Консультация для педагогов
консультация

Горбунова Надежда Сергеевна

Выработка умения видеть нравственную сторону поступков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выработка умения видеть нравственную сторону поступков

Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции. Нравственность в отличие от морали — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.  Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.

Доктор психологических наук , профессор, Галина Анатольевна  Урунтаева отмечает, что в , а перенося свое положительное и отрицательное отношение на конкретные поступки героев.  В 4-5 лет формируются понятия «хорошо», «плохо». Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. При чем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Начиная, с 5-7 лет, дети понимают смысл нравственных правил и требований, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение дошкольника становится более сознательным и целенаправленным. У детей формируется ответственность за свое поведение, элементы организованности, самоконтроля

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных чувств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальному формированию того или иного нравственного качества.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых можно выделить: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению между взрослым и ребенком. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Более подробно хотела остановиться на таком средстве, как общение взрослых и детей при использовании воспитательных ситуациях. Воспитательная ситуация - это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств

  • Воспитательные ситуации, направленные на формирование умения сопереживать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитательных ситуаций: дети не жалеют других если им больно, плохо, они не сопереживают и не высказывают сочувствие или желание помочь более старшим людям, не умеют узнавать и понимать чувства других людей и сопереживать им, не реагируют на чувства и эмоции окружающих, которые испытывают и сами дети и другой человек, и не могут дать адекватный ответ на эти эмоции

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит: - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Правильно ли поступил Никита, что засмеялся? Как должен был поступить Никита в этой ситуации? Правильно ли сделала Катя, что помогла Саше? Чей поступок верный, Никиты или Кати?

  • Воспитательные ситуации, направленные на закрепление этических понятий «жадность» и «щедрость» у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитательных ситуаций: нежелание детей делиться своими игрушками, вещами даже «ненадолго», просто поиграть.

В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками. Правильно ли поступили мальчики? Как бы вы поступили? Вы бы взяли в игру мальчика?

  • Воспитательные ситуации, направленные на формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитательных ситуаций: дети не хотят говорить «здравствуйте», «до свидания», не отвечают, когда к ним обращаются, дети не умеют вежливо формулировать свои просьбы.

Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала, как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам. Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

  • Воспитательные ситуации, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений с другими людьми и развитие чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитательных ситуаций: дети не могут контролировать свои поступки, эмоции поведение в целом, ломают игрушки, рушат строения, выполненные другими детьми, не реагируют на просьбы.

Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал:- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....