Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. 

Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий. У них развивается фантазия, воображение. Дети учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. 

Наиболее удачные придуманные детьми коллективные сказки-сочинялки прилагаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл составление коллективных сказок37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством

придумывания сказок

«Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

(К.С. Аксаков)

Даром слова ребенок начинает овладевать с младенчества и продолжает совершенствовать всю жизнь. Важно помочь ребенку овладеть этим даром.

Совершенствование речи детей, развитие связной речи – главное направление в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста во всех современных образовательных программах.

Содержание образовательной области «коммуникация» в программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средством взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Существует огромное количество разнообразных форм, методов и приемов развития речи детей. Одна из них – через сказку. Сказки содержат образовательные и воспитательные моменты, способствуют формированию положительных дружественных взаимоотношений, учат добру и справедливости, снисходительности к слабым, взаимовыручке и взаимопомощи. С героями сказок можно радоваться и грустить, плакать и смеяться, торжествовать победе добра над злом и сопереживать побеждённым. «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Все дети любят слушать сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать, импровизируя. Сказка может стать помощником в играх и драматизациях. Не менее интересно и полезно их сочинять.

Сочинять можно тоже по-разному: одному, вместе с мамой, с другом вдвоем, а можно коллективно – всей группой в детском саду.

Творческое коллективное составление сказок даёт положительный результат в развитии речи детей. Оно раскрепощает стеснительных и робких детей. Дети учатся слушать друг друга, продолжать повествование событий. У них развивается фантазия, воображение. Дети учатся слышать и замечать ошибки в грамматическом строе речи, своей и других, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Они не так болезненно принимают промахи в сочинительстве, поскольку каждый становится автором текста. Работа над содержанием – обогащает «словарь» детей, учит правильно и точно использовать разные части речи.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то и сказки сочинять можно тоже через игру. Такая игра доставит радость и удовольствие не только ребенку, но и взрослому.

Работу по составлению сказок, историй я провожу поэтапно.

Первый этап – «Сочинялка».

Для этого я использую следующие игровые приёмы:

1. «Клубок».

Как составляется сказка по приему «клубок». Очень просто – стоя или сидя в кругу на ковре. Берется длинный шнур или тесьма с мягким шариком на конце так, чтобы он мог протянуться через руки всех детей. Ребенок, у которого начало клубка(шарик), начинает придумывать сказку – одну или несколько фраз, сматывает шнурок и передает его другому- соседу по кругу. Тот, кому пришел клубок, сматывает тесьму и продолжает сказку. Добавлять можно хоть одно слово, хоть фразу, хоть несколько. Потихоньку клубок сматывается и сказка завершается.

2. «Эстафета».

Прием «эстафетной палочки» аналогичен «клубку», отличие его в том, что предмет (кубик, мячик, карандаш и т.п.) передается по желанию детей, кому угодно. Он может побывать в одних руках несколько раз, но правило такое, чтобы он прошел через руки всех присутствующих детей.

Эти приемы хороши тем, что в составлении сказки авторами становятся все дети.

Все высказывания детей я стенографирую в том виде, в каком они есть, т.е. с грамматическими и лексическими ошибками, последовательностью высказываний. Затем зачитываю детям текст на восприятие собственного коллективного сочинения. В порыве вдохновения и восторга от собственного сочинения, дети в первое время, чаще всего, не замечают ошибок ни в содержании, ни в грамотности изложения, ни в последовательности повествования.

Второй этап – «Исправлялки».

После перерыва сменой деятельности, а то и на другой день, я вновь зачитываю детям сказку, но перед этим даю установку на анализ – «услышь ошибку». Далее включается игра «исправлялка», т.е. совместное исправление ошибок в грамматическом строе речи, лексике, идет поправка повествования, иногда переставляются местами целые эпизоды. Предложения расширяются, обогащаются прилагательными, наречиями, другими частями речи, некоторые слова заменяются синонимами, подбираются местоимения. Простые предложения преобразуются в сложные. Корректируется структура.

Всё содержание переписываю в измененном, совместно с детьми, виде и прочитываю снова. Дети иногда бывают изумлены результатом своего творчества.

Третий этап – «Добавлялка».

Он включается, если есть необходимость или желание детей дополнить содержание сказки.

Четвёртый этап – «Рисовалки».

По желанию детей к тексту рисуются иллюстрации в альбоме, туда же вписывается текст, и выходит книжка собственного сочинения. Её «читают» сами дети, родители, другие группы. Можно по мотивам сказки выполнить макет, куда вносят свою лепту все желающие.

Для того, чтобы сочинять сказки, не требуется специальных занятий. Можно использовать время в режимных моментах, в утренней или вечерней организованной совместной деятельности с детьми.

Их можно планировать согласно годовому плану ДОУ и группы, привязывать к темам проектов, а можно просто стихийно, по воле случая, по создавшейся ситуации.

1. Например: Дети приходят в детский сад со своими игрушками. В один прекрасный день в группе оказывается несколько мягких игрушек-зайцев, но что интересно, все они разного цвета. Можно не обратить на это никакого внимания – разноцветные, ла и ладно. А можно задать детям вопрос – «Почему зайчики не серые и белые, а разноцветные?» Ответы детей могут быть разные. Например:

– Потому, что их такими сшили.

– Потому что их такими купили в магазине. И тому подобное, но почти все они из личного практического опыта.

А если их заинтриговать... Есть много сказок, которые начинаются со слова «почему». Вместе с детьми вспомнить ранее прочитанные сказки: «Почему у зайца длинные уши?», «Почему у тигра полоски на шкуре?», «Почему у месяца нет платья?» и другие.

– А что…? Если нам самим придумать сказку – «Почему игрушечные зайцы разноцветные?» И начинает сматываться «клубочек», или передаваться «эстафетная палочка».

2. Другой вариант: Разные герои сказок путешествуют по-разному – разными способами и с различной целью. Вопрос – «Кого, или что мы бы могли отправить в путешествие?» Выслушать разные варианты ответов и остановить выбор на одном из предложенных детьми.

Так у нас появилась история «Путешествия воздушного шарика».

3.Согласно плану, идёт работа по проекту- «Правила дорожные – детям знать положено». В группе обсуждается тема по правилам дорожного движения. Возникает вопрос – кто из сказочных или мультипликационных героев мог бы приехать в город, немного знающий о правилах дорожного движения, но не умеющий ими пользоваться? И рождается интересная история «Смешарики в городе».

Сочинение сказок – увлекательное занятие. Дети готовы заниматься этим нескучным делом часами и получают огромное удовольствие от собственного речетворчества. «Раз ступенька, два ступенька будет – лесенка. Раз словечко, два словечко будет – песенка» – поётся в детской песне. А тут – раз словечко, два словечко будет – «СКАЗОЧКА». А сами сказки, как ступеньки в литературном творчестве.

Сказки-сочинялки детей группы «Ручеёк»

МАДОУ № 104 «Семицветик».

Почему игрушечные зайцы разноцветные?

В магазине на полках стояло много разных игрушек. Там были плюшевые мишки, нарядные говорящие куклы, заводные машинки, шагающие роботы, разноцветные мячики и другие игрушки. Среди них были и зайчики: белые и серые. У прилавка толпились дети и взрослые. Они покупали разные игрушки. Только зайчики стояли грустные - их никто не Может цвет был непривлекательный?

Магазин находился рядом с парком, недалеко от реки. С верхней полки зайчикам было хорошо видно и парк, и гуляющих в парке веселых детей. Им так хотелось побывать там, побегать, поскакать по зеленой травке.

Как- то раз, продавщица, уходя домой, забыла закрыть окно. Только что прошел дождь и выглянуло солнце, в небе всеми красками засияла радуга. Любопытные зайчики тут же поскакали со своих полок и вскарабкались на подоконник. Радуга так и манила их к себе. В парке было пусто и тихо.

– Вот бы ее потрогать лапками – вдруг прошептал один.

– Так хочется посмотреть поближе - сказал другой.

– И мне!

– И мне!

