ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ - КЛАССИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа)

Нуриева Гуля

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ                                      ПОЭТОВ - КЛАССИКОВ

Нуриева Гульсара Алихан Кызы

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад

№21» г.Североуральск

В настоящее время,  Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. В свое время великий физик-теоретик, общественный деятель-гуманист Альберт Эйнштейн справедливо отмечал:   «Нравственность — основа всех человеческих ценностей». Эти слова не утратили своей значимости и сегодня.[2]

Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение  за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми, радоваться жизни, получать от  нее удовлетворение и наслаждение. Вместе с тем общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности». И с этим утверждением великого Иоганна Шиллера трудно поспорить.[4]

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Но дети сразу  же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям.[1]

Чтобы воспитать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти такие примеры, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные - богатства, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.[3]

В ненецкой сказке «Кукушка» повествуется о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих сыновей, потому что они были черствыми, ленивыми, не заботились о ней. Дошкольники хорошо понимают и чувствуют вину сыновей. У них появляется сострадание, жалость к матери. Но они сочувствуют и детям, которые из последних сил бежали за матерью много дней и ночей с криком: «Мама, вернись!» - и услышали в ответ одинокий голос кукушки: «Поздно… не вернусь я».

Беседуя с детьми об этой сказке, воспитатель непременно должен спросить их: «Почему вам жалко сыновей, они же были плохие?». Важно, чтобы дети, осознавая вину сыновей, все же испытывали к ним чувство жалости, сострадания: «Действительно, сыновья сами виноваты в том, что произошло, но ведь их жаль, они остались без мамы».

Так обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. А научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства -  способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей, взрослых, добрый человек никогда не мучает животных.

Герои цикла стихотворений С.Я.Маршака «Детки в клетке» испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Подобное изображение животных имеет двойной смысл. Во-первых, таким образом, автор учит маленького читателя сочувствовать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, через изображение "деток в клетке" Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Главным достоинством стихов Н.А.Некрасова является неподдельная   и сострадательная любовь к малому и слабому, обращенная не только к человеку, но и к природе, в них торжествуют восхищение природой, крестьянский юмор  и нежная грусть. Некрасов очень любил родную природу, написал о ней много чудесных стихов, которые учат и нас восхищаться  красотой природы и беречь ее. Это стихотворения «Славная осень», «Зеленый шум», «Несжатая полоса», «Колосья», «Рубка леса», «Перед дождем» и др.

При ознакомлении с трудом взрослых у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Одним из самых важных средств подготовки детей к осуществлению трудовых операций, воспитания у детей трудолюбия - накопления знаний о людях труда, воспитания уважения к их труду, желания трудиться – являются произведения художественной литературы. Они многообразны.  Это и сказки («Айога» - нанайская сказка, «Три поросенка» в обработке  С.Михалкова, «Крылатый, мохнатый да масляный», обработка И.Карнауховой), и стихи (Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок», «Несжатая полоса», «Накануне светлого праздника», С.Я.Маршак  «Кот и лодыри», «Почта», В.В.Лунин «Сами и само»)

 Стихи С.Я.Маршака «Пожар»,  «Рассказ о неизвестном герое»  - это произведения не просто о людях труда, это гимн трудовому подвигу. С помощью таких произведений д у детей конкретизируются знания о профессиях, возникает желание трудиться, прийти на помощь, быть не только смелым героем, но и скромным человеком.

Разнообразие жанровых композиций С.Я.Маршака, С.В.Михалкова несут в себе мощный нравственный заряд, воспитывают в детях еще и коллективные взаимоотношения, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, смелостью, инициативой, скромностью.

Тематика произведений нашего современника, писателя и поэта В.Лунина, также чрезвычайно многообразна. Герои его произведений: животные и птицы, насекомые, люди и вещи, детские игрушки помогают родителям и педагогам в воспитании у детей трудолюбия, заботы о слабом, взаимопомощи и выручке, отзывчивости, доброты.

Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и  распространения,  накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа. Следовательно, чтение, и в частности, чтение лучших образцов мировой литературы – это один из основных способов формирования личности. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у дошкольников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Дошкольники  знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.

Таким образом, чтение художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор дошкольников и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на дошкольников; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка. А это значит, что детская литература играет огромную роль в воспитании будущих поколений. Как говорил великий классик русской литературы, поэт Н.А.Некрасов: «Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное   Русский народ…»

Литература.

1.      Куценко Н.Ю. Роль классической художественной литературы в формировании мировоззрения личности // Язык, словесность, культура. - 2011, №3.                        

2.    Султанова Н., Цилько Н. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004, №5.                                                                               3.     Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. – Санкт-Петербург, 1996.                                                                

4.       Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду //  Под ред. В.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989.                                                                                            5.       Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника  // Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

отчёт проекта "Развитие речи у старших дошкольников через через нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук"

Проект был разработан  воспитателями группы в сооавторстве  с учителем  - логопедом. В отчёте представлены используемые методы в работе с детьми....

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....