Консультация на тему «Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Кривоносова Елена Владимировна

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы,

об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx378.37 КБ

Предварительный просмотр:

К.Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемоквадрат: 

Состоит из 1 картинки

Обозначает 1 слово

Обозначает 1 предложение.

Варианты игр с мнемотаблицами:

1.Восстановить последовательность картинок по памяти;

 

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

 

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предлагаются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

 7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать текст и развивать память ребёнка.

Как работать с мнемоквадратом?

 1)Произносим слово. Показываем картинку (схематичное изображение).

2)Предлагаем ребёнку повторить предложенное слово с опорой на картинку.

3) Произносим предложение. Показываем картинку (схематичное изображение).

4)Предлагаем ребёнку повторить предложенное предложение с опорой на картинку.

Мнемодорожка: 

Состоит из нескольких картинок (4 и более), которые расположены линейно.

Каждая картинка несёт визуальную и слуховую информацию.

Может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.

Как работать с мнемодорожкой? 

1)Показать мнемодорожку (последовательность изображений, которые расположены в ряд)

2)Проговорить предложение

3)Ребёнок воспроизводит зашифрованную в ней информацию.

• Заучивание стихотворений:

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Picture background

Picture background

Мнемотаблица:

 Большое количество картинок.  Большой объём информации заложен в целую таблицу.

Все предложения связаны между собой и образовывают целый текст.

 

Как работать с мнемотаблицей? 

1)Выразительно прочитать текст (рассказ, стих, скороговорку и т.п)

2)Прочитать еще раз, показывая изображение в мнемотаблице

 3)Уточнить все ли слова знакомы ребёнку. Если что - то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме

 4)Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу

 5)И последнее, ребенок «ЧИТАЕТ» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» г. Саратова

«Мнемотехника как средство развития связной речи старших дошкольников»

Подготовила: Кривоносова Е.В.

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

laquo;Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих в...

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»

Тема: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР»...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

Консультация для педагогов сопровождается мультимедийной презентацией и содержит элементы мастер-класса...