консультации
консультация
разное
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.78 КБ | |
| 33.11 КБ | |
| 29.81 КБ |


Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности общения с детьми в семье»
Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Ведь так? Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться, и наблюдать, и слушать.
Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру.
Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, к людям, вещам, явлениям и т.д.
При дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).
Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.
Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.
Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.
Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие:
- Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
- Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние.
- Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах, удаленных от него.
- По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
- Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство. Что может быть лучше, чем слова 4-х летней девочки Гали: «Мама, ты меня любишь, как свое сердце, а я люблю тебя, как праздник».
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по культурным практикам для детей младшей группы
(2024-2025 учебный год).
Сентябрь | |||
Сроки. | Мероприятие. | Цели, задачи. | Ответственные |
1 неделя | Коллективная работа из природного материала «Золотая осень» | Цель: расширить представление детей об осени как времени года, её признаках Задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; вызвать интерес к созданию красивой композиции в сотворчестве с педагогом; учить составлять композицию из готовых элементов: осенних листьев, шишек, жёлудя, скорлупы грецкого ореха. | Воспитатели группы |
2 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Строим дом» | Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Задачи: Расширение у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах; Формирование положительных взаимоотношений между детьми; Формирование умения творчески развивать сюжет игры. | Воспитатели группы |
3 неделя | Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу» | Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации. Задачи: учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки; активизировать речевую деятельность детей; формировать умение импровизировать под музыку; побуждать эмоционально, воспринимать сказку; воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | Воспитатели группы |
4 неделя | «День воспитателя и всех дошкольных работников» | Цель: Изготовление поздравительных открыток и видеороликов Задачи: создать бодрое веселое настроение; стимулировать к активности каждого ребенка; | Воспитатели группы |
Октябрь | |||
1 неделя | Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Теремок» Акция “Коробки, шишки, камыши приносите малыши” | Цель: Стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки. Задачи: Развивать творческие способности в передаче образа. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать положительное отношение к народному творчеству. Активизировать речь детей. Главная цель акции:сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми на учебный год. | Воспитатели группы Воспитатели группы |
2 неделя | Литературный вечер Викторина «Путешествие в мир сказок» | Цель: Обобщить знания детей о сказках. активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде. Задачи: активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде. | Воспитатели группы |
3 неделя | «День отца в России» | Цель: Укрепление семейных ценностей, повышение социальной значимости отцовства. Задачи: Формирование позитивного эмоционального отношения к папе, как к члену семьи. | Воспитатели группы |
4 неделя | Игры-экспериментирования с бумагой | Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта. Развивать речь и память детей. Воспитывать аккуратность. Знать правила безопасности с бумагой. Продолжать учить детей наблюдать. | Воспитатели группы |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Калейдоскоп сказок С. Маршак» | Цель: Вызвать у детей интерес к слушанию знакомых литературных произведений. Задачи: Развивать звуковую культуру речи, речевое дыхание и речевой слух. Познакомить детей с яркими образами животных в произведениях С. Маршака из цикла «детки в клетке» | Воспитатели группы |
2 неделя | Спортивный досуг «Азбука здоровья» | Цель: Формировать навыки здорового образа жизни Задачи: Формировать навыки здорового образа жизни; формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом; доставлять радость и удовольствие от игр развивающей направленности; создавать условия для проявления настойчивости, смекалки, взаимопомощи. | Воспитатели группы |
3 неделя | Дидактическая игра «Дружная семья» Акция “ С Днем рожденья наш любимый детский сад” | Цель:Формирование у детей 3-4 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьиЗадачи: формировать элементарные представления о семейных традициях; развивать познавательные навыки; воспитывать интерес к традициям своей семьи. Цель: Воспитывать любовь к своему детскому саду, сотрудникам, гордость за детский сад, бережное отношение к ценностям детского сада. Задачи:
| Воспитатели группы Воспитатели группы |
4 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Цель:Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Задачи: Обогащать знания детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера. Активизировать словарь: «парикмахер», «мастер», «ножницы», «расческа», «прическа», «фен», «стрижка», «стрижет», «челка», «бреет», «освежает одеколоном», «пенка для укладки», «накручивать на бигуди», «платить деньги в кассу». | Воспитатели группы |
