Консультация для воспитателей "Что такое воспитывающая среда?"
консультация

Ватутина Наталия Борисовна

Консультация дает разъяснения воспитателям о том, что такое воспитывающая среда в детском саду, на что следует обращать вниание педагогу при общении с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Что такое воспитывающая среда в группе?"

Обучать всегда легче, чем воспитывать.

Воспитывающая среда-это окружающая среда, в первую очередь люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела. Затем природа. И опять человек в ней, отношение человека к природе. Искусство-следующее направление воспитательной среды.

Для ребенка дошкольника воспитывающая среда-это семья, детский сад, немного улицы. Мы знаем, что воспитательный процесс-процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, на занятиях идет воспитательный процесс. В детском учреждении воспитатель в группе целый день находится с детьми, воспитатель главный «инструмент» в детском саду, то есть воспитатель, подобно психотерапевту, «работает собой» и показывает, насколько этот инструмент содержится в порядке. Эффективен ли наш инструмент!

Воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с развивающей средой. Трудно определить, что влияет больше на ребенка занятия или детсадовский порядок, традиции, заведенные в группе? На каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо обучающих и развивающих воспитательные задачи. В свободной жизни дошкольника что ни момент, то воспитание. Воспитание повседневностью сложное дело. Оно требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности.

Ребенок- зеркало нравственной жизни родителей и воспитателей.

Каким же должен быть человек, которому доверено воспитание детей?

Честным и правдивым, искренним и принципиальным, душевно богатым и щедрым. Особенно важно: спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка–вовремя пошутить, успокоить, доверительно поговорить.

Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать, одеваться и т. д. Силой примера воспитывается исключительно все и каждую минуту. Хорошо, если это положительный пример.

 Как часто воспитателю приходиться объяснять, что хорошо, что плохо. А можно своим примером показать, как правильно пользоваться вилкой, как извиниться, если случайно наступил на ногу и т. п.

Пример– это главное составляющее воспитывающей среды.

Речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым проводит большую часть времени в детском саду, является именно он - Воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой.

 Очень важно больше говорить с детьми. Это необходимо для любого развития ребенка: эмоционального, интеллектуального, так как это общение. Общение- это элемент воспитывающей среды. Нужно владеть искусством человеческого общения, особенно с детьми: уж лучше сказать: «Я сержусь!» Или «Мне плохо, мне неприятно и др.» чем «Тебе не стыдно. У тебя голова есть» и др. Так вы овладеете стихией собственных чувств, избегаете круга взаимных обвинений. Воспитателю необходимо иметь в запасе такие слова.

Дети, в отличие от взрослых, меняются каждый день, и в наших силах построить отношения с ними в доброжелательном ключе, даже, если ребенок целый день простоял надутый. Если, мы поймем, что только от нас зависит, как сложатся наши отношения с детьми, то приобретем тот неподдельный авторитет.

Говорят : "Талант педагога – это талант общения".

К сожалению, многим педагогам свойствен строгий тон общения.

Воспитатели озабочены прежде всего послушанием ребенка, дисциплиной. Мы знаем, где можно услышать пример общения взрослого с ребенком – это разговор в кукольном уголке. Часто дети с куклами разговаривают строго что - то не разрешают, запрещают, ругают. Сейчас жизнь настолько не предсказуема, что ребенок начинает учиться в первом классе в одном мире, а заканчивают в другом. Мы не можем предвидеть, какой мир будет через десять лет. Мы не знаем, каким надлежит быть ребенку. Но общечеловеческие ценности непреходящи, значит: личность воспитывать надо. Но воспитывать ребенка надо с учетом понимания его трудностей.

Если задуматься о трудностях наших дней, что это за трудности? Материальная сторона семьи. Дети знают, что такое «нет денег», отсюда зависть (нет самоката, красивых игрушек и т. д.). Дети не могут посещать платные кружки. Воспитывать надо не в строгости, а с пониманием трудностей. Сдержанность и доброта – качества сильного, а не слабого!

У китайского ученого Конфуция, жившего в пятом веке до нашей эры есть такое высказывание – его спросили: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Философ ответил: «Это снисходительность! Чего себе не пожелаешь, того не делай другим!».

Физическое оскорбление убивает доверие и чувство безопасности ребенка. Но тоже самое действие оказывает и оскорбление словом. Словесное насилие вынуждает обе стороны усиливать репрессивное поведение. И ранит слово очень глубоко! Это самое смертное из всех грехов, уродующих душу ребенка. Конечно, без строгости, наверно, невозможно работать с коллективом детей. Но строгость строгости рознь! Имеется в виду качество строгости. Одна из них будет благом для ребенка, другая – злом.

Каким голосом пользуется воспитатель, музыкальный руководитель помощник воспитателя? Для воспитывающей среды, для психологического комфорта в группе важно даже не само слово, а голос, тон, каким было сделано замечание, обращение: холодным или теплым, мягким или жестким, ласковой или официальной формой имени? В группе не должно быть одергиваний, громких разговоров, не делать замечаний через всю группу. А ведь это все примеры поведения для детей. Это показатель воспитывающей среды в группе.

На воспитание детей в ДОУ немаловажное значение оказывает обстановка в детском саду, внешний вид взрослых, обращение друг к другу. Очень важна эстетика быта, оформление помещений.

Если кругом чисто, красиво, то легче формировать навыки аккуратности и трудолюбия, дети приучаются самостоятельно замечать непорядок и устранять его.

Особая роль отводится художественному оформлению помещений: спокойные тона стен, красивые занавески на окнах, с чувством меры подобранные украшения. Это тоже воспитывающая среда в ДОУ.

Общение с природой – главный учитель, тренер.

«Смотреть на прекрасное, значит улучшаться!». Эти слова греческого ученого Платона как нельзя лучше характеризуют значение природы, как условие воспитания человека. «Бросьте все и уезжайте на природу!»,- говорят человеку, потерявшему равновесие (душевное или физическое). Насколько больше бы мы дали детям, насколько легче бы усвоились знания, если бы мы чаще выводили детей на природу, на экскурсии под открытым небом? Природа, как среда воспитания, просто необходима дошкольникам. Не столько экологическая сторона, сколько наблюдения живой природы, общение с нею.

Вживую понаблюдать, потрогать, пожалеть. Надо постоянно вооружать детей этой средой воспитания.

Театр в детском саду – тоже воспитывающая детей среда. В детском театре, если вы его затеваете, развитие души и разума идет в тысячи раз интенсивнее. Главное в театральной деятельности это единство, совместный эмоциональный опыт, совместное прохождение через что -то и достижение полноты жизни, радости.

В театре дети кроме культурного, нравственного и образовательного опыта получают позитивную информацию о нашей жизни. Они понимают, что жизнь состоит не только из будней, что есть что-то помимо жестокости, унижений. Ребенок как бы спрашивает себя: «Я ты кто?» А театр ему отвечает. Театр дает возможность проявить лучшие качества для себя и для других, опыт в положительных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"

Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....

Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"

Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...

Консультация для родителей "Такие простые буквы"

Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...

Консультация для родителей "Такие разные - мы"

Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...