Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок
консультация (средняя группа)

В данной теме описывается влияние экологических сказок на речь детей дошкольного возраста. Приведена в пример игра "Цветочная полянка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дрезненская СОШ №1

Консультация для воспитателей

 на тему:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК».

        Подготовила:

                                                                                                                                                                     

                                                                                       Учитель-логопед                                                                      

                                                                                       Калинина М.В.

2024г

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.

      Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая сказка. Трудно отрицать роль экологических сказок в развитии правильной устной речи.

    Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

      Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а так же конечным результатом. Эти сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают к эмоциональному высказыванию, а значит,  способствуют развитию речи детей и речевого творчества. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.  Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, вывод в конце сказки  и  вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. 

        Я хочу представить вам авторскую экологическую сказку  для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная полянка». Все мы знаем,  сколько радостных эмоций вызывают у малышей цветы, особенно первоцветы. Реакция у большинства дошколят на эту красоту одинакова, - сорвать! Можно и нужно говорить о том, что растения живые и рвать их не следует, а ещё необходимо  обратить внимание детей на пчёл, собирающих, нектар, объяснить для чего они это делают. Затем  можно рассказать и показать, используя фланелеграф,  эту сказку.

Цветочная полянка

      На лесной опушке, где всегда с раннего утра ласково пригревало солнышко, была красивая зеленая полянка. С приходом лета на полянке выросли душистые белые  ромашки. Не далеко от полянки дикие пчелки построили себе  домик. И как только ромашки начинали распускаться, пчелки спешили  на полянку и начинали собирать нектар. С утра до вечера трудолюбивые пчелки носили нектар в  улей, кормили маленьких пчелок  и делали из нектара сладкий, ароматный мёд. Иногда, к их домику приходил мишка, пчёлки угощали его мёдом и косолапый сластёна был очень рад такой дружбе.

      Однажды на полянку пришли дети, Маша и Вова.  Они гуляли не далеко, а, заметив красивые  цветы, прибежали и принялись рвать их. Очень быстро полянка опустела, на ней осталась только трава. Ребята пошли домой.  Пока они шли, цветы завяли, и дети их выбросили.

   Прилетели пчелки на полянку, а там ни одного цветочка, летали, летали они, да так и вернулись в свой улей ни с чем. Огорчились пчёлки, а их детки остались голодные.   На следующий день улетели они  искать другую полянку, чтобы построить там новый домик и кормить своих деток. Пришёл мишка на полянку в гости к пчёлкам, полакомиться сладким мёдом, а на полянке ни цветов, ни пчёлок.  Удивился  косолапый  -  куда всё подевалось? Побродил по пустой полянке, загрустил и пошёл домой.

После прочтения и показа сказки, необходимо задать детям вопросы:

  1. О чём была сказка?,
  2. Правильно ли поступили дети?
  3. Почему нельзя рвать цветы?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.

    Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая ск...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок

Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...