Публикации
статья
Статьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр
Воспитатель: Логинова Е.В.
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы к воспитанию и образованию. Изменяется распространённая позиция педагога-информатора, источника знаний и контролёра в педагога-соратника, помощника и равноценного партнёра в совместной деятельности. Каждый из нас пытается найти ответы на вопросы «что делать?» и «как делать?».
Целью совместной деятельности с детьми является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. «Деятельностный подход» опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются прежде всего на основе изначально практической деятельности - игровой, учебной и трудовой. Всем известно, что для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В игре у ребёнка раз за разом закрепляются соответствующие действия. Играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Он играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. В результате ребёнок в процессе игры получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Главная цель моей работы вытекает из основных документов модернизации российского образования - это стремление вовлечь каждого ребёнка в совместную деятельность, обеспечивая мотивационную и целенаправленную самостоятельную деятельность воспитанников.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Создать в группе развивающую среду, способствующую выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей и вооружающую воспитанников жизненно необходимыми компетенциями.
2. Стремиться к активной деятельности и познанию.
3. Научить выявлять свойства предметов, их абстрагирование; сравнивать классифицировать, обобщать.
4. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности.
5. Способствовать умению добиваться поставленной цели, доводить
начатое дело до конца.
Главное правило развивающих игр, которые я использую для реализации поставленных задач: не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Если же без помощи не обойтись, то лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать у ребёнка прошлый опыт.
Организуя игровую деятельность, опираюсь на следующие принципы:
1. «Работа над развитием всех воспитанников» : играют и развиваются на одном и том же материале все дети, но в индивидуальном темпе, на который они имеют право.
2. «Принцип открытых перспектив», позволяющий ребёнку играть в любую игру столько, сколько ему необходимо для приобретения новых знаний.
3. «Капельный способ отработки игрового материала» - я не требую от ребёнка мгновенного высокого результата, а продолжаю отработку умений микродозами (каплями) в повседневной жизни, чтобы дать время сформировать стойкие навыки даже слабым детям. Нужный результат отодвинут во времени, но прочен и доступен каждому.
Развивающие игры поддерживают стремление ребёнка узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. В группе часто появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это и таинственные письма, схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные надписи. Разгадывая загадки, заключённые в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит, «Что будет, если?.», «Как это изменить, чтобы?.», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении с детьми.
Предлагаю некоторые рекомендации педагогам, направленные на развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр :
1- Доброжелательно и заинтересованно относитесь к детским проблемам, будьте готовы на равных обсуждать их с детьми.
2. Для развития самостоятельности в познании используйте систему разнообразных исследовательских действий.
3. Поддерживайте детскую инициативу и творчество, показывайте детям рост их достижений, вызывая у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
4. К детским вопросам относитесь внимательно и бережно, отвечая на них так, чтобы поддержать и углубить любознательность ребёнка.
Таким образом, игра является той деятельностью, которая формирует воображение, способность к преобразованию действительности. Под влиянием мыслительной деятельности ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Переживаемые им при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, в случае если догадался, получил одобрение у взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах. Огромная роль воспитателя в том, чтобы этот интерес и положительные эмоции не угасли, а развивались с новой силой.
Предварительный просмотр:
«Знакомим дошкольников с миром профессий посредством Адвент календаря»
Воспитатель: Логинова Е.В.
Сделать календарь своими руками? Почему бы и нет! Из чего только не делают календари ожидания: из бумаги и картона, ткани, лент, пуговиц и природных материалов. А также детских носков и варежек, деревянных ящичков, металлических ведерок и прищепок для стирки – вот где фантазия может разгуляться!
Адвент – календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности.
В условиях реализации федерального стандарта дошкольного образования на первое место выступают те формы и методы работы, которые обеспечивают развитие у детей активности, инициативы, самостоятельности. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь.
Что же такое адвент-календарь? Адвент - календарь – это красочно оформленный календарь ожидания (приближения) праздника. С помощью этого календаря отсчитывают дату, до какого - то праздника.
Основная идея опыта: развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии.
Задачи по реализации данного опыта:
Образовательные: 1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-календарь»; 2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в развитии познавательной активности дошкольников; 3. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; 4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность дошкольников; 2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами; 3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность; 3. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни.
Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели. Чтобы адвент-календарь стал инновационной познавательной формой обучения детей, достаточно выбрать тему, и каждый день изучать ее в игровой форме. Перед началом творческого процесса создания, нужно выбрать то содержание, которое будет соответствовать интересам, возрастным особенностям детей, решать задачи образовательного процесса.
План для создания Адвент-календаря:
1. Выбрать событие или праздник
2. Определить тематику
3. Выбрать промежуток времени
4. Разработать макет
5. Подготовка заданий
6. Итоговое мероприятие по теме
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь нет строгих правил, рамок и ограничений. Но всё же нужно придерживаемся некоторых принципов:
1.Стиль оформления должен соответствовать тематике.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что дети изучают. Лучше размещать календарь на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3.Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4.Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание.
5.Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей.
6. Взаимодействие с родителями. Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, можно предложить родителям выполнить с детьми небольшие задания дома, на выходных днях.
Адвент-календари помогают доступнее для восприятия дошколят почувствовать течение времени. Они могут измерять его в количестве символов, отображающих дни в Адвент-календаре. Также дети запоминают сколько дней назад получили задание. В своих календарях я использую цветовой спектр, для лучшего запоминания дней недели (понедельник-красный, вторник-оранжевый и т.д)
Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.
В рамках изучения тематической недели «Профессии» я решила воспользоваться технологией адвент-календарь по теме швея. Я заказала на маркетплейсе шкаф из фанеры, внутри которого находились 5 вешалок. С помощью техники оригами я изготовила платья разных цветов. Внутри каждого платья было задание, которое ребята выполняли в определенный день недели. Детям были предложены такие задания «Какие инструменты нужны дизайнеру одежды»?, «Какие машины-помощники работают с швеей?», 2Из каких тканей изгот
В ходе работы с адвент-календарем было выявлено еще одно преимущество этой формы работы - календарь оказался эффективным маркером игрового пространства развивающей предметно-пространственной среды, который позволил педагогам предложить детям увлекательную и познавательную деятельность в интерактивной форме.
Кроме того, отталкиваясь от сиюминутной ситуации, интересов воспитанников можно менять задания в конвертах календаря (естественно, в тайне от детей), тем самым поддерживая их инициативы и организуя образовательную работу в соответствии с требованиями стандарта.
Подводя итог моего инновационного опыта, можно с уверенностью утверждать, что адвент-календарь – это эффективный мотиватор детей к образовательной деятельности! Адвент–календарь - это многофункциональный инструмент как для организации деятельности педагога с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют активность, самостоятельность и творчество, что помогает их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...
