Педагогическая копилка
план-конспект занятия

Багабиева Алиса Айнуровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Багабиева Алиса Айнуровна Основные стратегии обучения детей с РАС

Слайд 2

По стоянно собираем и анализируем данные Программы помощи должны систематически и объективно проверяться с помощью собранных данных – только тогда они будут эффективными Сбор данных является критическим аспектом любого подхода, основанного на поведенческих методах. Метод сбора данных должен быть связан с целями ребенка, а затем использоваться для адаптации вмешательства к конкретным потребностям ребенка и семьи.

Слайд 3

Дополнительно мотивируем ребенка с РАС Мотивация ребенка с РАС может значительно отличаться от мотивации нейротипичных детей . Нарушение социального взаимодействия и коммуникации приводит к тому, что, например, похвала или одобрение для многих детей с аутизмом могут быть слабо эффективны. Это значит , что многие из них не станут что-то делать или не делать ради одобрения В эффективной программе помощи важную роль играют поощрения, в качестве которых могут выступать любимые « вкусняшки », предпочитаемые игрушки, увлекательные активности , сенсорные ощущения, а на определенной стадии и социальная похвала. Важно помнить , что предпочтения как взрослых, так и детей очень индивидуальны.

Слайд 4

Создаем возможности для разделения внимания и вовлеченности Вовлеченность – базовый навык для развития социального взаимодействия. Когда дети вовлечены в игру, в совместную деятельность, у них больше возможностей для освоения новых навыков

Слайд 5

Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребенка Учитываем, что у ребенка с РАС могут быть трудности с инициацией и поддержанием диалога , а также с пониманием смысла сообщения; в этом случае взрослому важно понимать особенности ребенка и уметь адаптировать свою речь в соответствии с его уровнем развития: упрощая и укорачивая фразы, делая более конкретными и ясными инструкции, если необходимо.

Слайд 6

Создаем новые возможности для коммуникации ребенка Важно учитывать, что в большинстве случаев использования дополнительной коммуникации у детей с РАС речь идет не о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. На сегодняшний момент исследования однозначно свидетельствуют, что использование дополнительной коммуникации не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее

Слайд 7

Увеличиваем количество возможностей для обучения, объясняем последствия Привлечь внимание ребенка Записать данные Обеспечить последствия Дать инструкцию Предоставить подсказку Получить ответ ребенка

Слайд 8

Способствуем генерализации навыков Г енерализация-обозначает способность применять навыки, полученные в одной ситуации/окружении, в других ситуациях с разными людьми, например применение навыков , полученных в классе, в естественных условиях . Мы знаем, что буква «А», написанная любым человеком, любым цветом, в любом месте (в газете, телефонной книге, на упаковке и так далее), любым шрифтом, заглавная или прописная, – это буква «А». И кто бы нас ни спросил, что это за буква, мы ответим соответствующим образом . При этом мы очень давно используем и удерживаем этот навык (кто-то со времен детского сада, кто-то – с первого класса ), это пример

Слайд 9

Следуем за интересом или выбором ребенка Цель учебных эпизодов , инициируемых ребенком, состоит в том, чтобы повысить его мотивацию к участию и использовать достижение им цели в качестве позитивного последствия при использовании ребенком целевого навыка, определяемого взрослым. Степень, в которой ребенок инициирует деятельность и выбирает различные ее элементы, определяется в результате оценки и варьируется в зависимости от уровня развития ребенка и формы вмешательства.

Слайд 10

Обучаем «без ошибок» Подсказки бывают разными. • Вербальные подсказки Вербальная подсказка может быть полной или частичной . • Подсказки жестами Часто мы подсказываем жестами неосознанно: киваем , указываем взглядом или рукой . но с одновременной жестовой подсказкой – указанием на верный ответ. • Моделирование Моделирование будет эффективным, если ребенок обладает хорошими навыками имитации . • Физические подсказки Физические подсказки не требуют наличия в репертуаре ребенка предварительно освоенных навыков • Стимульные подсказки Стимульная подсказка – это подсказка, содержащаяся в способе предоставления материалов или в самих материалах и повышающая тем самым вероятность правильного ответа Какой бы вариант подсказок вы ни выбрали, необходимо помнить, что они будут эффективны только при соблюдении ряда правил: постепенно снижаем уровень подсказки, измеряем прогресс ученика, проверяем навык самостоятельности, больше и сильнее поощряем самостоятельные ответы, чем ответы с подсказкой.

