"Смена роли педагога образовательной организации:переход от носителя знаний к проводнику знаний".
презентация к уроку (старшая группа)

Олеся Сергеевна Маярыкова

Смена роли педагога в образовательной организации: переход от носителя знаний к проводнику знаний.

Изменился мир, и образовательное пространство в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны. Принят Стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ Педагогу - дошкольнику необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников,  грамотно и качественно работать с детьми и родителями.

         Изучая разнообразные источники, для себя мы отметили, что наиболее существенные характеристики личности современного воспитателя в своих фундаментальных исследованиях выделяет профессор Евгения Васильевна Бондаревская.

  1. Гуманистическая педагогическая позиция.
  2. Владение прогрессивными педагогическими технологиями.
  3. Накопление и использование опыта творческой деятельности.
  4. Умение обосновать и выстроить собственную деятельность как систему.
  5. Обладание культурой профессионального поведения, способностью к саморазвитию (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).

          На наш взгляд, эти личностные характеристики наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми.

          В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в образовательном процессе. В ряду этих качеств можно выделить терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

           Важными профессиональными качествами педагога - являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

В свою очередь, все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Если мы обратимся к функциям воспитателя ДОУ: То для нас самой важной функцией является - постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Остальные функции:

Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

         Если говорить о роли воспитателя и ребёнка в образовательном процессе, то мы в своем ДОУ отмечаем системно - деятельностный подход. Он изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником.

          В работе нашего детского сада мы применяем различные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технологии проектной деятельности

 

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности, она позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

       Проектная деятельность является для нас уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и детей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию, способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду

         На данный момент мы реализуем проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеоплощадке «Умничка».

Работа над данным проектом позволяет нам достичь таких целей как, усвоение детьми системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание  благоприятных  эмоциональных  условий  при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Результатом для нас выступает то, что дети получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения в самостоятельной деятельности. Педагоги только направляют ребенка тем самым развивая творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родителям наша метеоплощадка тоже пришлась по душе. Вместе со своими детьми, уходя домой, они с удовольствием идут понаблюдать за температурой, влажностью воздуха и т. д. Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором. Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, они стали серьезнее относится к задания, им самим интересно то, что мы с детьми делаем вместе, предлагают свои идеи, делятся экспериментами, опытами и наблюдениями, которые они сделали совместно с детьми.

На наш взгляд Настоящие педагоги – это такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели, это люди целеустремленные.

Такой педагог может научить детей благородству, стойкости и служению высоким целям. Они притягательны как цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. 

А. Дистервег

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» Смена роли педагога в образовательной организации: переход от носителя знаний к проводнику знаний. Выполнил: старший воспитатель Маярыкова О.С. Осинниковский ГО, 2021

Слайд 2

Личностные характеристики современного воспитателя ( Е.В.Бондаревская ): Гуманистическая педагогическая позиция. Владение прогрессивными педагогическими технологиями. Накопление и использование опыта деятельности. Умение обосновать и выстроить собственную деятельность как систему. Обладание культурой профессионального поведения, способностью к саморазвитию (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).

Слайд 3

Личностные качества педагога Терпеливость Оветственность Обязательность Уважение к людям Оптимизм Эмоциональная уравновешенность Объективность Доброжелательность Сдержанность Потребность в общении Отзывчивость и др.

Слайд 4

Профессиональные качества педагога: Трудолюбие, Работоспособность Дисциплинированность, Ответственность, Умение поставить цель, избрать пути её достижения, Организованность, Настойчивость, Систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, Стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Слайд 5

Функции воспитателя ДОУ: Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей. Приобщение детей к национальной культуре и традициям. Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Слайд 6

Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии; технологии исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология технологии проектной деятельности

Слайд 8

Метеоплощадка - « Умничка »

Слайд 9

Оборудование площадки Метеобудка Ветряной рукав Флюгер

Слайд 10

Ловец облаков Солнечные часы визуализатор осадко-мер

Слайд 13

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Смена роли педагога в образовательной организации: переход от носителя знаний к проводнику знаний.

Изменился мир, и образовательное пространство в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны. Принят Стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ Педагогу - дошкольнику необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно работать с детьми и родителями.

Изучая разнообразные источники, для себя мы отметили, что наиболее существенные характеристики личности современного воспитателя в своих фундаментальных исследованиях выделяет профессор Евгения Васильевна Бондаревская.

  1. Гуманистическая педагогическая позиция.
  2. Владение прогрессивными педагогическими технологиями.
  3. Накопление и использование опыта творческой деятельности.
  4. Умение обосновать и выстроить собственную деятельность как систему.
  5. Обладание культурой профессионального поведения, способностью к саморазвитию (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).

На наш взгляд, эти личностные характеристики наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в образовательном процессе. В ряду этих качеств можно выделить терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Важными профессиональными качествами педагога - являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

В свою очередь, все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Если мы обратимся к функциям воспитателя ДОУ: То для нас самой важной функцией является - постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Остальные функции:

Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Если говорить о роли воспитателя и ребёнка в образовательном процессе, то мы в своем ДОУ отмечаем системно - деятельностный подход. Он изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог выступает организатором и помощником.

В работе нашего детского сада мы применяем различные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технологии проектной деятельности

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности, она позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность является для нас уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и детей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию, способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду

На данный момент мы реализуем проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеоплощадке «Умничка».

Работа над данным проектом позволяет нам достичь таких целей как, усвоение детьми системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

Воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Результатом для нас выступает то, что дети получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения в самостоятельной деятельности. Педагоги только направляют ребенка тем самым развивая творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родителям наша метеоплощадка тоже пришлась по душе. Вместе со своими детьми, уходя домой, они с удовольствием идут понаблюдать за температурой, влажностью воздуха и т. д. Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором. Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, они стали серьезнее относится к задания, им самим интересно то, что мы с детьми делаем вместе, предлагают свои идеи, делятся экспериментами, опытами и наблюдениями, которые они сделали совместно с детьми.

На наш взгляд Настоящие педагоги – это такие педагоги преданы своему делу, они видят в педагогическом труде высокие цели, это люди целеустремленные.

Такой педагог может научить детей благородству, стойкости и служению высоким целям. Они притягательны как цельные и целеустремленные люди, готовые всегда прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Они интересны детям своей последовательностью и целеустремленностью.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в оценке эффективности физкультурной деятельности образовательного учреждения

Аннотация. В статье рассматривается аспекты деятельностного подхода  в эффективности  физкультурной деятельности, исходя из субъективной роли педагога. Выделяются критерии оценочной деятельн...

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения в реализации ФГОС ДО.

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, до...

Статья в сборнике «Роль педагогов образовательных организаций в реализации основных образовательных программ ФГОС»

laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...

Консультация для педагогов: «Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний».

Консультация для педагогов:«Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний»....

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...