5 неделя | Развлечение по сказкам К. Чуковского «В гости к дедушке Корнею» | Цель: Создать эмоционально-положительную обстановку, привлечь детей к участию в творческих видах деятельности. Задачи: Формировать эмоциональную культуру детей через театрализованную деятельность. Уточнение и обобщение представлений детей о творчестве Чуковского. Освоение умений диалогической речи. | Воспитатели группы Музыкальный руководитель |
Декабрь | |||
1 неделя | Выставка «Дорогою добра» | Цель: Задачи: Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников | Воспитатели группы |
2 неделя | Игры- экспериментирования с водой | Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов; развивать у детей умственные способности; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль. | Воспитатели группы |
3 неделя | Спортивный досуг «Школа космонавтов» | Цель: Сохранение и укрепление физического здоровья детей; создание радостной, бодрой атмосферы. Задачи: Расширение представления детей о космосе, Дне Космонавтики; развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности; способствование сплочению детского коллектива. | Воспитатели группы |
4 неделя | Акция «Покормим птиц зимой» | Основная цель акции: формирование навыка практической природоохранной деятельности, формирование у дошкольников понимания значимости сохранения птиц, привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период для того, чтобы сохранить их численность и поддержать видовое разнообразие. | Воспитатели группы |
Январь | |||
1 неделя | Развлечение «Я вырасту здоровым» | Цель:закрепление знаний детей о факторах окружающей. среды, влияющих на здоровьеЗадачи:Познакомить детей с понятием "Здоровье", Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. | Воспитатели группы |
2 неделя | Игра- драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка» | Цель:развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору.Задачи:развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства. | Воспитатели группы |
3 неделя | Фольклорное развлечение “Посиделки” | Цель: Знакомить детей с народными обычаями Задачи: приобщать к русской народной культуре. | Воспитатели группы Музыкальный руководитель |
4 неделя | Сюжетно-ролевая игра “Супермаркет” | Цель:Побуждать детей более широко использовать в игре знания о труде людей в супермаркете. Формировать положительное отношение между детьми, умение считаться с мнением товарищейЗадачи: Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, вежливость, привычку играть сообща. | Воспитатели группы |
Февраль | |||
1 неделя | Развлечение по стихотворениям из цикла «игрушки» А. Барто | Цель: Вспомнить с детьми стихи АБарто. | Воспитатели группы |
2неделя | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | Цель:Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.Задачи: Закрепить знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада.Воспитывать интерес и уважения к труду работников детского сада.Развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь.Развивать умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. | Воспитатели группы |
3 неделя | Спортивное развлечение “Наша Армия” | Цель: Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Задачи: Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам, как будущим защитникам Родины). . | Воспитатели группы |
4 неделя | Викторина «В стране добра и вежливости» | Цель:создание социальных условий для развития представлений о культуре поведения, правил этикета.Задачи: создать условия для приобретения опыта умений детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми; обеспечить условия для развития умений употреблять вежливые слова; способствовать доброжелательной атмосферы между воспитанниками, способствовать развитию манер культурного поведения, навыков и привычек «хорошего тона». | Воспитатели группы |
Март | |||
1 неделя | Экспериментирование. «Простые опыты с мыльными пузырями» | Цель: исследовать свойства мыльных пузырей. Задачи: Познакомиться с понятием «мыльный пузырь» Изучить рецепты приготовления мыльных пузырей. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах (приобретать всегда форму шара из любой другой формы, увеличение размера под действием напора воздуха, плавный полет, эластичные стенки пузыря и др.) | Воспитатели группы |
2 неделя | Праздник «Мамин день – 8 Марта». | Цель:Создать праздничное настроение у детей, мам и бабушек.Задачи:Воспитывать чувство доброты и благодарности к маме, способствовать развитиютворческих способностей. | Воспитатели группы |
3 неделя | Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» Путешествие в страну С.В. Михалкова | Цель: Создание условий для развития у детей интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Задачи: вызвать интерес к театрально-игровой деятельности; продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, зрители, драматический театр); научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка»; познакомить с основами актёрского мастерства. Цель: Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова. Задачи: Воспитывать дружеские взаимоотоношения, Доброжелательность, желание прийти на помощь. | Воспитатели группы Воспитатели группы |
4 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача. | Воспитатели группы |
Апрель | |||
1 неделя | Песенные посиделки «Весна пришла» | Цель: Сформировать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период; вспомнить песни, потешки о весне. | Воспитатели группы |
2 неделя | Развлечение «день космонавтики» | Цель: Задачи: Способствовать нравственно- патриотическому воспитанию | Воспитатели группы |
3 неделя | Спортивный досуг «Вместе весело шагать» | Цель: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском коллективе. Задачи: Воспитывать у детей любовь и уважение к спорту. Учить работать в команде. Прививать стремление к здоровому образу жизни. | Воспитатели группы |
4 неделя | Развлечение «Пасхальное путешествие» | Цель: Закрепить знания о традициях празднования праздника Пасхи. Задачи: Поддерживать в детях пасхальную радость, желание делиться ею; Воспитывать чувство милосердия, сопереживания, интерес к православным праздникам. | Воспитатели группы |
