Какие они - леворукие дети?
статья

Инна Викторовна Кудрявцева

Акутальность проблемы владения знаниями об особенностях обучения леворуких детей в дошкольных учреждениях и в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukie_deti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какие они - леворукие дети?

Актуальность проблемы леворуких детей заключается в том, что педагоги недостаточно владеют знаниями об особенностях организации обучения леворуких детей.

В настоящее время количество леворуких людей постоянно растёт. Современная педагогическая наука предъявляет ряд требований к воспитательно-образовательному процессу, основывающемуся на принципах личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Определено, что для детей с ведущей левой рукой особенно характерна именно визуальная система восприятия. Отсюда следует, что слуховая информация не оказывает существенного влияния на развитие ребенка в целом и на формирование его познавательных способностей в частности. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит пошаговое, последовательное, требующее повторное преподнесение материала. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы.

Ученые, исследующие леворукость (М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, В. Ю. Вильдавский, Т. П. Доброхотова, А. В. Семенович, В.Г. Степанов и др.), считают, что наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это означает, что функции обоих полушарий не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности между ними разделены. Более того, одно из полушарий является доминантным, а второе субдоминантным. У правшей левое полушарие является основным. Оно играет ведущую роль в выполнении психических функций, связанных с речью ( оперировании словесно-знаковой информацией, осуществлении мыслительных логических операций таких как чтение текстов, построение точных конструкций). Правое полушарие, доминантное для леворуких, отвечает за оперирование образами, различение музыкальных тонов и мелодий, распознавание сходства и различия сложных систем, управляет ориентацией в пространстве. Полушария различаются стратегией переработки информации.

Врожденная леворукость бывает наследственной или наступает вследствие того, что левое полушарие головного мозга, управляющее движениями правой руки, еще во внутриутробном периоде развивалось не вполне нормально. Компенсируя это отклонение, организм перекладывает функции левого полушария на правое.

Приобретенная леворукость развивается вследствие длительной, серьёзной травмы правой руки. Исследования показывают, что человек, получивший травмы правой руки, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт.

Скрытая леворукость характерна тем, что лица, с данной леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой (то есть кушать, писать, работать), но при нетипичной ситуации и действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой.

Выделяются и другие виды леворукости. М. Безруких обращает внимание на существование социальной леворукости. Например, младший ребенок в семье, где практически все леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных. Таким образом, леворукость этого ребенка оказалась навязанной.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что категория леворукости совсем не однородна и причины происхождения леворукости могут быть различными. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и даже не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Стало быть, у леворуких детей наблюдается целый ряд особенностей, который отличает их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности данных детей заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большим размером левой руки, а также в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти. Психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью. Что касается эмоционально-психологических особенностей, то они выражаются повышенной эмоциональной чувствительностью, быстрой утомляемостью и ограниченной работоспособностью, ранимостью, раздражительностью и обидчивостью, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровнем тревожности, боязливостью, склонностью к пассивному восприятию действительности, сонливостью, эстетической впечатлительностью. Выполнение домашнего задания у младших школьников с ведущей левой рукой чаще всего затягивается, сопровождается повторными неудачными действиями, криком, плачем, рассосредоточенностью, истерикой, отказом от работы, которые приводят, в конечном итоге, к неудовлетворительному результату. Вместе с тем, привычные проблемы леворукого ребенка - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", "выше" и "ниже". Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия, такие как читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). Когда необходимо рассмотреть достаточно широкое поле, то леворуким “выхватываются” отдельные элементы целостного изображения.

Таким образом, при работе педагог должен учитывать состояния психической сферы всех воспитанников группы, ориентироваться не только на праворуких, но и на леворуких детей: на особенности их высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционального и личностного статуса. Это необходимо для улучшения образовательно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Айрапепетянц В. А. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- №3.

2. Баркан А. Карандаш в левой руке// Будь здоров.#8470;6

3. Безруких В. А. Проблемные дети.- М., 2000.

4. Безруких М. М. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей// Вестник образования.#8470;11.

5. Ефремова Н. Записки левой рукой//Народное образование.#8470;#1089;. 225-230.

6. Иншакова О. Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.#8470;1.

7. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. - СПб.: Питер, 2006.

8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики.

9. Соболева А. Левши - особенные дети…//Начальная школа.#8470;#1089;. 32-37.

10. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006.

11. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми// Воспитание школьников.#8470;#1089;. 34-36.

12. Шорох-Троцкая М. Н. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь.#8470;#1089;. 65-72.

13. Шумкина М. А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста//Начальная школа. #8470; с.11-15.

14. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Крылова. А.Л. - Ростов-на-Дону: «Альфа», 2002 . - 478 с.

15. Доброхотова, Т.А. Загадка неправорукого меньшинства человечества [Текст] / Н.Н. Брагина. - М.: Знание,1980. - 134 с.

16. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Книга, 1994. - 240 с.

17. Заводная Ж. Н. Педагогическая подготовка студентов к работе с леворукими детьми. - Кубань: Кубанский государственный университет (КубГУ), 1999.

18. Капустин, А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки Русская клиника [Текст] А.А. Капустин. - М.: «Медицина», 1924 - Т. 71 №3 - 349 с.

19. Калягин, В.А. Некоторые особенности становление пространственной ориентации при леворукости // Проблемы медицинской психологии [Текст] / Г.М. Сумченко. - М.: «Медицина», 2002. - 234 с.

20. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников [Текст] / Н.К. Корсакова. - М.: «ИнтелТекх», 1994. - 63 с.

21. Москвин В.А. Проблема леворукости в нейропсихологии и педагогике // Актуальные проблемы гуманизации образования. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996, с. 34-35

22. Нечаев, В.Н. Здоровье [Текст] / В.Н. Микадзе. - М.: «Медицина», 2000. - №1- 36 с.

23. Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.Н. Полонская. - М.: «Академия», 2007. - 192 с.

24. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Текст А.В. Семенович. - М.: «Просвещение», 2001. - 231 с.

25. Сердюковская, А.В. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких // Леворукость у детей и подростков [Текст] / А.В. Сердюковская. М.: Медицина, 78 с.Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В Письмо у переученных левшей.

26. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст Под редакцией С.Ю.Циркина. - СПб.: «Питер», 2000. - 745 с.

27. Федосова, Н.А. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа, [Текст] / Н.А. Федосова. - М.: Знание, 1987. - №12 - 46 с.

28. Членов, Л.Г. Леворукость [Текст] / Л.Г. Членов. М.: Медицина, 1960. - Т.15 - 306 с.

29. Чуприков А.П., Казакова С.Е. Частота и клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков. - М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. - с. 90-100

30. Чуприков, А.С. Клинические особенности неврозов у леворуких детей // Журнал невропатологии и психиатрии [Текст] / С.Е. Казакова. М.: Медицина, 1985. - №10 - 152 с.

31. Шотт Е.К. , Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей. Вестник Московско+го университета сер.14, 2004. - № 2 -319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Леворукие дети: какие они?

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, н...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Сценарий спортивного развлечения с родителями и детьми смешанной группы (дети3– 5 лет), «Мы – юные солдаты!»

Сценарий поможет в проведении праздника. воспитателям смешанных групп, музыкальным руководителям и тренерам физической культуры ДОУ.....

Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)

              Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)...