Консультация для родителей Готовность детей к школе
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Готовность детей к школе
Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.
Развитие мелкой моторики рук:
· держать ручку или карандаш;
· проводить четкие линии;
· перекладывать мелкие предметы;
· складывать лист бумаги.
Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:
· лепка из глины, пластилина,
· закручивание гаек в детском конструкторе,
· собирание узоров из мелкой мозаики,
· вышивание,
· завязывание узелков,
· застегивание мелких пуговиц.
· игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
· разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.
Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде
Как быть, если ребенок леворукий?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость
Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
· умываться;
· чистить зубы;
· мыть руки;
· пользоваться туалетом;
· одеваться;
· застегиваться и завязывать шнурки;
· следить за своим внешним видом;
· пользоваться столовыми приборами;
· убирать за собой посуду;
· организовывать рабочее место;
· собирать, складывать и убирать свои вещи.
Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Психологическая готовность
#1042;ысокая мотивационная готовность
Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация
- Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
- Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус.
Внешняя мотивация
- Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
- Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Рекомендации для родителей
1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.
2. Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
3. Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.
Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
.
Эмоционально-волевая готовность
Важнейшими показателями волевой готовности являются:
- Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
- проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
- способность оценить результат своего действия;
- умение управлять своими движениями, вниманием;
- умение преднамеренно заучивать стихотворение;
- способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
- способность управлять своими эмоциями и поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
- Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
- Учите ребенка планировать.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
Рекомендации для родителей
Умеет ли ребенок общаться с детьми?
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
- Рекомендации для родителей
- Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
- У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.
Адаптация ребенка к школе
Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
Проблема сдерживания двигательной активности.
Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Признаки переутомления:
- Нарушение сна.
- Нарушение аппетита.
- Плохое самочувствие.
- Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.
- Суетливость, неточность в движениях.
- Капризы, излишняя подвижность и агрессивность
- Уставший вид.
К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Готовность детей к школе"
Данный материал поможет родителям избежать типичных ошибок при подготовке ребенка к школе....

Консультация для родителей «Готовность детей к школе».
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учр...

Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить...
Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Консультация для родителей. Наглядная информация....
Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Консультация для родителей "Готовность детей к школе" Весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе....

Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе» (в подготовительных группах)»
Информация для родителей подготовительных групп...

Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе» (в подготовительных группах»
Предшкольный год — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу....