Консультации для педагогов
консультация

Данильченко Антонина Николаевна

Консультации для педагогов в разновозрастной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников»

Существует несколько несложных для запоминания и легко выполняемых правил, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье, а иногда и жизнь.

Первое правило: научите своего ребёнка ориентироваться на дороге. Покажите ему две или несколько машин и попросите определить, какая из них движется быстрее, какая находится ближе.

Второе правило: научите ребенка ориентироваться в собственном микрорайоне. Периодически гуляете с ним по окрестностям, показывайте новые улицы, переулки, остановки транспорта.

Третье правило: если ребенку приходиться одному ходить в магазин и т. д. , продумайте для него наиболее безопасный маршрут. Этот путь не обязательно должен быть самым коротким: главное, чтобы ребенок переходил дорогу только там, где есть пешеходные переходы и светофоры.

Четвертое правило: объясните ребенку, что при переходе через перекресток двигаться нужно по прямой, а не наискосок. В противном случае он так или иначе поворачивается к машинам спиной и не видит их. Кроме того, при движении наискосок путь пешехода становится боле длинным и таким образом увеличивается время, которое он находится на проезжей части.

Пятое правило: не учите ребенка тому, что трамвай нужно обходить спереди, а автобус сзади. И в том, и в другом случае дорога остается для него частично закрытой. Ребенок должен дождаться, пока транспорт уедет совсем или же отойти от него на такое расстояние, на котором проезжая часть будет ему полностью видна.

Шестое правило: не разрешайте ребенку играть на тротуаре. Это не только мешает пешеходам. Увлекшись игрой, ребенок незаметно для себя легко может выскочить на проезжую часть.

Седьмое правило: самое главное, гуляя с ребенком по улицам города, не показывайте ему дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать, если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.

Восьмое правило: и помните, что осенью и зимой световой день короток, дожди и снег в несколько раз увеличивают опасность на дорогах, поэтому будьте особенно внимательны к себе и своим детям.

Если детей научим запомнить эти правила, то они не будут участниками дорожно-транспортного происшествия.

Тема: «Создание условий для развития мелкой моторики рук
в разновозрастной группе детского сада»

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). В разновозрастном детском коллективе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.

Организация работы по развитию кинестетических движений пальцев рук в разновозрастной группе требует от педагога серьёзной подготовки и знания теоретических основ. Поэтому, деятельность по данному направлению состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап – включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастными требованиями, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение инструментария информационными и дидактическими материалами.

2. Диагностический этап – включает:

  • проведение диагностики мелкой моторики по возрастным категориям (3–6 лет) по методике Н. О. Озерецкого  и тест зрительно-моторной координации Бендера (6–7 лет) ;
  • определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка;
  • проведение анализа диагностики по возрастным категориям детей группы;
  • подготовку индивидуальных и подгрупповых программ по развитию мелкой моторики детей;

Из анализа данных и наблюдений выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики по сравнению с детьми старшей возрастной категории. Этот факт указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников с раннего возраста.

3. Этап развития и формирования – содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников дошкольной группы и включает в себя:

«Умелые пальчики» – проект с участием всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, родителей, детей);

«Сенсомоторный центр» – проект по созданию в группе сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления, с учетом существующих сенсорных систем и возраста детей.

Также проводятся следующие мероприятия для родителей и детей по психомоторному и кинестетическому развитию дошкольников:

  • практическая консультация для родителей на тему «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников»;
  • творческий конкурс «Бусинка к бусинке» - плетение бус и браслетов с участием детей и родителей;
  • оформление практических материалов «Умелые пальчики» с подбором упражнений для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Используются в группе пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами. Здесь участвуют дети всех возрастов группы: старшие помогают младшим, если у них что – то не получается, показывают, как надо сделать правильно.

Театр в руке: Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Работа с пластилином: Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить лепку из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Так же как и работа с тестом.

Работа с бумагой:

  • Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
  • Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Работа с тканью, а так же шитье, вязание, плетение, застежки.

Работа с природным материалом: Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Работа с бросовым материалом.

Работа с пуговицами

Пуговичный массаж:

  • Заполните просторную коробку пуговицами.
  • Опустите руки в коробку;
  • Поводите ладонями по поверхности;
  • Перетирайте пуговицы между ладонями;
  • Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Работа с крупой, бусами

«Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

«Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т. п.

Шнуровки

Массаж кистей рук и пальцев: Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

  • массаж тыльной стороны кистей рук
  • массаж ладони
  • массаж пальцев рук

Массажеры:

  • Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
  • Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Упражнения с мячами

  1. учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  2. катать мяч по часовой стрелке;
  3. держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Упражнения обязательно выполняются каждой рукой по очереди.

Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

В заключении можно сказать следующее: упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашей дошкольной группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Контингент группы разновозрастной, поэтому игры-занятия по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно, в начале и в конце образовательной деятельности мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Используем игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Используемая литература

  1. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  3. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М. : Книголюб, 2004, - 144с.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд. - СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
  5. Нефедова Е. А. , Узорова О. В. Готовимся к школе. – К. :ГИППВ, 1998, 400с.
  6. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009. – 320 с.
  7. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
  8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....