Слайд 11

Обеспечиваем структурирование среды и визуальную поддержку Структурирование среды – адаптация пространства с учетом потребностей детей и функционального использования этого пространства таким образом, что сама организация среды (зонирование помещения, хранение материалов) помогает понять, что будет происходить и ожидаться от ребенка в том или ином месте. Визуальная поддержка – это различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи .

Слайд 12

Структурируем время и события Дети с РАС часто испытывают сложности с планированием, с пониманием времени. Все, что происходит, для них во многом непредсказуемо, неожиданно. Нет понимания, когда закончится та деятельность, которая длится на настоящий момент, что будет после этого и будет ли что-то любимое. Это еще одна возможная причина фрустрации и высокой тревожности у детей с РАС. Существенно снизить данную проблему помогают расписания и таймеры.

Слайд 13

Приучаем к самостоятельности с самого начала • Расписание для самостоятельной работы. Умение самостоятельно играть или заниматься – важный навык как для ребенка с РАС, так и для взрослых, которые его окружают и имеют потребность заняться собой или другими детьми. • Предметное расписание. Данный вид расписания подойдет детям с нарушениями зрения , со слабыми навыками сканирования или детям, которые пока не различают картинки . • Расписание шрифтом Брайля. Если ребенок с нарушениями зрения умеет читать, для него можно сделать расписание с рельефно-точечным тактильным шрифтом

Слайд 14

Извлекаем пользу из стремления к постоянству если мы наблюдаем у ребенка с аутизмом стремление к однообразию и постоянству, лучшее, что мы можем сделать, – это предотвратить формирование нефункциональных рутин и помочь сформировать позитивные. И в том, и в другом случае хорошим подспорьем будут визуальная поддержка, расписания, алгоритмы, а также наши настойчивость и последовательность.

Слайд 15

Предоставляем время на обработку информации Некоторым детям с аутизмом может требоваться больше времени на обработку информации, на то, чтобы услышать нас, понять сказанное, найти и дать подходящий ответ. Предоставлять такому ребенку время на весь этот процесс критически важно для его успешности, самостоятельности и поддержания его социальной активности. Иногда потребуется вводить дополнительное время на ожидание ответа.

Слайд 16

Движемся маленькими шагами к большому Описывая метод «визуального алгоритма», мы говорили о сложных навыках, состоящих из нескольких шагов, выполняемых в определенной последовательности. Когда выполняется один шаг, это служит сигналом к выполнению следующего – и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Такие последовательности называют поведенческими цепочками Прямые цепочки: Данный метод предполагает обучение всем шагам цепочки именно в том порядке, в каком они следуют друг за другом . Обратные цепочки: Этот метод отличается от предыдущего тем, что самостоятельный навык мы начинаем формировать с последнего шага.

Слайд 17

Допускаем частичное участие Частичное участие – подход, позволяющий ребенку с РАС находиться в группе, принимая участие в том, что ему понятно, в чем он может активно участвовать и действительно чему-то учиться . Возможны два варианта частичного участия. Первый – ребенок включается в групповое занятие в самом конце на тот отрезок времени, в течение которого он способен без нежелательного поведения сотрудничать и быть частью группы . Второй вариант частичного участия – когда ребенок находится в группе и параллельно выполняет задание, которое отличается от задания группы, но перекликается с ним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: багабиева Алиса Айнуровна Формирование игровых и социальных навыков у детей с РАС

Слайд 2

Игра и социальное взаимодействие Игры критически важны для развития социальных навыков ребенка. Они учат следить за действиями других людей и подражать им, делиться, просить, ждать своей очереди, учат привлекать внимание, отказываться, настаивать на своем, добиваясь успеха, и многому другому. Социальные навыки – умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми . Они позволяют грамотно общаться, влияют на качество коммуникации и эффективность контакта с окружающими, способствуют контролю эмоций и поведения. Это все способности, которые используются для общения и взаимодействия с другими людьми, как при помощи речи, так и без слов, посредством жестов, языка тела.

