Дидактические

 «Найди сходство и отличие»,

«Собери ёлочку», «Третий лишний»

ФК минутки

«Елка»

по стихотворению «Ель»

по стихотворению «Птичья ёлка»

Пальчиковые упр.

«Ёлочка»

«Елка»

«Елочка»

«Наша елка хороша» (коллективная работа)

«Кто под елочкой живет, кто на елочке живет» (макет)

Январь

Пернатые друзья.

Приложение 4

Знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, ласточка, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".

за вороной

за синицей

за голубями

за дятлом

Н.Грибачева "Ну, морозы, ну, морозы!”,

Т. Евдошенко "Берегите птиц", "Зимние гости",

Ю.Никонова "Воробьишко",

В.Н. Морозов "Птичьи хлопоты".

НОД

«Покормите птиц зимой» (ОО Познание)

«Рябина для снегирей»(ОО Худ.-эст.разв.,рисование)

«Снегири и синицы» (ОО Худ.-эст.разв., аппликация) 

«Воробьиная столовая» (ОО Худ.-эст.разв., лепка)

Беседы

«Зачем кормить птиц зимой»

«Как и зачем человек помогает зимой диким животным»

«Животным и птицам зимой мы поможем добротой»

Загадки о птицах


Подвижные

«Зимующие и перелетные птицы» (русская народная)

«Воробушки и автомобиль»

«Перелетные птицы»

Дидактические

«4 лишний»

«Где, какая птица находится»

«Найди по описанию»

ФК минутки

«Воробушки»

« Вороны»

«Снегири»

«Белочка»

Пальчиковые упр.

«Сколько птиц в кормушке нашей

«Птичья кормушка» 

«Я зимой кормлю всех птиц»  

Акция «Покормите птиц зимой»

(устройство кормушек на участке, регулярное кормление птиц, кормление птиц на прогулках дома)

Фотовыставка

«Птицам и животным зимой мы поможем добротой»

Февраль

Чудеса зимы

Приложение 5

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

Объяснить необходимость витаминов для человека и животных в конце зимы

Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

За глубиной снега

Опыт со сладкой водой (почему деревья не замерзают)

За строением снежинок

За ростом посадок (луком и овсом)


РНС "Зимовье"


С. Козлов 

"Зимняя сказка"


А.Фет

"Мама, глянь-ка из окошка:"


И. Суриков "Зима"

НОД

«Зимние чудеса» (ОО Познание)

«Зимняя экскурсия по детскому саду» (ОО Познание, экология)

«Чудеса: зимой у нас весна»

ОО: Познание, экология  (огород на окне)

Беседы

«Весна на окошке»

«Снег – «одежда» для растений и деревьев»

«Что нам дарит снег»

«Что такое снег»

Загадки о зиме

Пословицы о зиме

Подвижные

«Берегись- заморожу»

« Брось дальше»

«Снежинки и ветер»

Дидактические

«Наоборот»

«Что зимой бывает»

«Подбери слово»

«Кто скорее соберет»

ФК минутки

«Ну, а снег летит, летит»

«В зимнем лесу»

Пальчиковые упр.

«Снежок»

«Мы во двор пришли гулять»

«Мы сажаем огород»

Устройство «Птичьей столовой»

Буклет для родителей «Покормите птиц зимой»

«Весна на окошке»

(посадка лука и овса для «животных»)

Март

Береги все живое

Приложение 6

Познакомить детей с Красной книгой. редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

За таянием снега

За первыми подснежниками

За появлением первых листочков

За белкой

За птицами

В. Бианки

«Как муравьишко домой спешил»

Н. Габаева «Животные-малютки»

В.Лифшиц

 «Лесные хозяева»

И.Гурина «Приключения бельчонка»

Просмотр видео о  Красной книге

НОД

«Знакомство с Красной книгой» (ОО Познание)

Беседы

«Как Красная книга помогает сохранить животных»

«Почему пропадают растения»

«Как сберечь животных морей и океанов»

Беседы по картинкам  Красной книги, которые заинтересовали детей

Загадки о краснокнижных животных и растениях


Подвижные

«У медведя во бору…»

«Сидит, сидит зайка…»

«Охотник и зайцы»

Дидактические

«Расскажи о диких животных и их детенышах»

«Звери»

« Вот животное Что за птица?»                 

