Проект "Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Стрельцова Елена Фёдоровна

Создание лэпбуков различной тематики с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lepbuk_1.docx818.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Ромашка»

Проект

«Лэпбук как современная

игровая технология

познавательного развития детей

старшего дошкольного возраста»

Выполнила: Стрельцова Е.Ф.

р.п. Шатки

2022 г.

Содержание

Раздел I: Информационная часть

Раздел II: Содержательная часть проекта

  1. Введение
  2. Актуальность
  3. Постановка проблемы
  4. Ожидаемые результаты
  5. Новизна
  6. Цель и задачи
  7. Этапы реализации проекта
  8. Перспективы распространения
  9. Заключение
  10. Список литературы

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня

так, как учили этому вчера…

                                                                                               Д. Дьюи

Раздел I: Информационная часть

Название проекта: «Лэпбук как современная игровая технология

познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель).

Название учреждения: МДОУ д/с «Ромашка».

Руководитель проекта: Стрельцова Елена Фёдоровна.

Объект проекта: современные средства развития детей дошкольного

возраста.

Предмет проекта: использование ЛЭПБУКА в процессе и

воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатель МДОУ д/с «Ромашка», дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ожидаемые результаты: внедрение в образовательный процесс

технологии лэпбук. Создание условий, стимулирующих

детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и

детей на основе технологии лэпбук.

Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение

родительской компетентности.

Повышение у детей познавательной активности, развитие творческого

мышления.

Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы,

партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.

Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности,

поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования

лэпбуков.

Предполагаемый продукт проекта: создание разнообразных лэпбуков по

содержанию, форме и видам, выставка лэпбуков в детском саду "Лэпбук —

это интересно!».

Материальные ресурсы: в работе используется компьютер для

распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное

изготовление лэпбуков из подручного материала.

Основные принципы реализации проекта: комплексно-тематический,

личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание активной

развивающей предметно-пространственной среды.

Раздел II: Содержательная часть проекта.

1. Введение.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда

закладываются основы личностного развития: физического,

интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда

ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится

общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно

новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько

последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное

напряжение.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие

внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения

сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по

определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий

мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим

методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых

нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену

традиционному образованию приходит продуктивное, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к поисковой и созидательной деятельности.

Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали

изучать и применять в своей работе, является новая для нас игровая

технология– «лэпбук».

2.Актуальность.

Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую

сталкиваемся с ситуацией, как говорится в поговорке «Всё новое – это

забытое старое». Введение новых федеральных государственных

образовательных стандартов направляет педагогов на индивидуализацию

образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных,

инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких

интересных форм работы можно считать лэпбук.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной

фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс

познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном

лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды

деятельности.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию разместить информацию по

теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок

просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Гипотеза: можно предположить, что повышение познавательной активности

детей возможно при выполнении следующих условий:

систематического использования лэпбука в образовательной деятельности,

свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса

дошкольников для создания и использования лэпбука.

3.Постановка проблемы.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам

дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,

заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной

компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на

происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде

единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно

–образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать

партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и

адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного

образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где

сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской

деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить,

что развивающая деятельность осуществляется на протяжении всего времени

нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

 Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;

 Образовательная деятельность в режимных моментах;

 Организованная непосредственно- образовательная деятельность;

 Самостоятельная деятельность детей.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от

того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из

каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий

потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка,

формирует его психику, является источником его знаний и социального

опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность

создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей,

их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам,

т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься,

которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной

деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения

эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не

расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических

технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со

взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией

жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной

деятельности ребенка и на развитие личности.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности

находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого

поиска стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный

образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на

развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не

только кругозор, но и формируя навыки и умения.

4. Ожидаемый результат:

1. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для

совместной деятельности взрослых и детей на основе технологии лэпбук.

2. Развитие более доверительных отношений при работе с семьей,

повышение родительской компетентности.

3. Повышение у детей познавательной активности, развитие творческого

мышления.

4. Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы,

партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.

5. Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной

деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного

использования лэпбуков.

5. Новизна предлагаемого пособия заключается в том, что использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

6. Цель:

 изучение возможностей использования лэпбука как игровой

технологии для развития детей дошкольного возраста и

повышение профессиональной компетентности педагогов в области

поддержки детской инициативы и развития познавательных

способностей дошкольников на основе использования лэпбука.

Задачи:

Для педагогов:

 повышение профессионального мастерства педагогов по использованию

лэпбука как эффективного средства образования детей дошкольного

возраста,

 внедрение новых методов в работу с детьми,

 использование лэпбук как содержательный элемент развивающей

предметно-пространственной среды группы,

 организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников,

 распространение педагогического опыта.

