Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина « Сложи узор»»
презентация к уроку (средняя группа)
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитин могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет тайны рождения, Есть тайна развития. Б.П.Никитин Борис Павлович Никитин (21 января 1916-1999) - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин
Развивающая игра – многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка Главная особенность развивающих игр Никитиных: от простого к сложному (основной принцип обучения) + самостоятельно по способностям (важный принцип творческой деятельности ) Решение проблем, связанных с развитием творческих способностей: Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; Задания – ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающий развитие способностей; Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; Играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Характерные особенности игр Никитина Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4) Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитин могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). 5) Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. 6) Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания
7 ) Большинство творческих развивающи х игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяе т детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка . 8 ) Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей , где развитие идет наиболее успешно .
Главная особенность игр Никитина Удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развитие творческих способностей и логического мышления 1 ) игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. 2 ) задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей . 3 ) ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи , 4) игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. 5 ) играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Использование игровых пособий Б.П.Никитина предполагает выполнение ряда этапов: 1. Ребенок знакомится с ними и совершает простые игровые действия. 2. Детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка» и т.п. 3. Ребята выкладывают рисунок, накладывая кубики на схему. 4. Ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. 5. Дети учатся самостоятельно придумывать схемы и рисунки с использованием кубиков.
Игра «Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. 1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют . 3. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Спасибо за внимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному"...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные ст...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:1. Обучить педагогов играм Б.П. Н...

Презентация к мастер-классу «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
laquo;Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина» мастер – класс для педагогов ДОУ....

Мастер - класс для педагогов на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Квадраты Никитина призвана развивать:Умение логически мыслитьСпособность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению,Навык творческого подхода к выполнениюПредставление о геометр...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина «Сложи узор»»
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утр...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина «Сложи узор»»
Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.Система ориентирована на домашнее воспитание...