Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»
план-конспект занятия (старшая группа)

 

          Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.   Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала д/сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sovmestnaya_deyatelnost_detskogo_sada_i.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»

 

ПРОЕКТ

«Совместная деятельность детского сада  и

семьи по воспитанию у детей потребности в

здоровом образе жизни»

                                                                                     

                                                                  Составитель:

                                                                  Учитель - логопед

                                                                  МБДОУ – д/с №1 «Колокольчик»

                                                                  Овсянникова Наталья Михайловна

                                                                   ст. Тбилисская

 

ВВЕДЕНИЕ.

          Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.   Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала д/сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

        Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах.

        Главной задачей в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Основной целью   проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

       Необходимые предпосылки для реализации настоящего проекта — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1,5 до 7 лет. Особое внимание   уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:

·   положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

·   мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

·   начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

·   уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

        Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.

 

Цель проекта:

-     содействовать укреплению здоровья;

-    формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

-     обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

-    обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности, изменить уклад ДОУ с пользой для здоровья каждого;

-    расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.

Задачи проекта:

-    настрой на здоровый образ жизни;

-     достаточная двигательная активность;

-     умение регулировать свое психическое состояние;

-     правильное питание;

-     четкий режим дня;

-     отказ от вредных привычек в семье;

-     выполнение гигиенических требований;

-    умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

 Принцип единства с семьей.

      Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

      Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы.

 

ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 В каждом направлении выделены две части:

 1.   Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни

 2.    Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Для реализации проекта не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Познавательное развитие» и «Физическое развитие и здоровье», воспитательные мероприятия  при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В СЕМЬЕ И ДОУ

  • самопознание;

  •  я и другие;

  •  гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;

  • питание и здоровье;

  • основы личной безопасности и профилактики травматизма;

  •   культуры потребления медицинских услуг.

       Проект содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

      Предлагаем следующие направления для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников от 3 до 5 лет.

I направление. «Я познаю себя»

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях. Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент. Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».

Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

III направление. «Азбука движений».

Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

IV направление. «Школа моего питания».

Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминных.

Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, предложены для работы с детьми 5-7 лет следующие направления, которые являются логическим продолжением начатой работы с дошкольниками 3-5 лет по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.

I направление. «Самопознание»

Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.

Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.

II направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».

Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы. Взаимодействие человека с микробами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

III направление. «Питание и здоровье».

Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.

IV направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

V направление. «Культура потребления медицинских услуг».

Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей.

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Разделы        

Содержание

Ожидаемый результат

Самопознание        

• Мой организм.

Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.

Дети могут назвать органы и части тела.

Чем отличается здоровый человек от больного.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Питание и здоровье

        

• Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.

•  Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.

•  Гигиена деятельности и двигательной активности.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.

•  Профилактика инфекционных заболеваний.

Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.

Питание — основа жизни.

Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.

•  Гигиена питания.

Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.

Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.

Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.

Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.

Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.

Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.

Основы личной безопасности и профилактики травматизма

Культура потребления медицинских услуг

Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.

•  Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.

Оказание первой помощи при ссадине, царапине.

•  Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.

Правила поведения при пожаре.

Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911)

  Обращение с лекарственными препаратами.

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.

Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.

Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.

Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.

Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».

Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

1.            Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.

2.            Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.

3.            Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.

4.            Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.

5.            Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников  здорового образа жизни.

6.            Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.

7.            Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

№ п/п        

Этапы

Задачи

1

2

3

1.

Подготовительный

(ознакомительный)

Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.

2.

Просветительский

Совершенствование содержания и образования в д/саду в соответствии с реализуемой программой развития «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей»:

•  открытие клуба «Здоровая семья»;

•  подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;

• распространение лучшего опыта семейного воспитания;

•  подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке.

3.

Совместной деятельности с семьей

•  формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

•  создание семейного клуба;

•  подчеркивание роли отца в воспитании детей;

• проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

•  обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

№ п/п        

 

Формы

Виды

1.

2.

3.

1.

Интерактивная

•  анкетирование;

•  интервьюирование;

•  дискуссия;

•  круглые столы;

•  консультации

специалистов.

2.

Традиционная

•  родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

•  семейные спортивные соревнования;

•  акция «Здоровый образ жизни»;

•  вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

3.

Просветительская

•  использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;

•  организация клуба «Здоровая семья»;

•  выпуск бюллетеней, информационных листков;

•  стенд «Здоровье с детства»;

•  уголок в группах.

4.

Государственно

общественная.

•  создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ И ДОУ

№ п/п

         

Формы работы

В детском саду

В семье

1.

Беседы педагога с детьми при:

•  формировании культурно-гигиенических навыков;

•  организации питания.        

Беседы отца и матери:

•  «Вкусные посиделки»;

•  чистота тела;

•  организация сна;

•  мои чистые игрушки;

•  я люблю комнатные растения.

2.

Занятия:

•  физическая культура;

•  обучение плаванию;

•  динамический час.

Праздники, развлечения: «Папа, мама и я — спортивная семья», «Мы за  здоровый образ жизни».        

Оздоровительные традиции в семье:

•  ходим в сауну;

• бассейн;

•  походы.

Оздоровительные игры в семье:

• профилактика осанки;

•  зрения;

•  плоскостопия;

•  игры для предупреждения гиподинамии.

3.

Чтение художественной литературы.        

Чтение художественной литературы.

4.

Просмотр телепередач (требования САНпиНа)        

Просмотр телепередач в выходные дни программы «Здоровье».

5.

Встреча с интересными людьми (спортсмены ст.  Тбилисской)        

 

Посещение районных мероприятий:

•  футбольные матчи;

•  все виды соревнований, проходящих районе.

6.

Психотерапевтические прогулки с педагогом-психологом.        

Организация игр во время совместных походов:

•  этюды на выражение удовольствия и радости;

•  «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой».

7.

Акция «Здоровый образ жизни»

•  подготовка д/материала.        

Непосредственное участие родителей в акции.

8.

Познавательное развитие:

•  беседы о ЗОЖ;

•  рассказы из личного опыта;

•  беседы старшей м/сестры, врача.

Беседы отца:

•  я веду здоровый образ жизни.

Беседы матери:

•  я веду активный и подвижный образ жизни;

• физические качества отца.

9.

Проведение тематических занятий по ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита».

Посещение библиотеки, клуба здоровье, спортивного магазина «Спортмастер».

10.

Тематические мероприятия:

•  выставки в библиотеке

•  марафон «Мой выбор»        

Тематические мероприятия в городе:

•  посещение игры по баскетболу в СОШ №2

11.

Информационное поле для детей:

•  выпуск брошюр, плакатов;

•  анкетирование;

•  интервьюирование.        

Информационное поле для родителей:

•  непосредственное участие в выпуске плакатов;

•  газет (подкрепление фотографиями из семейного архива);

•  анкетирование;

• освещение в СМИ.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

    Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

    Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

    Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

В семье        

 

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.        

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.        

 

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.        

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.        

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.        

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

 7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:                                  

- условиями домашних условий        

 - условиями образовательного учреждения

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.        

10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.        

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

 

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

      Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений проекта.

Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. Сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.

Задачи взаимодействия с семьей.

-     Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;

-    Укреплять и охранять здоровье детей;

-     Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;

-    Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.

     У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.

№ п/п

Традиция

Содержание

 1.

Семейный стол        

Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать.

Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

2.

Мы ходим в походы        

        

Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы.

3.

Лыжные прогулки        

В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

4.

Мы ходим в баню        

 

        

Во-первых, это общение с семьей. Во-вторых, бани — первое средство, чтобы укрепить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма инфекциям, улучшить кровообращение и вывести из организма все шлаки.

5.

Праздники семьи        

 

        

Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер:

•  Безусловное принятие

•  Законы «зоны ближайшего развития»

• Давайте вместе

• Передавать ответственность детям

• Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих

действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»

- «Активное слушание»

  6.

Совместное чтение

Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет  в воспитании уже своих детей.

7.

Походы в кинотеатры        

Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев.

8..

Посещение выставок

Продолжать обогащать впечатления детей

Эта таблица может быть продолжена каждым педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции, которые хранят в семье и в детском саду.

Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «Сладкий час», «Театральная пятница», «Встреча с интересными людьми», «Наша коллекция», «День рождения детского сада», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.

Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми считаем отсутствие преемственности поколений, по данным нашей группы более 70% дошкольников воспитываются без участия старшего поколения — бабушек и дедушек.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

КЛИМАТ В СЕМЬЕ.

      Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.

      Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

      Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

      Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

      Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

      Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

      Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.

      Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

      Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.

      В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для двигательной деятельности ребенка дошкольника.

      Работу по повышению педагогической компетенции родителей проводит воспитатель.

      В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.

      Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня,  когда родители могут задержаться на некоторое время в д/саду.

      Пример совместной игры взрослых позволяет детям этого возраста «схватить» целостный образец выполнения определенных действий и схему взаимодействия.

Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями по физическому воспитанию детей раннего возраста:

·   Воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами;

·   Игровые действия повторяются несколько раз, сопровождаясь эмоционально окрашенными положительными высказываниями.

·   В процессе совместной игры воспитатель знакомит родителей с разнообразием основных ключевых предметов и с приемами их игрового использования.

·   Затем воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. Родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического  воспитания в семье.

·   По окончании совместной игры с малышом, воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним-двумя детьми.

Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет):

·   Период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.

·   Формировать овладение различными формами прыжков, метания (бросания и ловля).

·   Учить освоению упражнений с сохранением равновесия (ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).

·   Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.

Развивающая среда дома:

·   Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.

·   Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности: активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка — мяч.

Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Родителям необходимо объяснять уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.

Педагогам детского сада необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.

·   Ключевая позиция взаимодействия воспитателя с родителями строится на основе определенного алгоритма (с использованием мяча).

-             необходимо организовать деятельность не индивидуально, а малыми подгруппами (3-4 взрослых и столько же детей).

-               Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей 3-5 лет может быть таким: воспитатель начинает игру с подгруппой родителей (2-3 чел.), а затем привлекает к совместной деятельности дошкольников (или наоборот, сначала начинает игру с детьми, а затем привлекает взрослых). После этого представляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. По такой схеме построены подвижные игры.

-               При организации индивидуального консультирования все рекомендованные упражнения специалист должен выполнять вместе с ребенком и его родителями (для формирования двигательного образца осваиваемых движений).

Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

     Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей старшего дош кольного возраста (5-7 лет):

    Поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам — одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

    Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

     Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников — скакалка и мишень с дротиками (дартс).

    Родители должны знать, что игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.

    Для девочек шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм «больших девочек — школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

Алгоритм овладения умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:

·  Вначале прыжки выполняются медленно, движение рук и ног ребенка не синхронизированы.

·  Затем, по мере необходимости тренировок, дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно-ноги врозь, на одной и двух ногах, с промежуточными подскоками, прыжки парами и другие.

·  При систематических занятиях длительности непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.

     Необходимо обратить внимание родителей на игру дартс, которая является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям в семье пап и дедушек.

     На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками и стрелами. Родители должны знать, что основное назначение игры в дартс — развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

     Алгоритм овладения умения бросать дротики в цель:

·  Ставить задачи перед ребенком — просто попасть в мишень. Важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Когда дети повторят бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища. Важно, чтобы в момент броска туловище резко подавалось вперед, но равновесие при этом не нарушать.

·  Предложить ребенку совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.

Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.

Алгоритм взаимодействия:

- Педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми;

- После этого переходит к детям, которые играют самостоятельно.

Источники: «Педагогика оздоровления» Кудрявцев.

«Ребенок в д/саду» № 5, 2004 г.

«Ребенок в д/саду» №6, 2004 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «КЛУБА ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ»

   

    Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.

    Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка.

    В современном мире многие родители с точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию.

    И одной из задач в работе по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.

    Наш коллектив постоянно находится в поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в совместную работу. Информация для родителей должна быть интересной и используемой в повседневной жизни. Во время информационных технологий, когда мы получаем любую информацию из различных источников, это становится все сложнее.

 одной из форм работы с родителями является работа «Клуба здоровой семьи», цель которого: Объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.

В связи с этим было разработано Положение о работе «Клуба здоровой семьи», разработан план работы с учетом реализуемой программы ДОУ,

Перспективный план по работе с родителями

«Клуб здоровой семьи»

Цель: Объединить стремления педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

- Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современном и полноценном психическом развитии и подготовки к школе.

- Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

План работы с молодой семьей.

№ п/п        

Наименование мероприятия

Дата проведения

Участники

Примечание

1.        

Адаптация детей раннего возраста

октябрь

- психолог;

- Педагоги групп раннего возраста;

- Родители детей от 1,5 до 3 лет.

Форма проведения - «Круглый стол».

2.

Особенности развития детей раннего возраста

ноябрь,

декабрь

- психолог;

ст.воспитатель;

- ст. медсестра;

- родители.        

Форма проведения - «Вечер вопросов и ответов»

3.

Физическое воспитание и уход (соблюдение режима дня, закаливание, сон, питание и т.д.), 

январь        

-ст. медсестра;

- инструктор по физической культуре;

- родители.

Консультация

4.

Умственное развитие в раннем возрасте.