Для детей:

 развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной

активности,

 формирование самостоятельности в самообучении.

Для родителей:

 повышение компетентности по данной теме,

 укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и

создания интерактивной папки,

 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребенка.

7. Этапы реализации проекта.

I Подготовительный.

1. Обсуждение темы проекта. Теоретическое обоснование проблемы.

2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы.

3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме

исследования.

4. Составление плана реализации проекта.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной

и самостоятельной деятельности детей, тематической недели,

предусмотренной основной образовательной программой дошкольной

образовательной организации. Может быть использован при реализации

любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя

развитие и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает

возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок

становится активным в выборе содержания своего образования.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное

развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола,

национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с

особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не

выделяют как одно из основных средств развития поэтому есть

необходимость в его разработке.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе

развития общества использование в образовательной деятельности

дошкольной организации и методику создания лэпбука, которая активно

используется американскими педагогами и родителями, обучающими своих

детей на дому.

Так что же стоит за модным словом лэпбук. Термин Lap- книга впервые был

придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название

дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая

помещается на коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap –

колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и

другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов

А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор

познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это

интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим

ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с

детьми.

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками,

вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на

одну тему, которые дают возможность размещать информацию в виде

рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на

любую тему.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ

плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие

творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только

кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми,

осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в

процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке

информации.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все

этапы проекта:

 целеполагание (выбор темы)

 разработка лэпбука (составление плана)

 выполнение (практическая часть)

 подведение итогов

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При

создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их

сами в процессе собственной исследовательской – познавательной

деятельности.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к

сотрудничеству.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской

деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

 включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

 добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без

психического и дисциплинарного принуждения);

 свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства);

 открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем

темпе).

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного

или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как

дошкольник воспринимает заданную тему, какими средствами он

пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит

все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно

картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это

удивительный инструмент образования, сделанный вручную.

Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает

педагог или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность

сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому

интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию,

вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят

решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно

в такие моменты, педагог дошкольник понимает, что стоит на одной из

ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а

именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище»

демонстрируется в группе дошкольной организации, происходят спонтанные

обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения

информации. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком,

педагог вместе с воспитанниками часто открывают для себя темы следующих

своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью

узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их

внимание.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать

полученные знания, это полет фантазии, который может дать

непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды

начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке

«зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача

педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и

правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это дидактическое

пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с

детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке

информации. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать

информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или

неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок

воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для

достижения своих целей.

Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

Но необходимо отметить, что применение лэпбуков вовремя НОД и в

совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная

методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и

повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют

информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится

детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно

подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового

материала.

Плюсы и минусы технологии.

Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет

свои положительные и отрицательные стороны:

 ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением

своей работы совместно с педагогом и родителями;

 данный вид работы подходит для стеснительных и необщительных

воспитанников, которым тяжело находить контакт с другими детьми;

 помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом

и сверстниками повышает коммуникативные навыки:

 дети учатся делить задание на микро-темы, заниматься проработкой

своей темы индивидуально или делать всю работу сообща;

 дошкольники учатся выстраивать взаимоотношения на стремлении

выполнить работу максимально хорошо;

 понимают свою значимость;

 помогает детям социализироваться в области интерактивной

технологии;

 максимально концентрирует детское внимание;

 улучшает усвоение информации;

 дети учатся отстаивать свою точку зрения;

 находят креативные решения, поставленных перед ними проблем;

 открывают для себя темы следующих своих исследований;

 развивает детскую любознательность, самостоятельность,

инициативность.

 изготавливается вручную, что способствует развитию мелкой

моторики;

 создание целой серии лэпбуков на одну тему, более полно

отображающей проблемы, разных по содержанию и оформлению;

 совместная деятельность с педагогом или родителями при

изготовлении лэпбука;

 учит взаимодействовать с педагогами, сверстниками

 развивает чувство взаимовыручки.

 большая затрата времени на планирование и поиск информации;

 время на изготовление лэпбука;

 дополнительное время для подготовки воспитателя (поиск

дополнительной информации, интересующей дошкольников)

Вывод: технология имеет больше положительных моментов, чем

отрицательных, что говорит об ее эффективности.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

 учебные;

 игровые;

 поздравительные,

 праздничные;

 автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни

ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

 стандартная книжка с двумя разворотами;

 папка с 3-5 разворотами;

 книжка-гармошка;

 фигурная папка.

