"Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через краеведение"
статья

Нестерова Екатерина Владимировна

Актуальность выбора данной темы обусловлена общими тенденциями в образовании (Закон Об образовании в РФ, ФГОС ДО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В данных нормативных документах задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников рассматриваются в качестве ключевых.

В нашей работе, в основе выступает следующие понятия:

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

В качественной работе выступают следующие понятия:

 Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственный и интеллектуальных интересов, над материальными.

Краеведение - это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края.

Духовно-нравственная воспитанность – как результат духовно-нравственного развития - это система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, характерных для каждого возрастного этапа развития личности.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания, деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.

Мы выделили три основных направления работы в рамках духовно-нравственного развития.

- эколого-краеведческое и трудовое;

- народно-творческое (культурно-эстетическое);

- эмоционально-ценностное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nesterovoy_e._v.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

"Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через краеведение"

воспитатель 1 квалификационной категории Нестерова Екатерина Владимировна,

старший воспитатель Леонтьева Ольга Витальевна

Актуальность выбора данной темы обусловлена общими тенденциями в образовании (Закон Об образовании в РФ, ФГОС ДО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В данных нормативных документах задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников рассматриваются в качестве ключевых.

В нашей работе, в основе выступает следующие понятия:

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

В качественной работе выступают следующие понятия:

 Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственный и интеллектуальных интересов, над материальными.

Краеведение - это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края.

Духовно-нравственная воспитанность – как результат духовно-нравственного развития - это система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, характерных для каждого возрастного этапа развития личности.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания, деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.

Мы выделили три основных направления работы в рамках духовно-нравственного развития.

- эколого-краеведческое и трудовое;

- народно-творческое (культурно-эстетическое);

- эмоционально-ценностное.

Названные направления соответствуют трём блокам мероприятий:

  1. «Мой город Арзамас»
  2. Культурные традиции
  3. Моя семья

Раскроем подробнее содержание каждого блока

  1. «Мой город Арзамас»

Мы живём в городе Арзамас - старинный город с богатой культурой, самобытными традициями и красивейшей природой. Наш город вошел в туристический кластер Арзамас – Дивеево –Саров, что еще больше обязывает нас, знать и любить свой город.

 Однако у детей наблюдается низкий уровень знаний по данному вопросу, т.к.  у родителей имеются поверхностные представления о прошлом и настоящем родного города. Они уделяют мало внимания данной проблеме, считая ее неважной. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, поэтому роль в этом вопросе отводится ДОУ.

Следовательно - необходима системная работа по краеведению с родителями и детьми с целью формирования их духовно- нравственных качеств.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным поселком и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Немаловажна организация книжного уголка, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край. Данный уголок может пополняться фотографиями населённых пунктов самих воспитанников и их родителей.

Работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

В рамках описываемого направления нами осуществлялись следующие мероприятия:

  • Беседы на темы: «История Арзамаса», «Улица, на которой я живу», «Чем славен город Арзамас», «Природа родного края».
  • Проект «Мой славный город Арзамас».
  • Рисование «Герба города», «Достопримечательность города», «Мои любимые места в городе».
  • Лепка символа нашего города «Гуси».
  • Дидактические игры: «Прогулка по городу Арзамас», «Собери пазл Арзамас», «Собери герб», «Выбери достопримечательности города»,
  • Физкультминутки «Мы шагаем, по знакомым улицам».
  • Оформление нравственно-патриотического уголка.
  • Авторская дидактическая игра «Знай свой город»
  • Квест для родителей и детей с фотоохотой за достопримечательностями г. Арзамаса по специально разработанному маршруту выходного дня описанному в подготовленной нами памятки памятки «Арзамас – моя малая Родина».
  • Результатом квеста стало оформление видео-экскурсии «Прогулка по городу Арзамас».

2. Народно-творческое или культурно-эстетическое направление осуществляется в процессе знакомства воспитанников с народными промыслами, фольклором, культурным многообразием нашей страны посредством участия детей в театрализованных преставлениях, концертах, при прослушивании песен (Матусовский «С чего начинается Родина?», «Мой славный город Арзамас»), чтение и заучивании стихов о родном крае, изготовлении народных игрушек.

3. Эмоционально-ценностное направление духовно-нравственного воспитания рассматривается нами как перспективное в рамках продолжения работы нашей инновационной площадки.

Данное направление предполагало решение следующих задач:

- укрепление семьи;

- повышение педагогической компетентности родителей;

- развитие эмоционального интеллекта у детей;

- культивирование любви и уважения к Родине в пространстве семьи.

Для организации сотрудничества используем разнообразные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Родители принимают участие в организации мини-музеев, проводим совместные детско-родительские развлечения, беседы, выпуск газет: «Мамы всякие нужны… », «Мама, папа, я – дружная семья», «Наша родословная», «По памятным местам всей семьёй» и т. д., выставки: «Осенняя пора», «Зимняя сказка», «Дню Победы посвящается», «Умелые руки не знают скуки», конкурсы чтецов.

Наши воспитанники совместно с родителями традиционно активно принимают участие в мероприятиях, посвящённых институты семьи (День семьи 15 мая, День семьи, любви и верности 8 июля). В их рамках предусмотрена конкурсная программа, эстафеты, квесты, творческое задание изготовление герба Семьи.

Особый интерес для нас представляет влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребёнка, то есть потребляемый ребёнком медиаконтент, через просмотр телепередач, роликов на ютьюб и других площадках, видеоигры. Работа в этом направлении планируется продолжаться в следующем году.

Необходимо помнить духовно-нравственное развитие — это не просто перечень мероприятий. Воспитание носит систематический характер. В дошкольном возрасте особенно эффективен метод живого примера и примера героев, сказок, песен, стихов. Для развития патриотических ценностей необходима среда, в которой УЖЕ уважительно и с любовью относится к Родине старшее поколение – воспитатели, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Занятия по декоративно-прикладному искусству входят в разные программы дошкольного образования. Эта презентация может помочь тем, кто хочет,допустим, комплексно охватить данную тематику....

Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Данную работу я готовила  на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ - КЛАССИКОВ

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим. Важную роль в формировании н...

«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»

IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...