«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных игр и упражнений, из бросового материала».
материал
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторике-один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работу по мелкой моторике нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
А теперь немного теории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных игр и упражнений, из бросового материала».
Составил воспитатель Ольферова С.С. 1 квалификационной категории
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторике-один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работу по мелкой моторике нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
А теперь немного теории.
Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского «motor»-движение.
Различают крупную и мелкую моторику.
Крупная моторика-это совокупность действий для выполнения какой либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и-всё это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребёнок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика-это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Зачем нужно развивать мелкую моторику? Развитие мелкой моторики рук важно не только для того, чтобы ребёнок мог легко застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, уверенно держать ложку в руках, то есть, облегчить маме жизнь. Внимание, мышление, наблюдательность, воображение, координация движения, речь-всё это напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развивать её нужно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует от ребёнка точных скоординированных движений.
Данный мастер-класс предназначен для родителей, его целью является
Ознакомление родителей с играми, приёмами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики в домашних условиях.
Из данной цели «вытекает» следующие задачи.
Обогащение родительских представлений о развитии мелкой моторики у детей младшего возраста
Помочь родителям овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование
Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй, развивать творческие способности родителей и детей
Предлагаю поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ. Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребёнка, но и образному мышлению, восприятию, координации движений в целом. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены они очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
В группе создала предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики.
Она представлена следующими компонентами:
Игры-шнуровки
Контейнеры с разнообразным материалом: бусины, прищепки, шнурки с узелками, бигуди, пробочки, счётные палочки, карандаши ребристые, резинки, волчки
Мозаика
Конструктор вязанный, поролоновый
Природный материал: камешки, ракушки, каштаны, фасоль, шишки, жёлуди
Пальчиковый театр
Дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями
Пирамидки, вкладыши различного типа
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять своё творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, таки в течении дня.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством нетрадиционных игр по мелкой моторики
2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
Формы работы:
Совместная деятельность с детьми
Индивидуальная работа с детьми
На основе собственного педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию движений пальцев в следующем направлении.
Метод:
1. Пальчиковые игры-развитие речи, творческая деятельность, концентрация внимания.
2. Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с вкладышами, игры с водой, игры с песком, действия с пуговицами, кнопками, застёжками)
3. Художественно-эстетическая деятельность (пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками, показ сказок пальчиками)
4.Развитие мелкой моторики пальцев ног (зарядка для пальчиков ног: массажные мячи, подними игрушку, ребристая доска)
5. Обучение детей приёмам само-массажа (само-масаж тыльной стороны кистей рук, само-массаж ладоней, само-массаж пальцев рук)
Закончить свой мастер-класс хочу словами педагога В.А.Сухомлинского, который сказал, что
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Используемая литература по этой теме:
1. А.Е.Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
2. И.А.Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»
3. Т.А.Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1года до 4 лет»
4. Е.М.Косинова «Гимнастика для пальчиков»
5. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей с использованием нетрадиционного материала в домашних условиях»
В буклете представлены игры, которые помогут развивать у ребёнка мелкую моторику рук, нетребующие дополнительных затрат....

Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Семинар- практикум для педагогов...

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

"Развитие мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных материалов в аппликации"
Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается ...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"
Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"Средства развития мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Консультация для педагогов.
Важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов (презентация) - проведение семинара....

Представление темы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"
В данном материале указаны цель, задачи, актуальность, ожидаемые результаты, план работы с детьми, педагогами, родителями по теме самообразования....
