Педагогическая копилка
план-конспект занятия
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.02 КБ | |
| 100.7 КБ | |
| 50.89 КБ | |
| 536.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По стоянно собираем и анализируем данные Программы помощи должны систематически и объективно проверяться с помощью собранных данных – только тогда они будут эффективными Сбор данных является критическим аспектом любого подхода, основанного на поведенческих методах. Метод сбора данных должен быть связан с целями ребенка, а затем использоваться для адаптации вмешательства к конкретным потребностям ребенка и семьи.
Дополнительно мотивируем ребенка с РАС Мотивация ребенка с РАС может значительно отличаться от мотивации нейротипичных детей . Нарушение социального взаимодействия и коммуникации приводит к тому, что, например, похвала или одобрение для многих детей с аутизмом могут быть слабо эффективны. Это значит , что многие из них не станут что-то делать или не делать ради одобрения В эффективной программе помощи важную роль играют поощрения, в качестве которых могут выступать любимые « вкусняшки », предпочитаемые игрушки, увлекательные активности , сенсорные ощущения, а на определенной стадии и социальная похвала. Важно помнить , что предпочтения как взрослых, так и детей очень индивидуальны.
Создаем возможности для разделения внимания и вовлеченности Вовлеченность – базовый навык для развития социального взаимодействия. Когда дети вовлечены в игру, в совместную деятельность, у них больше возможностей для освоения новых навыков
Адаптируем собственную коммуникацию под особенности конкретного ребенка Учитываем, что у ребенка с РАС могут быть трудности с инициацией и поддержанием диалога , а также с пониманием смысла сообщения; в этом случае взрослому важно понимать особенности ребенка и уметь адаптировать свою речь в соответствии с его уровнем развития: упрощая и укорачивая фразы, делая более конкретными и ясными инструкции, если необходимо.
Создаем новые возможности для коммуникации ребенка Важно учитывать, что в большинстве случаев использования дополнительной коммуникации у детей с РАС речь идет не о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. На сегодняшний момент исследования однозначно свидетельствуют, что использование дополнительной коммуникации не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее
Увеличиваем количество возможностей для обучения, объясняем последствия Привлечь внимание ребенка Записать данные Обеспечить последствия Дать инструкцию Предоставить подсказку Получить ответ ребенка
Способствуем генерализации навыков Г енерализация-обозначает способность применять навыки, полученные в одной ситуации/окружении, в других ситуациях с разными людьми, например применение навыков , полученных в классе, в естественных условиях . Мы знаем, что буква «А», написанная любым человеком, любым цветом, в любом месте (в газете, телефонной книге, на упаковке и так далее), любым шрифтом, заглавная или прописная, – это буква «А». И кто бы нас ни спросил, что это за буква, мы ответим соответствующим образом . При этом мы очень давно используем и удерживаем этот навык (кто-то со времен детского сада, кто-то – с первого класса ), это пример
Следуем за интересом или выбором ребенка Цель учебных эпизодов , инициируемых ребенком, состоит в том, чтобы повысить его мотивацию к участию и использовать достижение им цели в качестве позитивного последствия при использовании ребенком целевого навыка, определяемого взрослым. Степень, в которой ребенок инициирует деятельность и выбирает различные ее элементы, определяется в результате оценки и варьируется в зависимости от уровня развития ребенка и формы вмешательства.
Обучаем «без ошибок» Подсказки бывают разными. • Вербальные подсказки Вербальная подсказка может быть полной или частичной . • Подсказки жестами Часто мы подсказываем жестами неосознанно: киваем , указываем взглядом или рукой . но с одновременной жестовой подсказкой – указанием на верный ответ. • Моделирование Моделирование будет эффективным, если ребенок обладает хорошими навыками имитации . • Физические подсказки Физические подсказки не требуют наличия в репертуаре ребенка предварительно освоенных навыков • Стимульные подсказки Стимульная подсказка – это подсказка, содержащаяся в способе предоставления материалов или в самих материалах и повышающая тем самым вероятность правильного ответа Какой бы вариант подсказок вы ни выбрали, необходимо помнить, что они будут эффективны только при соблюдении ряда правил: постепенно снижаем уровень подсказки, измеряем прогресс ученика, проверяем навык самостоятельности, больше и сильнее поощряем самостоятельные ответы, чем ответы с подсказкой.
