Проект по развитию речи "Знайка" (средняя группа)
проект по развитию речи (средняя группа)

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения.   Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_znayka.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Малышок»№11

Утверждено:                          

Заведующим МБДОУ №11

«Малышок»    

Илишкиной О.В.

 «18»   ноября   2020   г.        

Проект по развитию речи

«Знайка»

средняя группа «Пчёлки»

Выполнили:

Вензель Светлана Ивановна

Черняк Любовь Николаевна

 

с. Новоселово, 2020

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются,

это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать,

но и нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать.

/Ян Коменский/ 

Актуальность проекта:

           В среднем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения.   Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами.

Средний дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей, которая далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.

Особое внимание следует уделять правильному произношению гласных и согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Цель:

       Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладения нормами речи.

Задачи:

       

  • расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Учить детей внятно произносить в словах гласные (А У И О Э) и некоторые согласные звуки ( П Б Т Д К Г Ф В Т С З Ц).
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речь слуха и речевого дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук
  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Развивать познавательные процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогащать словарный запас.
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Сроки реализации: ноябрь - май

Целевая группа: дети, воспитатели, родители, логопед

Возраст участников: 4-5 лет (средняя группа)

Место реализации: помещение МБДОУ № 11 «Малышок» (групповая комната, спортивно-музыкальный зал)

Прогнозируемый результат:

  • По своей инициативе и при  поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили и т. д.
  •  Внятно произносить в словах гласные (А У И О Э) и некоторые согласные звуки ( П Б Т Д К Г Ф В Т С З Ц).
  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого
  • Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
  • Читать небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Этапы реализации проекта:

Этап

Содержание

Сроки

Подготовительный

  1. определение цели и задач проекта
  2. Изучение литературы, подбор методического и практического материала
  3. Составление комплексно – тематического планирования.

5 -  18 ноября

Основной

Организованная деятельность детей через проведение познавательно-речевой деятельности

ноябрь - май

Заключительный

Мероприятие совместно с родителями «Волшебная страна»

май

Календарно – тематическое планирование:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

19.11.20

Звук а

Привлечение родителей проведения игр дома

26.11.20

Звук у

3.12.20

Звук о

Привлечение родителей к обогащению уголка по развитию речи

17.12.20

Звук и

24.12.20

Звук э

Привлечение родителей проведения игр дома

21.01.21

Звук ы

Консультация для родителей по закреплению гласных звуков ребенком

28.01.21

Закрепление гласных

Презентация логопеда

4.02.21

Знакомство со звуками П-Б

11.02.21

Звуки в слогах п-б

«Закрепляем дома» игры и упражнения

18.02.21

Знакомство со звуками т-д

25.02.21

Звуки в слогах т-д

4.03.21

Знакомство со звуками к-г

«Закрепляем дома» игры и упражнения

11.03.21

Звуки в слогах к-г

18.03.21

Знакомство со звуками ф-в

25.03.21

Звуки в слогах ф-в

«Закрепляем дома» игры и упражнения

1.04.21

Знакомство со звуками с-з

8.04.21

Звуки в слогах с-з

15.04.21

Знакомство со звуком ц

«Закрепляем дома» игры и упражнения

22.04.21

Звук ц в слогах

29.04.21

Знакомство со звукаи р-л

Рекомендации логопеда

6.05.21

Звонкие и глухие звуки

«Закрепляем дома» игры и упражнения

13.05.21

Мягкие и твердые звуки

«Закрепляем дома» игры и упражнения

20.05.21

Итоговое мероприятие совместно с родителями «Волшебная страна»

  Звук а

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «А».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «А».

4. учить выделять звук «А» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Общая организационная игра «Топ – хлоп!», игровая ситуация «Знайка принес сундучок сказок». Знайка нам принес сундучок сказок. Давайте посмотрим, что в нем...

(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достать букву «А») Это друг Знайки буква «А». И расскажем вам со Знайкой сказку про букву «А».

Сказка первая — о звуке А

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

image006.jpg

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Артикуляционная игра: «Окошко»

Взрослый показывает детям подвижную картинку «Окошко».

Открывая створки окна, взрослый одновременно читает рифмовку

Кто там в домике сидит

И в окошечко глядит?

Это Ванечка сидит

И в окошечко глядит

А теперь, ребята, посмотрите  какое окошечко может открыть каждый из вас.

