Самообразование по теме «Сказка руками детей»
статья

Горбунова Светлана Валентиновна

 Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста в художественно - речевой и театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Сказка руками детей»18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме

«Сказка руками детей»

Цель: Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей среднего дошкольного возраста в художественно - речевой и театрализованной деятельности. 

Задачи:

-создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;

- изготовить поделки для театра из моделей оригами, аппликации, развивающих игр;

- использовать  свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

При работе с детьми применяются следующие методы: словесный; наглядный; практический.

Используются различные формы работы: беседы; наблюдения; рассматривание.

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Из сказки дети получают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его представлять, как выглядит тот или иной персонаж. В результате знакомства со сказкой у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное и художественное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая часть нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Одним из эффективных методов нравственного и художественно-эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества». После прослушивания и обсуждения сказки, детям предлагается сделать сказку своими руками. Дети лепят, рисуют, выполняют разные поделки из природного материала. Своими изделиями ребята стараются передать то, что им запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому продуктивное творчество оказывает довольно большое влияние на умственное развитие детей.

При изготовлении различных сказочных персонажей ребята приобретают умения правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.  С изготовленными изделиями дети  обыгрывает отдельные эпизоды сказок, различные ситуации и взаимоотношения героев. В игре с изготовленными фигурками дети придумывают свои собственные сюжеты, придумывают свои концовки к сказкам. На основе формирования художественного воображения у детей развивается словесное творчество. Обыгрывание сказок, безусловно,  расширяет словарный запас детей, помогает правильно строить диалог, развивает связную логическую речь. Необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом, огромную помощь могут оказать театрализованные игры, которые всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.                                                                                                              Главное условие работы с детьми - это выбор уровня сложности работы, соответствующего возможностям и интересам детей. Слишком простые, как и слишком трудные действия не вызывают у детей интереса.                                       Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую сказку, выполненную коллективно, сделанные персонажи, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Перечень изучаемой литературы

1.И. М. Петрова «Волшебные полоски»; Издательство «Детство-пресс», 2000

2.И. М. Петрова «Театр на столе»; Издательство «Детство-пресс», 2003

3.Л. А. Садилова «Поделки из мятой бумаги»; »; Издательство «Скрипторий 2003»,2008

4. М. Зимина «Учимся лепить и рисовать» СПб.: «Кристалл»;  «Валери СПб»

5.Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»; Издательство «Академия развития»

6.Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»; СПБ «Детство-Пресс», 2004

7.Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги»; Ярославль «Академия развития», 2004

8.Г. И. Долженко «100 оригами»; Ярославль «Академия развития», 2004

9.С. Ю. Афонькин «Оригами и аппликация»; Издательство «Кристалл».

10. Развивающие игры : Танграмм, Монгольская игра; Развивающие игры В.В. Воскобовича: Чудо крестики-1, Волшебный квадрат (двухцветный)

11.Сайты из интернетресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: "Сказки в системе патриотического воспитания детей во второй младшей группе".

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в об...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сказка, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе.Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и пони...

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....

План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет»

План по самообразованию на тему:«Сказка как средство развития речидетей 4-5 лет»...