«Нейроигры в коррекционной работе»
консультация (подготовительная группа)

Турчанова Татьяна Владимировна

консультация для воспитателей какие нейроигры использовать в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_korrektsionnoy_rabote.odt133.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейроигры в коррекционной работе»

Часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

1.«КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков.

2. «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

3. «КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОШКА».

4. «АССОЦИАЦИЯ». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка.

5. «ЗЕРКАЛО». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

По этому же принципу строится нейроигра: «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

6. ИГРЫ С ТАРЕЛКАМИ-ЛОВУШКАМИ. Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. строй речи. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующихвпроцессеформированияречииповеденияребенка.

1.Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

-броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.

Упражнения и игры на зрительное восприятие

1. Корректурные пробы с фигурами и буквами. Цель – формирование

правильного восприятия и ориентировки на листе бумаги: слева- направо и сверху-вниз.

2. Раскраски с буквами.

3. Аппликация и лепка с буквами.

4. Выкладывание букв из камешков, палочек, верёвочек.

5. Работа с зашумленными картинками, узнавание зашумленных букв.

6. Какая буква получится из частей? (карточки с элементами букв)

7. Игра «Дорисуй букву». Ребёнку даётся половинка буквы, надо дорисовать недостающую часть.

https://pandia.ru/text/86/111/images/img4_39.jpghttps://pandia.ru/text/86/111/images/img5_34.jpghttps://pandia.ru/text/86/111/images/img6_29.jpg

Варианты работы с зашумленными рисунками:

1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов –овощ).

2. Найди и выдели среди домашних животных – дикогоживотного (или среди диких животных – домашнего).

3. Найди и выдели заданную цифру и букву.

4. Найди и назови картинки со звуком…

https://pandia.ru/text/86/111/images/img7_11.png

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:

• называть, обводка, штриховка, раскрашивание красками,фломастерами, карандашами,мелками;

• с помощью песка или манной  крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем  посыпаем песком или манной крупой);

• вырезать силуэт с помощью ножниц.

Таким образом, использование нейроигр способствует  преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.

Литература:

1. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей нейропсихологические игры / Т.П. Трясорукова – Феникс, 2020. – 60 с.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. М.: Центрполиграф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейроигры в коррекционной работе.

У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения высших психических функций,эмоционально-волевой и двигательной сферы,что свидетельствует о  поражении  центральной  нервной системы в ...

Нейроигры в коррекционной работе.

Статья посвящена науке – нейропсихологии, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др...

Консультация для родителей и педагогов "Нейроигры в коррекционной работе".

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений....

Консультация для родителей и педагогов " Нейроигры в коррекционной работе"

Консультация для педагогов и родителей «Нейроигры в коррекционной работе»...

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....