Показать детям упражнение. Дети повторяют упражнение. Описание артикуляции: Открыть рот, как при пропивании звука «Аааа», Удержать рот открытым как можно дольше

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        Что любил делать звук А? (Петь.)

3.        Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4.        Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5.        Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6.        Спой тихо, спой громко.

7.        Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8.        Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9.        На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10.    Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11.    Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12.    Спой колыбельную звука А.

image010.jpg

13.    За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Физминутка:

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

А еще у Знайки есть , вот такие картинки ( показать картинки с первым звуком в словах «А»)

Достать листочки с буквой «А» предложить детям раскрасить букву «А», и познакомить родителей с новым другом.

Звук у

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «У».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «У».

4. учить выделять звук «У» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Организационная игра «Солнечный зайчик» взять зеркальце и пускать солнечных зайчиков по комнате:

Солнечные зайчики

Скачут по стене.

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне!

По команде: «Лови зайчика!» дети должны попытаться поймать «Зайчика». Знайка нам принес сундучок сказок. Давайте посмотрим, что в нем...

(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достать букву «У») Это друг Знайки буква «У». И расскажем вам со Знайкой сказку про букву «У».

Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

image012.jpg

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

- У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

- УуУууууу У, УуУууууу У .

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

- ___________УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

- _____________У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Артикуляционная игра «Острая иголочка» показать картинку с изображением иголки, обратить внимание детей, что иголка острая:

Вот моя иголка -  длинная и колкая.

Показать детям упражнение: Открыть рот высунуть язык вперед как можно дальше. Удерживать его в таком положении как можно дольше.

Тянуть язык на указательный палец, который надо держать напротив себя. ( Но не дотягиваться!)

Предложить детям повторить упражнение. А самому делать вид, что дотрагивается ладонью до их иголочек:

«Какие у вас острые иголочки. Ой, боюсь – уколюсь!»

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песни звука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

3.        Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

4.        Спой все песни звука У.

5.        На чем любил играть звук У? (На трубе.)

6.        Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

7.        Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

8.        Как звук У трубил отбой?

9.        Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)

Физминутка:

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

А еще у Знайки есть , вот такие картинки ( показать картинки с первым звуком в словах «У»)

Достать листочки с буквой «У» предложить детям раскрасить букву «У», и познакомить родителей с новым другом.

Звук о

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «О».

4. учить выделять звук «О» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Организационная игра «Улавливай шепот». Попросите детей быть внимательными и выполнять ваши команды. Шепотом дайте команду присесть, потом встать, подпрыгнуть, топнуть ногой, хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, развести в стороны, повернуться кругом и т. п. (Игра развивает ребенка физически, а также совершенствует его слуховое внимание и остроту слуха)

(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достать букву «О») Это друг Знайки буква «О». И расскажем вам со Знайкой сказку про букву «О».

Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

image014.jpg

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Артикуляционная игра «Индейцы»

 Воспитатель говорит детям:

Рот пошире открываю –

Клич индейцев повторяю.

Затем воспитатель длительно произносит звук «О» и одновременно похлопывает ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

3.        От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

4.        Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

5.        Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

6.        На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

7.        Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

Физминутка:

 «Зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

А еще у Знайки есть , вот такие картинки ( показать картинки с первым звуком в словах «О»)

Достать листочки с буквой «О» предложить детям раскрасить букву «О», и познакомить родителей с новым другом.

Звук и

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «И».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «И».

4. учить выделять звук «И» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Организационная игра «Машина»

Прочитайте детям стишок:

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит:

«Би-би-би! Би-би-би!»

Сначала читайте в медленном темпе, дети не спеша крутят у себя перед грудью воображаемый руль и идут по команде  - «Едет» машина. Вы замолкаете – дети останавливаются. Затем прочитаете стихотворение в быстром темпе, при этом соответственно и дети должны двигаться быстрее. (Игра учит ребенка ходить и бегать, развивать слуховое внимание, чувство ритма, координацию темпа движения с темпом речи взрослого.)

Повторить с детьми уже знакомые звуки (показав картинки с изображением буквы)

(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достать букву «И») Это друг Знайки буква «И». И расскажем вам со Знайкой сказку про букву «И».

Жил-был звук И. Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».

image016.jpg

Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:

- Й_ И И И__, Й_ И И И__.

И низко:

- ЙИЙИЙИ И_.

