Проект мой дом -Моя Республика Алтай
проект (средняя группа)
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Моя Родина-Алтай» по формированию нравственно – патриотических качеств дошкольников через приобщение к традиционной родной культуре
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Отмечается острая необходимость активизации процесса формирования нравственно – патриотических качеств дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Условия патриотического воспитания:
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа )
Интеграция условий реализации образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно – пространственное окружение, учебно – наглядные пособия и материалы;
- Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно – развивающая среда структурирована с учетом интересов и потребностей ребенка, предоставляет возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно – развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий по формированию нравственно — патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить с историческим прошлым и настоящим, традициями и достопримечательностями города Горно-Алтайска, Республики Алтай, с географическим положением России, ее природными ресурсами; с историей великих сражений и подвигами российских солдат и полководцев; с разнообразием женских профессий; с историческим фактом — Великой отечественной войной; с конституцией, конвенцией о правах ребенка посредствам использования информационных технологий в процессе непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2.Развивать речь, память, внимание, воображение через использование ТРИЗ-технологий.
3.Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране; уважение к труду; уважительное отношение к традиционной родной культуре в процессе игр, бесед, чтения, рассматривания иллюстраций, драматизации, театрализации, изготовления макетов, посещения музеев.
Для родителей:
1.Повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических качеств детей посредствам встреч, консультаций, наглядной агитации, совместных традиционных праздников, мастер — класса.
2.Активизировать рост участия родителей в проведении совместных мероприятий через традиционные праздники и развлечения, игры – аттракционы, мастер – классы, совместные походы в музеи.
Для педагогов
1.Повысить уровень компетентности воспитателей в вопросах нравственно — патриотического воспитания детей через использование метода педагогического проектирования.
Гипотеза: Если совместными усилиями детского сада и семьи прививать детям любовь к родным местам, и чувство гордости за свой народ, позволять ощущать свою неразрывную связь с окружающим миром и вызывать желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей, чтить родные традиции, тогда у ребенка будут формироваться нравственные качества и чувство патриотизма
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2.Принцип личностно – ориентированного общения, предусматривающий индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
3.Принцип культуросообразности, подразумевающий «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления
с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
4.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия ((деятельности) и самооценке.
5.Принцип гуманно – творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др. полезность, новизна, а с другой создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.)
6.Принцип интеграции различных видов детской деятельности, реализация которого невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно – развивающие условия организации.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Систематизируются знания, представления детей о семье, родственных отношениях; о прошлом и настоящем города Горно-Алтайска, Республики Алтай; его географическом положении России, ее природных ресурсах; об истории великих сражений и подвигах российских солдат и полководцев; о разнообразии женских профессий; о Великой отечественной войне; о конституции, конвенции о правах ребенка.
2.Разовьется умение выражать, отстаивать собственное мнение, анализировать полученную информацию, живо реагировать на происходящее.
Родители:
1.Систематизируются знания родителей в вопросах воспитания нравственно — патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста.
2.Повысится уровень активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий с детьми.
Педагоги:
1. Сформируется профессиональный уровень компетентности педагогов в области нравственно – патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный
Основная область программы: социально - коммуникативное развитие
Области программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие.
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки;
Интеграция со специалистами детского сада.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- реализация ИКТ технологий;
- использование мультимедийной техники в процессе формированию нравственно – патриотической культуры средних дошкольников;
- подбор методической литературы;
- составление конспектов НОД;
- разработка сценариев традиционных праздников и разлечений;
- подбор произведений русского, алтайского, казахского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видеофильмы);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- подборка дидактических, сюжетно - ролевых игр;
- выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
Инструментарий проекта:
- НОД по познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности;
- игровые беседы с элементами движений, ситуативный разговор, беседы, чтение, рассказ, проблемные ситуации;
- просмотр иллюстраций, видеофильмов;
- совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
- проектная деятельность;
- чтение методической литературы;
- наглядная агитация для родителей.
Механизмы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- Игровая деятельность;
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Непосредственное общение с родителями;
- Информационный центр для родителей.
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап Информационно – накопительный
- Выявление актуальности проекта;
- Проведение исследования знаний детей, анкетирование родителей;
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
2 этап Организационно – практический.
- Оформление центра «Наша Родина»
- Подбор дидактического и наглядного материала для детей
- Разработка календарно – тематического плана
- Составление конспектов НОД, разработка сценариев праздников и развлечений
- Проведение непосредственно – образовательной деятельности по темам: «Город Горно-Алтайск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кош-Агач!», «Законы, по которым мы живем», «С чего начинается Родина?», «День земли», «Гордость России», «Этот день победы», «Музей игрушки», «Счастливый случай», «Откуда пришел хлеб», «Петушок», «Украсим стаканчики узором», «Кто построил новый дом».
- Проведение бесед на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Я россиянин, а ты?», «Конституция Р.Ф.», «Москва – главный город нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России», «Край в котором мы живем», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Наша Армия сильна»
- Организация сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Полиция», «Пожарная охрана», «Семья», «Больница», «Магазин».
- Оформление альбомов: «Достопримечательности Республики», «Красная книга Республики Алтай», «Хлеб всему голова», «Птицы Республики Алтай».
- Подбор и систематизация дидактических и подвижных игр: «Узнай где я нахожусь», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
- Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
- Оформление стенда «Государственная символика»
- Изготовление макетов мое село мой город
- Оформление мини – музея «игрушки моих родителей»
- Выставка поделок из природного материала « осень» (совместно с родителями).
- Вернисаж рисунков: «Я имею право», «Мой город, моя улица», «Я и моя мама», «Все профессии нужны, все профессии важны»
- Проведение праздников: «День защитников Отечества», «8 марта»
3 этап Заключительный
Анализ результативности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Люби и знай свою Республику Алтай!»
Ход занятияЦель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.Задачи:Образовательные:обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного ...
Проект "Редкие животные Республики Алтай"
Краткосрочный проект...

Проект "Природа Республики Алтай"
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Проект «Наша Республика Алтай».
Проект «Наша Республика Алтай». 1. Название проекта «Наша Республика Алтай».2. Проблемное поле проекта С самого рождения ребёнок является первооткрыват...

Проект "Моя Родина - Республика Алтай"
Данный проект разработан мной для расширение представлений дошкольников о своей республике, любви к родным местам, а так же воспитания чувства гордости и любви к своей малой...

Проект "Природный парк Республики Алтай "Ак- Чолушпа"
Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере,и улучшить состояние экологической безопасности страны....