Основные показатели

февраль

- психолог;

- воспитатель

- родители

Консультация

5.

Игра в жизни ребенка

март        

педагоги групп детей раннего возраста;

- родители.

Семинар-практикум

6.

Воспитание самостоятельности

Кризис 3 лет.        

май        

апрель,

- психолог;

- родители.

Семинар-практикум

План работы Клуба здоровой семьи

/с учетом всех категорий семей/

№ п/п        

Наименование мероприятия        

Дата проведения        

Участники        

Примечание

1.        

Банк данных обо всех категориях семей, ведущих здоровый образ жизни.                

сентябрь,

октябрь

Сбор информации осуществляется в период составления социального паспорта группы, ДОУ.

2.

        

«Критерии здоровья»        

октябрь

- руководитель «Клуба»;

- ст. медсестра;

- воспитатель;

- родители.

Форма проведения - «круглый стол».        

3.        

«Роль отца и матери в общении с ребенком»                

ноябрь        

- психолог;

-воспитатель группы;

- родители

Консультация

4.

«Основные правила здорового образа жизни»        

январь        

-руководитель «Клуба».        

Консультация

5.

«Нетрадиционные методы оздоровления»                

февраль

-руководитель «Клуба»

- родители

Форма проведения - «круглый стол».

6.

«Молодая семья»        

         

март        

 

 - руководитель «Клуба»;

- родители        

Форма проведения - «круглый стол».

7.

«Критерии здоровья. Особенности личности, индивидуальные особенности»        

апрель        

 - воспитатель,

- психолог;

- ст.медсестра;

-руководитель «Клуба»        

Консультация

Положение о работе «Клуба здоровой семьи»

1.            Общие положения.

1.1.      Работа «Клуб здоровой семьи» осуществляется в соответствии с приоритетным направлением группы.

1.2.      Работа «Клуб здоровой семьи» является нетрадиционной формой педагогического просвещения родителей.

1.3.      Цель определяется важным направлением в развитии ребенка — становление ценностей здорового образа жизни.

2.          Задачи «Клуб здоровой семьи»

2.1.      Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их современному и полноценному психическому развитию и подготовки к школе.

2.2.      Продолжать работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

3.           Структура «Клуб здоровой семьи».

3.1.       Руководитель «Клуба» назначается из числа педагогов по результатам педагогической работы, работы с родителями в конце учебного года.

3.2.       В состав «Клуба» входят педагоги, узкие специалисты, профессиональный уровень соответствующий I, II квалификационным категориям.

3.3.       В работе «Клуба» могут принимать участие педагоги, заинтересованные в повышении своего мастерства по работе с родителями; врач ДОУ, родители-спортсмены.

3.4.       Основными участниками «Клуба» являются родители, чьи дети посещают детский сад.

4.           Основные требование к содержанию «Клуба здоровой семьи».

4.1.       При планировании работу «Клуба» учитывать приоритетное направление работыДОУ «Умка».

4.2.       Вовлекать в работу «Клуба» родителей, учитывая виды семей; типы воспитания.

4.3.       Информация должна быть интересной, понятной и необходимой родителям сегодня, чтобы они могли применить ее.

5.           Подведение итогов работы «Клуба здоровая семьи».

5.1.       На основании аналитической справки о работе «Клуба» определяется уровень проведения запланированных мероприятий; активность включения родителей в работу ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей.

5.2.       Итоги работы «Клуба» заслушивать на итоговом педсовете 1 раз в году.

5.3.       Поощрить активных участников «Клуба».

АНКЕТА

 «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

 Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

 1.             Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________

Если болел, перечислите заболевания ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.             Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________

3.             Что было причиной его болезни? _______________________________________

____________________________________________________________________________

4.             У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________

5.             Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________

_____________________________________________________________________________

6.             Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________

7.             Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________

_____________________________________________________________________________

8.             Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________

_____________________________________________________________________________

9.             Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________

_____________________________________________________________________________

10.         Регулярно с ним проводите закаливание?___________________________________

11.         Всегда ли одеваете его по погоде?_________________________________________

12.         Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в д/саду)?

_____________________________________________________________________________

13.         У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?___________________

 СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы, "Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни".

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зна...

Педагогический совет «Воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни»

Решение годовой задачи зависит от настроения педагогического коллектива, его творческого потенциала и уже сформированных ценностных ориентаций. А что может быть ценнее здоровья?...

Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни

Представлены формы взаимодействия ДОУ и семьи, этапы работы, создание развивающей среды дома....

Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»

Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности....

Основные направления ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...