И протяжно:

- И_ И_ И__.

И отрывисто:

- ИИ и и й, ИИ иии.

Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:

- ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.

Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Артикуляционная игра «Зайчик»

Цель: Укрепить верхнюю губу и тренировать ее подвижность.

Описание артикуляции:

Поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

Удерживать верхнюю губу в таком положении несколько секунд. Затем опустить губу. Повторить движение несколько раз.

Показал нам зайка зубки –

Он приподнял к верху губку.

Угостим его морковкой –

Он управится с ней ловко.

Воспитатель демонстрирует детям сначала статическое, а затем динамическое упражнение «Зайчик». После этого просит детей повторить движения верхней губой также.

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        Как звучали песни звука И? (Игриво.)

3.        Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)

4.        На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)

5.        Как могут звучать мелодии звука И? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)

6.        Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.)

7.        Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)

8.        Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)

Физминутка «Прыжки»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Поднимайтесь, девочки, Поднимайтесь, мальчики! Прыгайте, как зайчики! Прыгайте, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок, На травку присядем: Тишину послушаем, Морковочку покушаем. Немного отдохнем и Дальше пойдем. Выше-выше, Прыгай высоко! Не ленись, попрыгай На носочках легко! Прыгай высоко!

А еще у Знайки есть , вот такие картинки ( показать картинки с первым звуком в словах «О»)

Достать листочки с буквой «О» предложить детям раскрасить букву «О», и познакомить родителей с новым другом.

 Звук Э

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «Э».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «Э».

4. учить выделять звук «Э» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Организационная игра: «Смешные обезьянки» (Предложите ребенку покорчить друг другу смешные рожицы, как это делают обезьянки.  Игра развивает мимику, зрительное внимание и способность подражать.)

Повторить с детьми пройденные звуки

Сказка:

Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

image018.jpg

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

— э э э , э э э .

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Артикуляционная гимнастика:

Зимняя прогулка

Дед мороз, дед мороз

Щиплет щеки (Большим, укозательным и средним пальцами слегка пощипать себя за щеки)

Щиплет нос

Щиплет ушки

Щиплет губки

Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться –посмотри (потереть одна о другую ладони)

Все как следует потри:

Щеки

Носик

Уши

Губы

Пар пошел даже от шубы (развести руки в стороны)

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

3.        Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

4.        Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

5.        Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

6.        Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)

7.        Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

Физминутка:

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть.

Сесеть за столы раздать детям букву э и картинки для раскрашивания.

 Звук Ы

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «Ы».

2. Развивать фонематический слух.

3. Познакомить с буквой «Ы».

4. учить выделять звук «Ы» в начале слова.

5. Совершенствовать диалогическую речь детей

6. . Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Организационная игра: Звуковая зарядка.

Покажите ребенку, как следует поднять руки вверх, а затем опустить их через стороны вниз, одновременно припевая на одном дыхании цепочку из трех гласных звуков.

Во время движения рук из нижнего положения в положения вперед поется звук а , при движении из положения вперед в положение вверх произносится звук у, а при опускании рук через стороны вниз пропевается звук и.

Предложить спеть еще звуки э о у.

(Игра развивает ребенка физически, воспитывает правильное речевое дыхание, умение произнести на одном выдохе три и более звуков.)

Сказка шестая — о звуке Ы

Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

image020.jpg

Звук Ы умел петь и протяжно:

- Ы_ Ы_ Ы_

И отрывисто:

- Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

- ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда — пел тихие колыбельные песни:

- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Артикуляционная гимнастика:

Самолет

Описание артикуляции: Улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и длительно произносить звук Ы_Ы_Ы- самолет летит высоко в небе.

Самолет летит, гудит –

Смелый летчик в нем сидит.

Затем взрослый демонстрирует детям артикуляционное упражнение самолет и предлагает малышам самим полетать на самолетах.

Вопросы и задания

1.        О каком звуке эта сказка?

2.        Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)

3.        Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)

4.        Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

5.        Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы , Ы Ы ы ы ы.)

6.        На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

7.        Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)

8.        Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

9.        Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)

10.    Как всегда улыбался звук Ы?

Физминутка:

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Дать детям картинку с буквой ы. Объяснить что слов на эту букву нет.

 «Живые звуки»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения гласных звуков.

2. Развивать фонематический слух.

3. Совершенствовать диалогическую речь детей

4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.

image022.jpg

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:

- А, У, О, И, Э, Ы.

