Этапы заучивания стихов с детьми
консультация (младшая группа)

Лавринович Наталья Степановна

Этапы заучивания стихов с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_zauchivaniya_stihov_s_detmi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

               Этапы заучивания стихов с детьми

Он состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

  • Следующий этап - выразительное чтение стиха взрослым.

Взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

  • Затем идет обсуждение.

Задайте следующие вопросы?

       - О чем стихотворение?

       - Понравилось ли тебе?

       - Что запомнилось из стихотворения?

    - Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.)

  • Далее повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.

  • И наконец, ребенок самостоятельно воспроизводит стихотворение.

Можно попробовать другой способ:

  • Когда мы учим новое стихотворение сначала расскажите ребенку стихотворение полностью.
  • Далее читайте строчку из произведения и дайте повторить ребенку за вами и так до конца всего стихотворения.
  • После того, как предыдущий пункт пройден приступаем к следующему шагу: взрослый рассказывает слова из первой строки стихотворения, но последнее слово дает сказать ребенку.
  • Наша Таня громко – ребенок добавляет (плачет)
  • Уронила в речку – (мячик) – говорит ребенок.
  • Следующий шаг аналогичен предыдущему, только ребенок говорит два последних слова, потом три.
  • И на последней стадии взрослый говорит первое слово в строке, а ребенок оставшиеся слова. Так продолжаем до тех пор, пока ребенок сам полностью не сможет рассказать все стихотворение.
  1. С детьми младшего возраста можно выполнять игровые действия с предметами во время чтения стихотворения.
  2. С детьми постарше при заучивании стихотворения можно использовать мяч: вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Далее таким же образом продолжаем со второй строкой и последующими.  Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
  3. Следующий способ, это использование опорных рисунков. Данный способ увлекает детей, потому что превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста.  После прослушивания стихотворения, которое сопровождается просмотром рисунков, у ребенка в памяти остается зрительный образ, что позволяет значительно быстрее запомнить текст.  На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркие и узнаваемые. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Картинки можно собирать в схемы. Такие схемы изготавливают вместе с детьми и собирают в альбом. Впоследствии данный альбом можно перелистывать и вспоминать с ребенком ранее изученные стихотворения.
  4. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотехнику.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания за счет образования искусственных ассоциаций.   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик» и  его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».Затем последовательно переходим к  мнемодорожкам (последовательность изображений, которые расположены в ряд, соединены одним сюжетом ) И позже к мнемотаблицам. На первом этапе необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Далее можно давать детям – чёрно-белые изображения.  Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Когда ребенок освоит этот способ, он может самостоятельно придумывать и рисовать картинки в мнемотаблице к стихотворению, чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать . 

Например, разучивая стихотворение с ребенком, разбиваем стихотворение по одной  строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждую строчку стихотворения. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.

Вот и все секреты о том,  как правильно выучить с ребенком стихотворение не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихов с детьми

Как правильно заучивать стихи с детьми...

Рекомендация "Заучивание стихов с детьми"

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?Сначала следует прочитать стихотворение.Выяснить все непонятные слова и выражения.Снова прочитать стихотв...

Памятка для родителей по заучиванию стихов с детьми

Памятка для родителей по заучиванию стихов с детьми...

Методы заучивания стихов с детьми

Методы заучивания стихов с детьми...

БУКЛЕТ "Рекомендации для родителей по заучиванию стихов с детьми"

В  детских садиках часто проходят различные праздники и утренники, которые большинству детей очень нравятся и на которых принято всегда читать стихи. Это малыши любят, хотя из-за стеснительности ...

Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми наизусть

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры. Мнемотехника помогает маленьким детям легче запоминать стихи, скороговорки...