– И мне! -  обрадовались остальные.

Как по команде, крича и толкаясь, зайцы высыпали на травку. Наперегонки они неслись к радуге. Прискакав, остановились. Радуга так и переливалась всеми цветами.  Она уходила высоко вверх до самых облаков.

– Вот бы на нее взобраться.

– «А что?» - сразу же подхватили остальные.

И все дружно стали карабкаться на радугу, помогая друг другу. Усевшись наверху, зайцы долго любовались открывшейся им красотой. Сверху было всё, как на ладони. Но, к сожалению, нужно возвращаться. Зайки с веселым смехом покатились вниз, кто на спинке, кто кувырком, кто на животе. Оказавшись внизу, они оглядели друг друга: на что же они были похожи! Кто-  розовый, кто- голубой, кто- желтый с зелеными ушками, а кто и весь в пятнышках. Это они, пока катились, все измазались о радугу.

На следующий день, открыв магазин, продавщица ничего не заметила, но каково было ее изумление, когда дети столпились у полки с зайцами. Они радостно тянули руки и кричали. Всем хотелось приобрести симпатичных разноцветных зайчиков.

И с тех пор все игрушечные зайцы разноцветные, хотя иногда встречаются и белые и серые, но их совсем немного. Это, наверное, те, кто не успел прокатиться по радуге.

Смешарики в городе.

Однажды Крош застал своего друга Лосяша за чтением интересной книги.

– Что это ты читаешь? – Спросил Крош.

– Азбуку дорожного движения. – Важно ответил Лосяш.

– Азбука – это про буквы, я знаю. – Весело воскликнул Крош.

– А вот и нет. Это про правила дорожного движения, ну, как дорогу переходить надо.

– Да я и без правил перебегу, где, когда и как хочу! – Засмеялся Крош. Зачем эти правила нужны…

– Это у нас не нужны, а в городе как раз и нужны, вдруг мы в город соберемся? – Возразил Лосяш.

– Можно и мне тоже посмотреть? – Попросил Крош.

– Ну конечно! – Разрешил Лосяш.

И они стали вместе изучать «Азбуку дорожного движения». Они рассматривали дорожные знаки на картинках и учили правила. Вскоре об этом узнали и к ним присоединились другие Смешарики. Ведь вместе учиться всегда интересней. И когда последняя страница была изучена, Крош весело воскликнул: «Вот теперь можно отравляться в город!»

– Что ж, это здорово! – Поддержал его Кар-Карыч.

– В город, так в город. – Подхватил Копатыч. – Может я себе новую лопату куплю?

– А я новый бантик. – Обрадовалась Нюша.

И друзья начали собираться в дорогу.

В город они пришли рано утром, и людей не было видно. По дороге мчались разные машины. «Надо перейти дорогу» - сказал Лосяш. – «Но для этого нужно найти пешеходный переход». Вскоре они дошли до того места, где на дороге были нарисованы белые полоски и на ножке стоял знак «пешеходный переход». «Вот тут!» - уверенно сказал Лосяш. Светофор весело светил красным глазом. Машины мчались без остановки.

– А, по-моему, нужно прорыть подземный переход. – Сказал Копатыч. И тут же взялся за работу, даже на картонке нарисовал знак «подземный переход». Но вдруг наткнулся на какие-то трубы земле, и работу пришлось прекратить. Вдруг светофор моргнул жёлтым глазом.

– Что-то тут не то. – Сказал Кар-Карыч, взлетев и усевшись на светофор.

– Смотрите! – Вдруг запрыгал от радости Крош.

Друзья замерли от удивления. На светофоре загорелся зелёный свет, и все машины, как по команде, остановились. Переход был свободен.

– Да, хорошая это штука – светофор! – Воскликнул Крош.

– И правила очень нужные и полезные. – Поддержал его Лосяш.

И Смешарики смело зашагали по белым полоскам через дорогу.

Приключения воздушного шарика.

Оле на день рождения подарили воздушный шарик. Он был желтый, круглый, большой. Оля взяла его с собой в детский сад. Шарик всем очень понравился.