И низко:

- А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами:

- АУ, ОИ, ЭЫ.

image024.jpg

По трое:

- АУО, ИЭЫ.

image026.jpg

И хором:

- АУОИЭЫ.

image028.jpg

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.

- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

image030.jpg

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

image032.jpg

О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

image034.jpg

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Физминутка:

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках

А потом на пятках,

Мы идем как все ребята,

и как мишка косолапый.

Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

image036.jpg

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

image038.jpg

Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:

image040.jpg

- Й ..., Й .., Й...

Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

- Й..., Й ..., Й

image042.jpg

Слушал-слушал А, да и говорит:

- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-кратпкий согласился, и они запели:

image044.jpg

- ЙА, ЙА, ЙА.

- У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

- Буду, — ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

- ЙУ, ЙУ, ЙУ.

- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста.

- ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.

- Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

- ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

- Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

image046.jpg

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

image048.jpg

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

image050.jpg

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

image052.jpg

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

image054.jpg

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

image056.jpg

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

image058.jpg

Все остальные звуки — согласные:

o   мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

o   твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Игра:

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

Тема: Знакомство со звуками Б-П “У нас в гостях Булька с Пулькой”

Цель: Дифференциация звуков [Б]-[П]

 Развитие фонематического слуха.

Закрепить произношение звуков [Б]-[П] в словах.

 Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: 2 игрушки собачки черная и белая, предметные картинки со звуками [Б] и [П].

Ход занятия

I. Организационная часть:

Педагог: У нас в гостях 2 собачки Булька и Пулька. Посмотри внимательно на них, погладь, потрогай. Как ты думаешь, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? В кличке Булька какой первый звук [Б]. А в кличке Пулька [П]. Сегодня Булька и Пулька будут нам помогать различать 2 звука [Б] и [П].

П. Основная часть:

1. Произнесение звуков Б, П.

2. Сравнение артикуляции и характеристик этих звуков.

Педагог: Давай произнесем с вами звук Б, а теперь П.  Б звонкий (его слышно). П глухой (произносится шепотом)

3. Преобразование слоговых рядов, слов - Игра “Наоборот”, “Дразнилки”:

Педагог: Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с тобой поиграть в “Дразнилки”. Сначала дразнит Пулька: па-па-па, а ты отвечай наоборот: ба-ба-ба, а теперь - Булька - ба-ба-ба, а ты отвечай наоборот.

бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы

4. Педагог: А теперь я буду тебе называть слова со звуком Б, а ты замени Б на П и назови другое слово: Я говорю БАК, а ты -…. (пак)

бас-пас, бух-пух, быль-пыль, балка-палка, бочка-почка, бабочка- папочка.

Физминутка:

Булька скачет по полям,
Пулька - шустро по лугам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Превратились мы в клубок.
Остановились,
Солнцу поклонились,
Очень дружно порезвились.

(бег по кругу)
(Бег в обратную сторону)
(прыжки на месте)
(Присели на корточки, обняли колени руками)
(Встали на ноги)
(Выполнили поклон)
(Руки на поясе, Наклоны в стороны)

5. Отбор картинок на П-Б.

Педагог: Перед тобой сидят Пулька и Булька. Разложи картинки со звуком Б Бульке, а со звуком П - Пульке (палка, банка, батон, пушка,  бусы, подушка).

III. Итоговая часть:

1. Сегодня мы различали два звука, какие, помнишь? (Б и П).

2. Как зовут собачек, которые были у нас сегодня в гостях? (Булька и Пулька).

3. Какой звук первый в кличке Булька?

4. А в кличке Пулька?

5. Вспомни, какие слова мы называли со звуком П, а какие со звуком Б .

Собачкам очень понравилось с тобой играть, а тебе?

За то, что ты хорошо выполнял задания и играл, они хотят подарить тебе свои портреты (Картинки с изображением двухбукв Б и П). (Прощаются).

Звуки в слогах П-Б « У нас в гостях Булька с Пулькой»

Цель: Дифференциация звуков [Б]-[П]

 Развитие фонематического слуха.

Закрепить произношение звуков [Б]-[П] в словах, в слогах.

 Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: 2 игрушки собачки черная и белая, предметные картинки со звуками [Б] и [П].

Физминутка:

Булька скачет по полям,
Пулька - шустро по лугам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Превратились мы в клубок.
Остановились,
Солнцу поклонились,
Очень дружно порезвились.