«Угадай – ка»

ФК минутки

«Звери шли на водопой»

«Цветы»

«В лесу»

Пальчиковые упр.

«В лесу»

Дети, в лес шагаем, диких животным изучаем.

«Есть у каждого свой дом»

«Красная книга руками детей средней группы 2»

Апрель

Встречаем весну

Приложение 7

Обратить внимание детей на наступление весны (пробуждение природы: появление первой зелени, насекомых, пение птиц, прилет птиц, первые цветы, погодные изменения).

За изменениями погоды (то тепло, то холодно)

За первыми ростками травы

За набуханием почек

За первыми листочками

За поведение птиц, пением

За появлением насекомых

За появлением березового сока

Стихи

«Апрель, апрель»

«Весна»

«Два скворца»

В. Бианки:

 «Как Муравьишка домой спешил»,

«Лис и мышонок»,  «Хвосты»,

 «Лесные домишки»,

 «Синичкин календарь».

Экологические сказки по выбору (см Экологические сказки)

Просмотр видео экологический мультфильм «Мальчик и Земля»

НОД

«Подснежник»

(ОО Худю-эст.разв., пластилинография)

«Скворечник для скворушки» (ОО Худю-эст.разв., аппликация)

Беседы

«Пробуждение природы после зимы»

По просмотру видеоролика «Мальчик и Земля»

«Как прекрасен этот мир»

«Как животных я люблю»

«Все времена года хороши»

«Природу берегу как могу»

Подвижные

«Гуси-лебеди»

«Пчелки»  

«Что происходит в природе?»

Дидактические

«Мое облако».

«Насекомые»

«Да или нет»

«Природа и человек»

ФК минутки

«Земля – наш общий дом»

«На водопой»

«Скворушки»

Пальчиковые упр.

«Подснежник»

«Перелетные птицы»

«Край родной»

«Береги природу»

(Коллективная работа-плакат по правилам поведения на природе)

Май

Мы – друзья природы!

Приложение 8

Закрепить  представления детей о планете Земля (суше и водном пространстве,)

Обобщить полученные в ходе проекта знания о природе, о ее значении в жизни человека, о необходимости ее беречь.

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, уходом за растениями).

За изменениями погоды (то тепло, то холодно)

За поведение птиц, пением

За появлением насекомых

Экологические сказки по выбору (см Экологические сказки)

Просмотр презентации по проекту

Обсуждения каждого слайда

По выбору детей из проведенных в течение проекта

Итоговое развлекательное занятие, игра-квест

«Мы друзья природы»

Итоги проекта

Нами  был разработан  и реализован проект «Мы - друзья природы!». Осуществляя данный проект, мы старались помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Проект «Мы - друзья природы!» - среднесрочный и реализовывался  с октября по май.

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий. Проект состоял из нескольких подпроектов, раделенных на темы месяцев.

С ребятами проводились целевые прогулки по территории детского сада,  интегрированные занятия по изодятельности, коллективные работы по пластилинографии, беседы, наблюдения за состоянием погоды и трудом взрослых, дидактические и подвижные игры. Дети отгадывали загадки, изучали народные приметы, готовили своими руками угощение для птиц.

В результате проведенного проекта дети стали проявлять любознательность,  интерес  т бережное отношение по отношению к природе. Преобладает эмоционально-положительное отношение к ней, стали лучше  ориентироваться в мире животных и птиц, овладели некоторыми правилами поведения на природе.

Список использованных источников

1.Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -80 с.

2.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика- синтез.

3.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. ТЦ Сфера.

4.Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.

5.Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.

6.Николаева, С. Н. Система работы с детьми в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст]/ С. Н. Николаева – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 152 с.

7.Николаева С. Н.  «Теория и методика экологического образования детей»

8.Н. Рыжова «Наш дом природа», М. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Пернатые друзья"

Краткосрочный творческий проект познавательного направления...

Паспорт проекта "Радуга - чудо природы"

Цель работы: узнать причину появления радуги, получить радугу в домашних условиях....

Паспорт проекта "Лаборатория неживой природы". 2 младшая группа.

Проект: «Лаборатория неживой природы». 2 младшая группа "Ромашки"Автор проекта: Попова Т.А.Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как познакомиться с н...

Паспорт проекта "Мы друзья природы"

Паспорт проекта "Мы друзья природы" старшая группа...

Паспорт проекта "Мы-друзья книги" в старшей группе детского сада

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся нев...