Обеспечиваем структурирование среды и визуальную поддержку Структурирование среды – адаптация пространства с учетом потребностей детей и функционального использования этого пространства таким образом, что сама организация среды (зонирование помещения, хранение материалов) помогает понять, что будет происходить и ожидаться от ребенка в том или ином месте. Визуальная поддержка – это различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи .
Структурируем время и события Дети с РАС часто испытывают сложности с планированием, с пониманием времени. Все, что происходит, для них во многом непредсказуемо, неожиданно. Нет понимания, когда закончится та деятельность, которая длится на настоящий момент, что будет после этого и будет ли что-то любимое. Это еще одна возможная причина фрустрации и высокой тревожности у детей с РАС. Существенно снизить данную проблему помогают расписания и таймеры.
Приучаем к самостоятельности с самого начала • Расписание для самостоятельной работы. Умение самостоятельно играть или заниматься – важный навык как для ребенка с РАС, так и для взрослых, которые его окружают и имеют потребность заняться собой или другими детьми. • Предметное расписание. Данный вид расписания подойдет детям с нарушениями зрения , со слабыми навыками сканирования или детям, которые пока не различают картинки . • Расписание шрифтом Брайля. Если ребенок с нарушениями зрения умеет читать, для него можно сделать расписание с рельефно-точечным тактильным шрифтом
Извлекаем пользу из стремления к постоянству если мы наблюдаем у ребенка с аутизмом стремление к однообразию и постоянству, лучшее, что мы можем сделать, – это предотвратить формирование нефункциональных рутин и помочь сформировать позитивные. И в том, и в другом случае хорошим подспорьем будут визуальная поддержка, расписания, алгоритмы, а также наши настойчивость и последовательность.
Предоставляем время на обработку информации Некоторым детям с аутизмом может требоваться больше времени на обработку информации, на то, чтобы услышать нас, понять сказанное, найти и дать подходящий ответ. Предоставлять такому ребенку время на весь этот процесс критически важно для его успешности, самостоятельности и поддержания его социальной активности. Иногда потребуется вводить дополнительное время на ожидание ответа.
Движемся маленькими шагами к большому Описывая метод «визуального алгоритма», мы говорили о сложных навыках, состоящих из нескольких шагов, выполняемых в определенной последовательности. Когда выполняется один шаг, это служит сигналом к выполнению следующего – и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Такие последовательности называют поведенческими цепочками Прямые цепочки: Данный метод предполагает обучение всем шагам цепочки именно в том порядке, в каком они следуют друг за другом . Обратные цепочки: Этот метод отличается от предыдущего тем, что самостоятельный навык мы начинаем формировать с последнего шага.
Допускаем частичное участие Частичное участие – подход, позволяющий ребенку с РАС находиться в группе, принимая участие в том, что ему понятно, в чем он может активно участвовать и действительно чему-то учиться . Возможны два варианта частичного участия. Первый – ребенок включается в групповое занятие в самом конце на тот отрезок времени, в течение которого он способен без нежелательного поведения сотрудничать и быть частью группы . Второй вариант частичного участия – когда ребенок находится в группе и параллельно выполняет задание, которое отличается от задания группы, но перекликается с ним.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра и социальное взаимодействие Игры критически важны для развития социальных навыков ребенка. Они учат следить за действиями других людей и подражать им, делиться, просить, ждать своей очереди, учат привлекать внимание, отказываться, настаивать на своем, добиваясь успеха, и многому другому. Социальные навыки – умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми . Они позволяют грамотно общаться, влияют на качество коммуникации и эффективность контакта с окружающими, способствуют контролю эмоций и поведения. Это все способности, которые используются для общения и взаимодействия с другими людьми, как при помощи речи, так и без слов, посредством жестов, языка тела.