– Давайте ему нарисуем глаза - предложила Ира.

– И рот- добавил Дима.

И дети, вооружившись фломастерами, принялись за дело. Глаза получились большими, круглыми, голубыми как небо, а рот растянулся в улыбке. Ребята остались довольны и шарик тоже. Он смотрел вокруг удивленными глазами и широко всем улыбался. На прогулку дети пошли тоже с шариком. Они затеяли весёлую игру, перебрасываясь шариком, громко кричали и заливались весёлым смехом. Вдруг подул ветерок. Ниточка выскользнула из Олиных рук и… Дети подпрыгивали, пытаясь ухватить руками за ниточку. Но напрасно – шарик поднимался всё выше и выше. Оля расстроилась. Дети стало грустно. Они глядели вслед удаляющейся желтой точке.

– Он отправился путешествовать - попыталась успокоить ребят воспитательница.

– Да! Да! Обрадовались дети.

– Но он вернётся - вдруг уверенно заявил Миша. И поглядев в заплаканные глаза Оли, добавил - обязательно вернётся, вот увидишь! Девочка недоверчиво посмотрела на него, все дети знали, что воздушные шарики не возвращаются.

А как же шарик? Шаловливый ветер играл им, как хотел. Сначала шарик просто смотрел по сторонам, с любопытством разглядывая, что делается внизу. Под ним проплывал большой город с домами, улицами, мигающими светофорами.

 Решив передохнуть, он ухватился ниточкой за балкон высотного дома и осторожно заглянул внутрь. По всей комнате валялись разбросанные игрушки, а посередине стояла девочка с растрёпанными волосами, крича – «Не буду! Не хочу!». Повернувшись и увидев шарик, бросилась к балконной двери с криком- «я хочу шарик! Вот этот!» Шарик в испуге отшатнулся и подхваченный ветром летел, слыша вслед- «чу-у-у…». В другом дворе его чуть не поймали мальчишки, игравшие в футбол. А потом чуть не попал в сачок для ловли бабочек, но при этом всё улыбался широкой нарисованной улыбкой.

Далеко остался шумный город. Теперь под ним проплывали реки, леса, луга. Один раз он чуть не угодил на иголки ежу, другой – еле распутался, запутавшись в ветвях высокой ёлки. Ветер то поднимал его высоко в небо к самым облакам, то опускал до самой земли, так что он задевал траву- это было очень щекотно.

Вскоре под ним раскинулось широкое синее море. Ветер стих, и шарик плавно опустился на воду. Волны покачивали его, щекоча его бока. Мимо проплывала стайка диковинных животных. Они выпрыгивали из воды, снова ныряли, поднимая брызги. Увидев шарик, они стали подбрасывать его носами, по- своему переговариваясь между собой. Вдруг из воды показалась чья-то зубастая пасть. Шарик, в испуге, попытался закрыть глаза, но ничего не получилось, ведь глаза были нарисованные. Он видел, как его новые друзья дружно бросились на обидчика, и  скрылся в воде. Неожиданно из воды забил фонтан, и шарик подбросило высоко вверх. Снова его подхватил ветер, но он уже почти ничего не видел вокруг.

Стемнело, да и краски почти смыло водой. И ему ничего не оставалось делать, как послушно лететь туда, куда несёт ветер. Летел долго. Он уже устал и мечтал только об одном, об отдыхе, как вдруг почувствовал, что ниточка за что-то зацепилась, и он повис, облегчённо вздохнув.

– Шарик вернулся! Шарик вернулся! - услышал он чьи-то голоса. Почувствовал, как ласковые руки обхватили его и нежно обняли.

– Миленький, хороший! Где же ты был? – слышались ребячьи голоса.

– Где твои глазки? Что- то защекотало – и… Он снова увидел знакомые, счастливые лица и улыбнулся широкой нарисованной улыбкой.

– Я же сказал, что он вернется - сказал Миша, довольно улыбаясь.

Многое бы смог рассказать шарик, но он только широко улыбался и глядел на всех удивлёнными глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.

    Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая ск...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок

Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...