Организация работы логопедического пункта в ДОУ
материал
В статье описана организация работы логопедического пункта в детском саду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы логопедического пункта в ДОУ
Логопедический пункт (далее – Логопункт) создается на базе ДОУ, реализующего образовательную программу дошкольного образования. Деятельность Логопункта регулируется Положением о логопедическом пункте ДОУ.
Логопункт создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами Логопункта являются:
- обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников МБДОУ;
- своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников ДОУ, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
- обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;
- профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников ДОУ;
- профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;
- обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) ДОУ;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ по преодолению речевых нарушений;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - Дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ).
В первую очередь в Логопункт ДОУ зачисляются воспитанники подготовительных к школе групп, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательной программы дошкольного образования.
Зачисление в Логопункт ДОУ воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, осуществляется на основе обследования речи воспитанников. Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом ДОУ в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи.
Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, зарегистрированных в списке воспитанников ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи является согласие родителя (законного представителя).
В соответствии со списком воспитанников ДОУ, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год. В случае приема в ДОУ в течение всего учебного года ребенка 6 лет, имеющего ОНР, оформляется внеочередное его зачисление в Логопункт.
Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25 воспитанников в течение учебного года. Наличие у воспитанников ДОУ, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а также дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами здравоохранения.
Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи:
- осуществляется из числа воспитанников, указанных в списке, утвержденном заведующим МБДОУ;
- проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2, 3-х лет.
Организация коррекционной работы логопедического пункта.
Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
• 1 период – сентябрь – ноябрь;
• 2 период – декабрь – февраль,
• 3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту ООД, составленному учителем- логопедом и по договоренности с администрацией ДОУ.
На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия.
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в ДОУ.
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет не более 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни – не более 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 3 до 5 человек.
Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников и составляет:
Речевое нарушение | Количество занятий в неделю (не менее) | Предельная наполняемость подгрупп детей | |
индивидуальных | подгрупповых | ||
ОНР | 3 | 2 – 3 | 3 – 4 |
ФФНР | 2 – 3 | 1 – 2 | 4 – 6 |
Дислалия, НПОЗ | 1 – 2 | 1 – 2 |
|
Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы ДОУ во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать: для детей шестого, седьмого года жизни 6 часов 15 мин. и 8 часов 30 мин. соответственно.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопедический пункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

График работы логопедического пункта МКДОУ детский сад №12 "Солнышко" р.п.Юрты учитель-логопед О.Л. Щербелева
Часы занятий с детьми,проведение консультация для педагогов и родителей....

Презентация "Организация деятельности логопедического пункта ДОУ"
Материал предназначен для учителей-логопедов работающих в ДОУ. Цель презентации: познакомить родителей с особенностями устных речевых нарушений дошкольников и организацией работы логопедического пункт...

Работа логопедического пункта ГБОУ детский сад № 251.
Работа учителя-логопеда Ермонины Елены Андреевны на логопункте ДОУ....

Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта.
Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» Автор: В.В. Гупаленко, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 декабря 2000 г. N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 14 декабря 2000 г. N 2ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 // Вестникобразования, 2001 №2Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического ...