Формирование финансовой грамотности у дошкольников
проект (подготовительная группа)

Нестерова Екатерина Анатольевна

проект финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finasov.gramotnost.docx309.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

https://multiurok.ru/img/1105179/image_61a5cd8eb0764.jpg

«Юный финансист».

В подготовительной группе

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»

Содержание:

 

Введение____________________________________________________________стр. 3

Актуальность проекта_________________________________________________стр. 3  

Постановка проблемы_________________________________________________стр. 4          

Цель, задачи проекта__________________________________________________стр. 4

Вид проекта _________________________________________________________стр. 4

Тип проекта _________________________________________________________стр. 4

Сроки реализации проекта _____________________________________________стр. 4

Участники проекта____________________________________________________стр. 4

Продукты проекта ____________________________________________________стр. 4

Ожидаемые результаты _______________________________________________ стр. 4

Принципы построения проекта _________________________________________стр. 5

Этапы проекта _______________________________________________________стр. 5

Ресурсное обеспечение проекта ________________________________________ стр.5

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта ________________стр.5  

Методы реализации проекта ___________________________________________стр.5

Формы проведения___________________________________________________ стр.5  

Основные этапы реализации проекта____________________________________ стр.5

Ожидаемые результаты________________________________________________стр. 5

Тематический план работы с детьми ____________________________________ стр. 6

Перспективное планирование реализации проекта «Маленькие финансисты» в работе с родителями ________________________________________________________стр.9

Формы работы с родителями __________________________________________ стр.10

Система организации контроля над реализацией проекта ___________________стр.10

Заключение _________________________________________________________стр.11

Список литературы___________________________________________________стр. 12

Приложение________________________________________________________стр.13-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. 

Актуальность проекта.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщения к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие важные качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание данного проекта в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Постановка проблемы 

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.

Задачи: 

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.  

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: 2023-2024 год.

Участники проекта: дети, родители воспитатели подготовительной группы.

 Продукты проекта:

  • лэпбук «Финансовая грамотность»,
  • газета «Семейный бюджет»,
  • альбом «Деньги разных стран»,
  • игротека «Финансовая грамотность»,

-раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,

-методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта,

-план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,

-презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты: дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Принципы построения проекта:

-от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

-реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

-подготовительный;

-практический;

-заключительный

Ресурсное обеспечение проекта:

-программно-методическое обеспечение;

-развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

-взаимодействие всех участников педагогического процесса;

-система взаимодействия с родителями;

-система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:

-проведение открытого мероприятия (квеста);

-проведение мастер-класса среди педагогов.

Методы реализации проекта:

-игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. Пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)

-практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

-групповые занятия;

-индивидуальная работа.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Основные этапы реализации проекта «Маленькие финансисты».

1 этап- подготовительный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

-создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап-основной, практический:

-реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

3 этап-завершающий:

-подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», лэпбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Перспективное планирование реализации проекта

«Маленькие финансисты»

№ п/п

Сроки

Направление работы

                                         Целевые ориентиры

1.

Сентябрь

«Азбука финансов» (вводное занятие)

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновения денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость

2.

Сентябрь

«История денег» презентация

дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

продолжать формировать у детей необходимый

минимум экономических знаний: представление об

экономике, деньгах, их значении для общества.

закрепить представления детей о труде взрослых, о

значении труда как средстве зарабатывания денег;

продолжать развивать элементарные представления

о семейных доходах и расходах, семейном бюджете; учить подбирать монеты разного достоинства, составляющих цену подарка;

развивать умение давать оценку своей деятельности на занятии.

3.

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».Игровая деятельность.

познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в

игре трудовые действия работников супермаркета.

5.

Октябрь  

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&feature=emb_title

6.

Ноябрь  

Экскурсия в банк «Дом, где живут деньги»

(виртуально)

дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков, о монетном дворе, о валюте.

7.

Ноябрь  

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

формировать у воспитанников знания о профессии

 «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Закреплять знания воспитанников о работе Банка Закреплять знания воспитанников о профессиях людей,

работающих в банке, с их трудовыми действиями.

8.

Декабрь

 «Квест-игра по финансовой грамотности»

формировать предпосылки познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.

Задачи: закрепить знания с понятиями «бюджет», «доход», «расход». 

9.

Декабрь

«Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

10.

Январь  

«Экономия тепла, света, воды»

развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

 Формировать у детей потребность в их экономии. Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

12.

Январь

«Об экономике» Образовательноразвлекательный онлайн клуб для детей/

социальная сеть "У тетушки Совы"

Об экономике (Уроки тетушки Совы)

Серия 9 

https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

13.

Февраль

«Путешествие с монеткой по стране Экономики»

закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;

14.

Февраль

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.

15.

Март  

“Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю».

Работа с лэпбуком «Финансовая грамотность»

формирование основ финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

16.

Март

«Об экономике» Образовательноразвлекательный онлайн клуб для детей/социальная сеть "У тетушки Совы"

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5

 https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

17.

Апрель  

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей

создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей, дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - деньги».

Познакомить ребенка с номинальными купюрами и монетами. Дать представление о том, что такое товар, цена товара, доход, расход. Объяснить принцип накоплений денег.

18

Апрель

«В гости в Простоквашино» Квест-игра для детей и родителей.

«Копилка своими руками» Совместная работа детей и родителей

закрепление знаний детей по темам: «Доход. Труд – основа дохода. Учимся экономить» формировать понимание того, что каждая вещь, окружающая нас – это результат труда людей, воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги.

Учить детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрапбумаги, мелких украшений и других материалов.

23.

Апрель

Блок Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Формировать у старших дошкольников основы финансовой грамотности, воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения)

24.

Май

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Формировать у старших дошкольников основы финансовой грамотности, закреплять из на практике с помощью сюжетно-ролевых игр, проблемных вопросов и ситуативных бесед.

25.

Май

1.Деловая игра «Аукционидей»

2.Дидактическая игра «Услуги и товары».

3.КВН «Царица Экономика»

Закрепить и проверить полученные знания и навыки по овладению азами финансовой грамотности, формировать трезвое и практичное отношения к деньгам, разумное распоряжение материальными благами. Поощрять самостоятельность при решении проблемных ситуаций и познавательную активность детей. Всячески поощрять стремление к благотворительности.

Перспективное планирование реализации проекта «Маленькие финансисты» в работе с родителями.

  Эффективная педагогическая деятельность по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

   Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

   Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

  Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Формы работы с родителями:

1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2. Оформление информационных стендов, памяток.

3. Собрания, консультации, мастер-классы.

 4. Презентации для родителей.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

Сентябрь 2023

2

Консультация «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Сентябрь 2023

3

Деловая игра «Осенняя ярмарка»

Ноябрь 2023

4

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников»

Январь 2024

5

Лэпбук по финансовой грамотности.

Февраль 2024

6

Газета «Семейный бюджет: доходы и расходы»

Март 2024

7

Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Апрель 2023

8

Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.»

Апрель 2024

9

Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Май 2024

10

Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам — это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.»

Май 2024

Система организации контроля над реализацией проекта

 Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

 - начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

 - итоговый контроль (май).

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках проекта. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольной организации по основам финансовой грамотности старших дошкольников. Уровень освоения ребенком проекта по основам финансовой грамотности:

Низкий уровень – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний уровень – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий уровень – ребенок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, четко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал

Заключение.

  В итоге реализации проекта дети подготовительной группы смогут:

  • разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий,

предусмотренных проектом;

  • знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,

универсальным средством обмена;

  • понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких

людей – за деньги не купишь;

  Практические результаты:

  •  освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

  • научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов

и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;

  • заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и

чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

  Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

  В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

 деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

 авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

 правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

  Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

  Ожидаем, что не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

 

Литература:

1.Примерная парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

2. «Финансовая грамотность дошкольника» Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева.

3.  «Беседы об экономике» Т.А. Шорыгина.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/ http://e.stvospitatel.ru/

Приложение

Приложение 1

Отчёт о проведении игрового тренинга со старшими дошкольниками на тему: «Использование игровых финансовых технологий для детей»

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека- семьянина, умеющего и желающего активно трудиться, развиваться (учиться), честно зарабатывать деньги, умеющего помогать  и любящего свою страну.

Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов.

В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим.

Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, об их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги.

Для знакомства с понятием потребности можно использовать следующую дидактическую игру:

Игра «Потребности и возможности»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «потребности» и учить  дифференцировать предметы и услуги по степени их значимости, делая логические выводы, формировать у детей старшего дошкольного возраста стремления к благотворительности, закреплять счётные навыки.

Задачи:

-Формирование понятий: «потребности человека», «благотворительность», «образование», «успешный»

-Уточнить, от чего зависят потребности человека, какие потребности  у семьи.

- Побуждать детей проявлять чувство сопереживания к окружающим людям

Материал: карточки с изображениями: «Продукты», «Одежда», «Игрушки», «Автомобиль», «Образование», «Фортепиано», «Благотворительность»

Варианты и ход игры:

Перед началом игры провести увлекательную, разъясняющую беседу-викторину вопрос ответ:

- А что такое деньги? (Это то, на что меняют наши желания)

- Где их берут? (На работе)

- Что нужно покупать человеку в обязательном порядке, т.е. что такое потребности? (Продукты, одежда и пр.)

-Кто много зарабатывает? Что нужно, чтобы много зарабатывать? (Учиться – образование)

- Что такое благотворительность? (Произнесите это слово медленно вместе со мной (Благотворительность). Что вы заметили? Это слово состоит из двух слов – благо творить, делать людям добро, помогать чем-либо не требуя ничего взамен.)

В игре могут принимать участие все дети по очереди или по 2-3 ребёнка. Каждому из них дается 10 «Золотых монет» (Деньги),  карточки с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях, на которых указана цена. Карточки раскладываются на столе.

1) Задача ребёнка выбрать, что он купит на 10 рублей. Но всё купить невозможно (не хватит 10 монет). Объяснить свой выбор. Остальные ребята могут поддерживать участников.

2) С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — найти предметы, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами красоты, и жизненно важными для отдельных людей. Например: фортепиано для пианиста.

  Заключение: Дети были довольны и счастливы познакомиться с миром взрослых, а так же на практике попробовали «вкус» ответственности родителей при принятии решений. Благодаря занятию поближе узнали о «потребностях семьи», «благотворительности», «образовании», «денежных средствах».

Приложение 2.

 Игра: «Где это можно купить?»

 Актуализация выбора игры:

Игра – мощнейшая сфера самовыражения. Использование игры способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.

Игру «Где это можно купить?», можно использовать развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи. Также данная игра способствует социализации и адаптации детей в окружающей среде.

Наглядность к игре можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы.

 Цель игры:

      Накопление, активизация словаря, изучение категорий товаров и закрепление знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах;

     Развитие грамматического строя речи; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи;

     Активизация познавательных процессов.

     Развитие социальной активности ребенка, адаптация в окружающей среде.

Цели занятия могут каждый раз варьироваться.

Оборудование: большие картинки с изображением различных отделов супермаркета (продуктового, мебельного, спортивного, обувного и так далее);

предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.

Ход игры

Вниманию детей предлагаются серии картинок или панно с изображением различных отделов магазина (отдельно можно использовать также предметные картинки).

- Представьте, что в нашем городе открывается новый большой магазин, который называется…супермаркет. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.

После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:

Звукопроизношение

  • На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);
  • На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «Покупки». Детям даётся задание «купить товары», в названии которых есть определённые звуки (Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.

Л – вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т.п.

Р – морковь, виноград, помидор, картофель и т.п.

С – ананас, слива, капуста, сапоги и т.п.

Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т.п.

Активный словарь

  • Закрепление знаний по темам, классификация.

Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).

Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)

Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)

  • Обогащение словаря словами-признаками.

Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)

Грамматический строй речи

  • Образование единственного – множественного числа (детям предлагается

назвать предметы на полках супермаркета в единственном и множественном числе)

Игровое задание «Один – много» (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)

  • Закрепление предложно-падежных конструкций

Игровое задание «Чего нет на полках?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)

  • Согласование существительных с числительными

Игровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)

  • Образование относительных имён прилагательных

Игровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)

Связная речь

  • Образование сложных предложений

Игровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).

Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)

Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.

  • Составление рассказа по цепочке.

В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.

Познавательная деятельность

  • Игровое задание «Что купили?» (развитие зрительного восприятия). Дети

закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.

  • Игровое задание «Найди по описанию». Дети должны по описанию воспитателя

отгадать предмет.

  • Игровое задание «Отгадай загадку». Воспитатель предлагает детям отгадать

загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.

Отдел «Продукты»

1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

2. Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и злато. (Яйцо)

3.Маленькое, сдобное

Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублики)

4.В воде родится, воды боится. (Соль)

5.Белый камень в воде тает. (Сахар)

6.Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

7.Чистое небо, да не вода,

Клейкое, да не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мёд,

От рогатого берут,

Малым детям дают. (Молоко)

Отдел «Овощи-фрукты»

1.Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

2.Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

3.Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

4. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

5. Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок. (Репка)

6. Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец)

7. Вверху зелено.

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

8. Круглое, румяное,

Я расту на ветке. (Яблоко)

9. На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква

11. Сижу на дереве, кругла как шар,

Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)

12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)

Отдел «Посуда»

1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

3. Никогда не ест,

А только пьёт.

А как зашумит

Всех приманит. (Самовар)

Отдел «Обувь»

1. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом.

А ночью – под кроватью. (Ботинки)

2. Если дождик,

Мы не тужили –

Бойко шлёпаем

По лужам,

Будет солнышко

Сиять –

Нам – под вешалкой

Стоять. (Сапоги)

Отдел «Одежда»

1. Один вход, три выхода. (Рубашка)

2. По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. (Брюки)

Отдел «Бытовая техника»

1.Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник)

2.Живёт в нём вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

3. Из угла в угол

Железным плугом. (Утюг)

4. Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

5.Без языка живёт,

Не пьёт, не ест,

А говорит и поёт. (Радио)

Отдел «Игрушки»

1. Упадёт – поскачет,

Ударишь – не плачет. (Мяч)

2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

3. Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

 За выполнение каждого игрового задания дети поощряются фишками или жетонами.

  Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении основных задач коррекционной работы.

Приложение 3

Квест-игра по финансовой грамотности.

Цель: Цель: формирование навыка решения финансовых знаний, логических и математических головоломок.

Задачи: повторное знакомство и закрепление простых финансовых терминов: «денежные средства», «товар», «цена», «бюджет»;

-формирование представления «чем больше заработал и разумнее потратил, тем больше можно купить/приобрести.

-формирование предпосылок коммуникативных компетенций воспитанников в условиях групповой командной работы;

-формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий в части развития навыков решения логических головоломок.

Методические рекомендации:

Игры: 6 станций: «Финансовый -лабиринт», «Финансовая -тропинка»,

«Финансовое -болото», «Финансовая-паутина», «Финансовый-капкан», «Финансовая-реклама».

Каждая команда двигается по станциям согласно маршрутному листу.

Цель движения-собрать определенное количество монет за правильно выполненные задания. На каждой станции есть взрослый, который даёт разъяснения к заданиям. Если участники команды справились с заданиями станции, они получают заданное количество монет. Команды награждаются дипломами победителей.

                                                  Ход игры:

Ведущий: здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим квест –игру  и тем самым подытоживаем наши занятия по финансовой грамотности.

Звучит музыка.

Появляется Баба Яга: финансы, финансы, поют романсы! Горе мне горе, дожила до 100 лет, а никак не могу концы с концами свести, опять весь бюджет потратила. Что делать?

О, здравствуйте, ребята, а чего это вы тут? И вас здесь так много, а чего это вы здесь сегодня так много собрались?!

Ведущий: ну вот Баба Яга, на самом деле дожила до ста лет, а бюджет тратить не научилась! Пора бы уже свои возможности рассчитывать и покультурней быть! Наши вот дети очень даже умеют считать свои финансы и планируют бюджет! Правда, ребята? (ответы детей)

Если хочешь, мы тебя тоже научим, сегодня ребята как раз собрались показать свои возможности, присоединяйся к нам!

Баба Яга: отлично, научусь, наконец, деньги тратить!

Ведущий: приглашаю всех поиграть в квест –игру. Кто знает, что такое квест? (ответы детей).

(слайд с надписью quest (англ.)-поиск, задание, странствие»)

Ведущий: квест-это игра-путешествие, в которой участвуют команды и в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий всех участников команды. Хотите поиграть и попробовать свои знания? (ответы детей).

Ведущий: ребята, прежде, чем отправиться с Бабой Ягой в путешествие, давайте друг друга поприветствуем! (приветствие команд: название и девиз).

Ведущий: сегодня у нас в игре две команды. Каждая команда будет двигаться по станциям.

(6 станций: «Финансовый –лабиринт», «Финансовая-тропинка», «Финансовое –болото», «Финансовая –паутина», «Финансовый –капкан», «Финансовая –реклама»), согласно маршрутному листу.

В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях вам предложат конверты с заданиями, за правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит монеты.

На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных монет.

Звучит музыка из мультфильма «Три богатыря» (песня «Ой, ой, ой на золотом крыльце сидели»),

Баба Яга: но прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаю вам поразмять косточки! (разминка).

Ведущий: каждая команда находиться на станции 2-4 минуты, переход со станции на станцию сопровождается звуковым сигналом.

Баба Яга: в путь!

1.Станция «Финансовый –лабиринт»

Задание: перед вами лабиринт, который приведет вас на кассу. Проходя по лабиринту-торговому залу покупайте только товары для фруктового десерта.

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение-монеты.

 

2.Станция «Финансовая-тропинка»

Задание: дайте ответ на финансовые вопросы.

-Может ли человек купить все, что ему захочется?

-Что нельзя купить ни за какие деньги?

-Как называют человека, продающего товар?

-Как называют человека, покупающего товар?

-Чем отличается супермаркет от обычного магазина?

-Что такое бартер?

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение-монеты.

 

3.Станция «Финансовое-болото»

Задание: вам предложены товары разной стоимости. Выберите нужный товар по наиболее выгодной цене, не выходя за рамки командного бюджета.

(Командный бюджет записан на маршрутном листе.)

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение-монеты).

 

4.Станция «Финансовая-паутинка»

Задание: выбери лишнее.

-кошелёк, банк, банка, банковская карта;

-обычный ценник, цветной ценник, скидка/ распродажа;

-доход, расход, приход;

-зарплата, стипендия, пенсия, вакансия;

-денежные средства, завод, товар, цена, бюджет;

-капуста, бумажные деньги, металлические деньги, банковская карта.

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение-монеты.

 

5.Станция «Финансовый- капкан»

Задание: «Доходы или расходы?» Вы должны назвать доход это или расход.

-папа получил зарплату-доход

-заболела бабушка-расход

-мама выиграла приз-доход

-сестра потеряла кошелек-расход

-заплатили за квартиру-расход

-сын получил стипендию-доход

-купили телевизор-расход

-бабушка продала пирожки-доход

-брат порвал куртку-расход

-купили путёвку на море-расход

При успешном выполнении задания вас ждет вознаграждение-монеты.

 

6.Заключительная общая станция «Финансовая- реклама»

Всех участников встречает Баба Яга, предлагает всем занять свои места.

Баба Яга создаёт интригу, бегает, разговаривая как бы сама с собой:

-ой, ой, ой, грамотная стала! (проговаривает слова: денежные средства, товар, цена, бюджет, теперь скопить я смогу, вот спасибо, ребята!)

Команды передают маршрутные листы и заработанные монеты жюри.

Жюри подсчитывает количество монет в каждой команде.

Команда, набравшая большее количество монет, получает приз первой пройти финансовую рекламу (прорекламировать свой товар).

 

Ведущий: ребята, предлагаю поделиться впечатлениями. Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие не вызвали затруднений?

Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?

 

Пока Баба Яга и ведущий общается с ребятами, жюри подсчитывает монеты и выбирает победителя.

Баба Яга: всем спасибо за игру! До скорой встречи!

Жюри награждает детей и Бабу Ягу дипломами.

 

Приложение 4

Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность?»

 Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы:

1.    Что такое деньги.

2.     Где их взять.

3.    Как ими правильно распоряжаться.

 Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдет в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи. В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку. На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это совсем не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений. Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги: для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары; когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить; ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата; никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми; чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка, не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом. Рекомендации для родителей   Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.  Возьмите ребенка в банк.  Поговорите с детьми о вложении денег.  Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.  Научите детей зарабатывать деньги.  Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.  Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.  Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.  Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. 

     Будьте для ребенка примером!

 

Приложение 5

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

С помощью фишек дети делятся на 2 команды. Дети, у которых золотые фишки, становятся продавцами, дети, у которых серебряные-покупателями. 

Перед командами ставится игровая задача:

-Продавцам выдается карточка с изображением магазина, который необходимо открыть.

Покупателям выдается список необходимых покупок, в виде пентаграмм.

Далее команды сталкиваются с проблемой: ни у продавцов, ни у покупателей денег нет. И во время обсуждения команды решают:

1.Покупатели могут заработать, выполняя несложные действия в "Городе мастеров" (причеши куклу, построй дом)...

2.Продавцы могут взять взаймы в Банке (кредит) или тоже пойти в "Город мастеров" и заработать стартовый капитал.

После получения необходимой суммы продавцы идут на склад за закупкой товара и готовят магазин к открытию. Покупатели-сравнивают заработанные деньги с суммой необходимой для совершения покупок и отправляются за покупками.

По окончанию игры подводится итог:

-продавцы подсчитывают прибыль и возвращают кредит Банку;

-покупатели сверяют свои покупки со списком и считают сколько денег у них осталось.

 

 Рекомендации для родителей

  Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

  Возьмите ребенка в банк.

  Поговорите с детьми о вложении денег.

  Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

  Научите детей зарабатывать деньги.

  Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

  Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

  Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

  Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

 Будьте для ребенка примером.

Консультации и рекомендации для родителей Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?[1]

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1.        Что такое деньги

2.        Где их взять

3.        Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

        Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

        Возьмите ребенка в банк.

        Поговорите с детьми о вложении денег.  

        Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.  

        Научите детей зарабатывать деньги.

        Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.  

        Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.  

        Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.  

        Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

        Будьте для ребенка примером.

 

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

 

Приложение № 6

Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».  Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.  

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.  

 

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.  

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.  ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.  

 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках. ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

 

«Магазин игрушек»

Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку.

По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

Приложение № 7

Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»

Задачи:  

        Научить выделять главное направление использования денег людьми.

        Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

        Расширять знания о производителях товаров и услуг

 Упражнять детей в решении экономических задач.

        Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

        Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.

        Беседа на тему «Не все покупается и продается»

        Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья»,

«Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…

 Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.

        Заучивание пословиц по теме

        Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.

Материал: ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.  

Ход  

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?  

Дети: Да.  

В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?  

Дети: перечисляют виды транспорта.

В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?  

Дети: на ковре-самолете.  

В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»  

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами. Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо.

Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания.  Желаю удачи!  Гном Эконом»

В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания?

Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание.

(Называем цифру, лопаем шар)

В-ль: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это …что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?  

Дети: папа, мама, бабушка…

В-ль: За что они получают зарплату?  

Дети: за выполненную работу (дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел чему я очень рада

Ведь родителям моим Положена зарплата. 2. День зарплаты наступил Папа в магазин сходил. Мамин пополнился гардероб, а я получил самолет.

В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете, что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число, чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2.        Я объяснил своим друзьям, пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия – Студенческая зарплата.

3.        Студентам за учебный труд Стипендия положена. Брат купит много книг себе, А мне мороженое!

В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу, помогаю, как могу.

В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?  

Дети: доход будет больше.  

В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи.

Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10) (Весь рассказ сопровождается показом картинок и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку). В-ль:Лопаем шар под цифрой 2.  Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

В-ль: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,  

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается»

 В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?  

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети:  

        Каков работник, такова ему и плата.

        Дело мастера боится.

        Маленькое дело лучше большого безделья.

        Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

        Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

        Труд кормит, а лень портит.

        Терпенье и труд все перетрут.

        Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

        Кто не работает, тот не ест.

        Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

        Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы статьКто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

        Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?

        Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

        Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

        Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

        Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

        Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

        Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?» (Дети подбирают к картинке профессии -  его результат труда)Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.) В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег.  И пора нам возвращаться в детский сад.  

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги и потратить их в «Магазине»

(Игра «Магазин)

Дети соотносят количество монет с ценой товара и покупают один предмет или несколько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности  через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....