Вовлеченность у детей с РАС Вовлеченность – базовый навык для развития социального взаимодействия. Когда дети вовлечены в игру, в совместную деятельность, у них появляется больше возможностей для освоения новых навыков. Каждый ребенок в своем развитии проходит эти разные стадии вовлеченности Стадии вовлеченности • Отсутствие вовлеченности (ребенок на этой стадии ходит бесцельно, бегает из угла в угол, не обращая ни на кого и ни на что внимания, могут наблюдаться аутостимуляции ; в целом поведение ребенка говорит о том, что он не заинтересован). • Наблюдение со стороны (на этой стадии при попытке взрослого взаимодействовать ребенок убегает или уходит в сторону и смотрит на взаимодействие взрослого с предметом, но сам в нем не участвует). • Увлеченность человеком/предметом (в этот период ребенок допускает взаимодействие с предметом, но только определенным образом, и расстраивается, когда что-то меняется; смотрит только на предмет пристально и сосредоточенно, не замечая взрослого рядом). • Совместная вовлеченность (на этой стадии ребенок замечает взрослого, в то же время уделяет внимание совместной деятельности ).
Навыки игры и взаимодействия у детей с РАС Все дети учатся, играя, однако некоторым из них может потребоваться помощь, чтобы сначала научиться играть. Навыки имитации, совместного внимания, действий по очереди, умение просить и делиться – все они служат основой для взаимодействия нейротипичных детей , но могут отсутствовать или быть неустойчивыми у их сверстников с аутизмом. Все это связано с дефицитами РАС и может мешать ребенку играть и общаться с другими, тогда многим из этих навыков приходится учиться специальным образом .
Оценка игровых и социальных навыков Наша задача – помочь ему, проведя оценку, определив цели нашего вмешательства и внедрив адекватную программу . Определить уровень социальных и игровых навыков ребенка можно с помощью структурированной Программы оценки и определения вербальных поведенческих вех (VB - MAPP)44 . Этот инструмент опирается на логику типичного развития ребенка и содержит подробное описание каждого из трех возрастных этапов: от 0 до 18 месяцев, от 18 до 30 и от 30 до 48.
Стратегии развития игровых и социальных навыков ребенка с РАС Для обучения детей с РАС используются поведенческие структурированные и натуралистические стратегии. Несмотря на то что это довольно разные подходы, они не исключают, а прекрасно дополняют друг друга. Структурированное обучение предполагает в первую очередь специально организованную среду и применение поведенческих стратегий. Натуралистические стратегии – это обучение в естественных условиях, в том числе обучение во время игры и ежедневных активностей дома и в группе со сверстниками.
Предварительный просмотр:
Багабиева Алиса
Памятка для родителей
О том, как приучение ребенка с аутизмом к туалету
С чего начать приучать ребенка к туалету?
1. Обеспечить базовые условия:
• Исключить наличие физиологических трудностей до начала обучения. В случае необходимости обратиться к профильным специалистам за качественной диагностикой и решением возможных медицинских проблем.
• Сместить приоритеты (возможно, приостановить остальные задачи, включая академические, до момента освоения приоритетной – пользования туалетом).
• Привлечь всех ухаживающих взрослых (родителей, специалистов, бабушек и так далее) к участию в процессе.
• Подготовить окружающую среду и необходимые материалы (визуальную поддержку, таймер, большое количество сменного белья).
• Определить самый сильный мотиватор для ребенка и награждать им только в процессе обучения туалетным навыкам (самое мощное – за самое сложное).
2. Определить проблему (от этого зависит постановка целей):
• Навык пользования туалетом отсутствует либо неустойчив.
• Ребенок отказывается сидеть на горшке / идти в туалет.
• Ребенок обучен, но самостоятельно не инициирует походы в туалет.
• Ребенок обучен контролируемому мочеиспусканию, но не испражнению.
• У ребенка наблюдается ригидность и нежелание отходить от привычки пользоваться подгузниками.
3. Заранее запланировать генерализацию:
• Крайне важно помнить о том, что в связи с особенностями РАС ребенок может испытывать сложности с переносом (генерализацией) навыков. То есть он может научиться пользоваться туалетом в детском саду и дома, но совершенно не демонстрировать этот навык в незнакомом месте или на улице. Важно, используя все те же стратегии поддержки и поощрения, планировать обучение навыку в том числе в торговом центре, в уличном туалете, в гостях и так далее
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателя по формирование
трудовых навыков у детей с ЗПР памятка
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка
Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка
Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.
Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Методические разработки адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....
Педагогическая копилка
Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка
Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...