Май | |||
1 неделя | Спортивный досуг «Победой кончилась война» Акция ”голубь мира в память ВОВ” | Цель: Воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам и чувство гордости за свою страну; за победу в ВОВ. Задачи: Учить при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями сверстников; Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет; Развивать выносливость, силовые способности, смелость, уверенность в себе во время бега в среднем и быстром темпе; Воспитывать у детей умение быстро ориентироваться в условиях игровых действий. Цель: Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания детей. | Воспитатели группы Воспитатели группы |
2 неделя | Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки «Теремок» | Цель: Сформировать у детей представление о правилах безопасности в домашних условиях. Задачи: учить детей ответственно и осознанно относится к сохранению своей жизни и здоровья; закреплять знания о правилах безопасности в домашних условиях при возникновении пожара, об опасных для жизни и здоровья предметах; формировать представление о том, как опасно вступать в контакт с незнакомыми людьми. | Воспитатели группы |
3 неделя | Экспериментирование «Солнечные зайчики» | Цель:Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Воспитатели группы |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
План по самообразованию
Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, через экспериментирование»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
категории Клименко Л.В.
С.Родино 2024-2025г
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
-разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
-развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.
Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Перспективный план работы по теме самообразования
№ | сроки | Мероприятия | Практический выход | Отчет о выполнении |
1 | сентябрь | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Консультация для родителей. «Ребенок - исследователь в детском саду». | |
2 | октябрь | Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. Опыт - Ветер в комнате («Живая змейка») Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?» (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.) Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинский. (Обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественные произведения.) ООД «Царство трёх ветров» (Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения.) Эксперимент – «Подводная лодка» (Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.) Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя». (Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха.) | Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях" | |
3 | ноябрь | Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Почемучка». Чтение рассказа «Умная галка», сказка «Кто разбудил китенка». (Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл.) Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду. (Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.) Сюжетно - ролевая игра «Домашние заботы». (Продолжать знакомить детей со свойствами воды.) Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик). (Познакомить детей с процессом конденсации.) Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки». (Познакомить детей с животворным свойством воды.) Игра - эксперимент «Мыло - фокусник». Рисование мылом. (Учить детей изготавливать мыльный раствор, учить решать познавательные задачи, логически мыслить.) (Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.) | Оснащение центра исследовательской деятельности «Почемучка». Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». | |
4 | декабрь | Занятие – экспериментирование «Секретное письмо». Игра – эксперимент «Фильтрование воды». Опыты с водой. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. | |
5 | Январь | Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает». (Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой.) Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». (Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.) Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». (Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.) Игры - ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед». (Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.) Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед». (Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).) | Фотоотчет. консультация «Опыты или чудеса из простых вещей» | |
6 | Февраль | Опыты с солью Познавательно исследовательская деятельность «Где прячется крахмал». Эксперимент-фокус «Разноцветный иней» Занятие по экспериментальной деятельности «Природные красители». | Фотоотчет, картотека Папка – передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | |
7 | март | Опыты с растениями Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?». (Доказать, что растение дышит всеми частями.) | «Огород на окне», проект | |
8 | апрель | Экспериментирование с магнитом, с разными материалами. Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». (Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность) Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. (Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения.) ООД «Свойства магнита» Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». (Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования.) | Картотека опытов. Фотоотчет Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | |
9 | май | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». Фотовыставка: «Мы экспериментируем» Отчет по теме самообразования | Конспект мероприятия Выставка фотографий. Мастер класс для педагогов . |
литература:
1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. -111с.
4. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