Слайд 3

Вовлеченность у детей с РАС Вовлеченность – базовый навык для развития социального взаимодействия. Когда дети вовлечены в игру, в совместную деятельность, у них появляется больше возможностей для освоения новых навыков. Каждый ребенок в своем развитии проходит эти разные стадии вовлеченности Стадии вовлеченности • Отсутствие вовлеченности (ребенок на этой стадии ходит бесцельно, бегает из угла в угол, не обращая ни на кого и ни на что внимания, могут наблюдаться аутостимуляции ; в целом поведение ребенка говорит о том, что он не заинтересован). • Наблюдение со стороны (на этой стадии при попытке взрослого взаимодействовать ребенок убегает или уходит в сторону и смотрит на взаимодействие взрослого с предметом, но сам в нем не участвует). • Увлеченность человеком/предметом (в этот период ребенок допускает взаимодействие с предметом, но только определенным образом, и расстраивается, когда что-то меняется; смотрит только на предмет пристально и сосредоточенно, не замечая взрослого рядом). • Совместная вовлеченность (на этой стадии ребенок замечает взрослого, в то же время уделяет внимание совместной деятельности ).

Слайд 4

Навыки игры и взаимодействия у детей с РАС Все дети учатся, играя, однако некоторым из них может потребоваться помощь, чтобы сначала научиться играть. Навыки имитации, совместного внимания, действий по очереди, умение просить и делиться – все они служат основой для взаимодействия нейротипичных детей , но могут отсутствовать или быть неустойчивыми у их сверстников с аутизмом. Все это связано с дефицитами РАС и может мешать ребенку играть и общаться с другими, тогда многим из этих навыков приходится учиться специальным образом .

Слайд 5

Оценка игровых и социальных навыков Наша задача – помочь ему, проведя оценку, определив цели нашего вмешательства и внедрив адекватную программу . Определить уровень социальных и игровых навыков ребенка можно с помощью структурированной Программы оценки и определения вербальных поведенческих вех (VB - MAPP)44 . Этот инструмент опирается на логику типичного развития ребенка и содержит подробное описание каждого из трех возрастных этапов: от 0 до 18 месяцев, от 18 до 30 и от 30 до 48.

Слайд 6

Стратегии развития игровых и социальных навыков ребенка с РАС Для обучения детей с РАС используются поведенческие структурированные и натуралистические стратегии. Несмотря на то что это довольно разные подходы, они не исключают, а прекрасно дополняют друг друга. Структурированное обучение предполагает в первую очередь специально организованную среду и применение поведенческих стратегий. Натуралистические стратегии – это обучение в естественных условиях, в том числе обучение во время игры и ежедневных активностей дома и в группе со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Багабиева Алиса

Памятка для родителей

О том, как приучение ребенка с аутизмом к туалету

С чего начать приучать ребенка к туалету?

1. Обеспечить базовые условия:

• Исключить наличие физиологических трудностей до начала обучения. В случае необходимости обратиться к профильным специалистам за качественной диагностикой и решением возможных медицинских проблем.

• Сместить приоритеты (возможно, приостановить остальные задачи, включая академические, до момента освоения приоритетной – пользования туалетом).

• Привлечь всех ухаживающих взрослых (родителей, специалистов, бабушек и так далее) к участию в процессе.

• Подготовить окружающую среду и необходимые материалы (визуальную поддержку, таймер, большое количество сменного белья).

• Определить самый сильный мотиватор для ребенка и награждать им только в процессе обучения туалетным навыкам (самое мощное – за самое сложное).

2. Определить проблему (от этого зависит постановка целей):

• Навык пользования туалетом отсутствует либо неустойчив.

• Ребенок отказывается сидеть на горшке / идти в туалет.

• Ребенок обучен, но самостоятельно не инициирует походы в туалет.

• Ребенок обучен контролируемому мочеиспусканию, но не испражнению.

• У ребенка наблюдается ригидность и нежелание отходить от привычки пользоваться подгузниками.

3. Заранее запланировать генерализацию:

• Крайне важно помнить о том, что в связи с особенностями РАС ребенок может испытывать сложности с переносом (генерализацией) навыков. То есть он может научиться пользоваться туалетом в детском саду и дома, но совершенно не демонстрировать этот навык в незнакомом месте или на улице. Важно, используя все те же стратегии поддержки и поощрения, планировать обучение навыку в том числе в торговом центре, в уличном туалете, в гостях и так далее



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя по формирование

трудовых навыков у детей с ЗПР памятка

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материал на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

  1. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  2. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  3. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  4. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  5. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  6. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  7. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  8. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  9. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  10. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  11. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  12. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  13. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  14. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  15. Установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...