(бег по кругу)
(Бег в обратную сторону)
(прыжки на месте)
(Присели на корточки, обняли колени руками)
(Встали на ноги)
(Выполнили поклон)
(Руки на поясе, Наклоны в стороны)

I. Организационная часть:

Педагог: У нас в гостях 2 собачки Булька и Пулька. Посмотри внимательно на них, погладь, потрогай. Как ты думаешь, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? В кличке Булька какой первый звук [Б]. А в кличке Пулька [П]. Сегодня Булька и Пулька будут нам помогать различать 2 звука [Б] и [П].

П. Основная часть:

1. Произнесение звуков Б, П.

2. Сравнение артикуляции и характеристик этих звуков.

Педагог: Давай произнесем с вами звук Б, а теперь П.  Б звонкий (его слышно). П глухой (произносится шепотом)

3. Воспроизведение слоговых рядов:

Педагог: Булька и Пулька умеют играть на барабане. Пулька бьет тихо, а Булька – громко. Они играют в барабан по очереди. Па-па-па – играет Пулька, ба-ба-ба – играет Булька. А теперь они играют вместе. Послушай, как у них получается и повтори.

Па-па-ба

ба-па-ба

ба-па-па

Па-па-ба

ба-ба-па

ба-ба-па

Па-па-ба

ба-па-па

ба-па-ба

По-по-бо

Бо-по-бо

Бо-по-по

И др гласные звуки

4. Отбор картинок на П-Б.

Педагог: Перед тобой сидят Пулька и Булька. Разложи картинки со звуком Б Бульке, а со звуком П - Пульке (палка, банка, батон, пушка,  бусы, подушка).

III. Итоговая часть:

1. Сегодня мы различали два звука, какие, помнишь? (Б и П).

2. Как зовут собачек, которые были у нас сегодня в гостях? (Булька и Пулька).

3. Какой звук первый в кличке Булька?

4. А в кличке Пулька?

5. Вспомни, какие слова мы называли со звуком П, а какие со звуком Б .

Собачкам очень понравилось с тобой играть, а тебе?

За то, что ты хорошо выполнял задания и играл, они хотят подарить тебе свои портреты (Картинки с изображением двухбукв Б и П). (Прощаются).

Знакомство со звуками Звуками [д],[т].

Цель: научить различать звуки [д-т]

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- закрепить акустические и артикуляционные отличия звуков [д-т] в самостоятельной речи;

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки буквы.

Ход занятия

1. Орг.момент. Работа над дыханием.

В. - Здравствуйте ребята! Давайте спокойно подышим. (Логопед регулирует вдох и выдох с помощью жестов и карточек)

В. - Молодцы! Сели ровно настроились на работу.

2. Артикуляционная гимнастика.

В. - Чтобы правильно и четко говорить, подготовим наш артикуляционный аппарат.

Упражнения для губ (трубочка).

Трубочка:

Описание артикуляции: губы вытянуты вперед трубочкой. Язык свернуть в виде трубочки в продольном направлении и высунуть его изо рта. Удерживать язык в таком направлении как можно дольше.

Упражнения для языка ( горка).

Горка: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка упереться в нижние зубы. Среднею часть языка приподнять, придав языку  форму горки. Удерживать язык в таком положении как можно дольше.

(Воспитатель следит за выполнением и индивидуально поправляет правильность выполнения)

В. - Молодцы!

Произношение звуков изолировано.

В. - Ребята, я показываю картинку, вы - произносите выделенный нами звук.

(Воспитатель поочередно показывает на картинки “Дом ”, “Том ”, обучающиеся произносят звуки изолированно)

В. - Молодцы.

 Анализ артикуляции.

В. - Ребята, давайте разберем артикуляцию этих звуков.

- Губы в улыбочке.  

- Зубы разомкнуты, приоткрыты.

- Язык при звуке [д] поднят за верхние зубы и стучит по зубкам. При произнесении звука [д’] кончик языка опущен вниз, за нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по шишечкам (альвеолам).

- Возьмите зеркала, произнесите звуки [т-т’].

- Губы в улыбочке.

- Зубы разомкнуты, приоткрыты.

- Язык при звуке [т] поднят за верхние зубы и стучит по зубкам. При произнесении звука [т’] кончик языка опущен вниз, за нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по шишечкам (альвеолам). Какая воздушная струя?

Развитие фонематического слуха.

Л. - Поиграем в игру “Поймай звук”, приготовили ладошки. Хлопаем, если услышим звуки [т], топаем, если звуки [д].

В звуках: д,т,т,т,д,т,д,д,т,т,т,д.

 Физминутка.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! –

Ножки застучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Детки заиграли.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Хлопают ладошки,

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Звонкие ладошки.

Дифференциация в словах.

В- Ребята, посмотрите на доску и назовите что изображено на картинках.

В – Ставим в первый столбик слова со звуками [д], а во 2 - [т].

Итог.

В. - Ребята, о каких звуках мы говорили?

А сейчас подарок от Знайки буквы Б и П. Сядим за столы и раскрасим их.

Звуки [д],[т] в слогах.

Цель: научить различать звуки [д-т]

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- закрепить акустические и артикуляционные отличия звуков [д-т] в самостоятельной речи;

-закрепить звуки д-т в слогах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки буквы.

Ход занятия

1. Орг.момент. Работа над дыханием.

В. - Здравствуйте ребята! Давайте спокойно подышим. (Логопед регулирует вдох и выдох с помощью жестов и карточек)

В. - Молодцы! Сели ровно настроились на работу.

2. Артикуляционная гимнастика.

Л. - Чтобы правильно и четко говорить, подготовим наш артикуляционный аппарат.

Упражнения для губ (трубочка).

Трубочка:

Описание артикуляции: губы вытянуты вперед трубочкой. Язык свернуть в виде трубочки в продольном направлении и высунуть его изо рта. Удерживать язык в таком направлении как можно дольше.

Упражнения для языка ( горка).

Горка: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка упереться в нижние зубы. Среднею часть языка приподнять, придав языку  форму горки. Удерживать язык в таком положении как можно дольше.

(Воспитатель следит за выполнением и индивидуально поправляет правильность выполнения)

В. - Молодцы!

Произношение звуков изолировано.

В. - Ребята, я показываю картинку, вы - произносите выделенный нами звук.

(Воспитатель поочередно показывает на картинки “Дом ”, “Том ”, обучающиеся произносят звуки изолированно)

В. - Молодцы.

Развитие фонематического слуха.

Л. - Поиграем в игру “Поймай звук”, приготовили ладошки. Хлопаем, если услышим звуки [т], топаем, если звуки [д].

В звуках: д,т,т,т,д,т,д,д,т,т,т,д.

Физминутка.

 Тук-тук-тук, тук-тук-тук! –

Ножки застучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Детки заиграли.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Хлопают ладошки,

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Звонкие ладошки.

Произношение звуков в слогах

Да-да-та

Та-да-да

Дифференциация в словах.

В- Ребята, посмотрите на доску и назовите что изображено на картинках.

В – Ставим в первый столбик слова со звуками [д], а во 2 - [т].

Итог.

В. - Ребята, о каких звуках мы говорили?

Какие слова со звуками [д] запомнили?

Какие слова со звуками [т] запомнили?

А сейчас подарок от Знайки буквы Б и П. Сядим за столы и раскрасим их.

Список литературы:

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.

1. Логопедия [Текст]: учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб. заведений/под ред. Л.С. Волкова. –5-е изд. ; перераб. и доп.- Москва: ВЛАДОС, 2009. – 703с.

2. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии [Текст]: конспекты занятий для логопеда/ Е.В.Мазанова.- Москва: ГНОМиД, 2008. - 184с.

3. Поваляева, М.А. Полный справочник [Текст]: настольная книга логопеда./М.А. Поваляева. – Москва: Астрель; Полиграфиздат, 2010. - 608с.

4. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для логопедов/ Е.А. Пожиленко.- Москва: ВЛАДОС, 1999. - 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

проект по развитию речи старшая группа

Прект по развитию речи для детей 5-7 лет...

Проект по развитию речи (подготовительная группа) "Путешествие в космос"

Паспорт проекта «Путешествие в космос»Вид проекта: краткосрочныйСроки реализации: 10.04-14.04.2023г...

Проект по развитию речи (младшая группа)"Обитатели морей и океанов"

Паспорт проекта «Обитатели морей и океанов»Вид проекта: краткосрочныйСроки реализации: 16.10-20.10.2023г...