Организация материала:

 стандартные кармашки;

 обычные и фигурные конверты;

 кармашки-гармошки;

 кармашки-книжки;

 окошки и дверцы;

 вращающиеся детали;

 высовывающиеся детали;

 карточки;

 теги;

 стрелки;

 пазлы;

 чистые листы для заметок и т.д.

Рассмотрим этапы создания лэпбука.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые

тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать

бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный

вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он

запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и

сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Тема для лэпбука

Преимущество данного вида пособий заключается в том,

что его можно посвятить совершенно любой тематике. Если вы

изготавливаете лэпбук для младших дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. Для старших дошкольников можно

подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для

коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него:

какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок

продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он

хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

Лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он

получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту

многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка

с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем

маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми, но для детей

постарше такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какоенибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

План. После того, как вы избрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук -

это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо

продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Макет. Следующий этап самый интересный создание макета – как в лэпбуке

будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии:

формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового,

до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в

кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся

кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся

страничках и т.д.

Сбор информации. Обсудите, где можно найти материал по данной теме. Ищите материал в журналах и книгах. Организуйте поход в библиотеку или на экскурсию в музей, парк, по городу. Возьмите с собой фотокамеру и используйте сделанные фотографии в оформлении папки. Не используйте только интернет – ресурсы, покажите все возможные способы поиска информации.

Создание шаблона. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в

натуральную величину.

Вывод:

1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного

изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.

2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – безопасный, из плотных

материалов для многоразового использования.

3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные

особенности детей.

4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают

минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.

5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная

деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность

детей и взрослых.

6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная,

подгрупповая, групповая.

II Основной этап.

Мероприятия по проекту

1.Консультации по изготовлению лэпбуков.

2.Выбор оформления, дизайна лэпбуков.

3.Сбор материалов по выбранным темам.

4.Подготовка иллюстраций, игр.

5.Изготовление лэпбука.

6.Беседы с родителями «Что такое лэпбук», «Как выбрать тему», «Как сделать чудо папку .

своими руками», «Чем полезен лэпбук».

7.Просмотр презентации «Лэпбук» и какие, они бывают, «Минутка

творчества».

Аннотация.

Лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой

картонную папку формата А4. На страницах папки имеются различные

кармашки, карточки, контейнеры, в которых собрана информация по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения»

предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если

содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном

возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала:

анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает

использование современных технологий: технологии организации

коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий,

технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам

дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей

важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и

нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие,

запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления,

внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы

и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его

избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,

ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

Речевые:

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и

пассивного словаря детей.

- Развивать связную речь;

Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- Воспитывать чувство ответственности.

В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми

дошкольного возраста. В него входит 14 развивающих заданий:

1. «Островок безопасности» (советы, как перейти дорогу).

2. Д/и «Составь рассказ по картинке».

3. «Правила сигналов светофора».

4. «Стихи о ПДД».

5. «Загадки о транспорте и ПДД».

6. Д/и «Дорожные знаки».

7. Д/и «Сложи картинку».

8. Д/и «Летит, плывёт, едет».

9. Д/и «Отремонтируй светофор».

10. Д/и «Расставь знаки на дороге».

11. «Советы светофора».

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\Ue2ZWvoHABI.jpg E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\rwaX6NE35yE.jpg

Семья Шпедт Глеба

Лэпбук «Осень в гости к нам пришла»

Цель лэпбука :

 Закрепление и обогащение представлений дошкольников об осени как времени года.

Задачи:

- закрепить и систематизировать изученный материал;

- сформировать умение составлять рассказ об осени по картинкам;

- повторить стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени;

- закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.

Лэпбук включает в себя следующую информацию:

1 страница лэпбука - осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь, их описание. Дидактические карточки «Что бывает осенью» предназначены для знакомства ребёнка со временем года – осенью. Каждое время года имеет свою неповторимую красоту и явления природы. С помощью дидактических карточек вы можете познакомить ребёнка через игру, беседу, описание, рассказ с ярким разнообразием осенних явлений в природе. Карточки разовьют не только познавательный и исследовательский интерес в ребёнке, но прежде всего эстетический вкус. Это позволит ребёнку чувствовать себя увереннее в природной среде, разовьёт в нём бережное отношение к миру природы. На лицевой стороне карточек вы можете видеть фотографию того или иного осеннего явления, а на оборотной стороне каждой карточки вы найдёте факты, описывающие эти явления.

А так же дидактическая игра "Осенняя прогулка". Цель: расширить знания детей об одежде; обогатить словарь детей по теме; учить детей классифицировать одежду по заданному признаку. Дидактическая игра «Осенняя прогулка». (Девочка Наташа собралась на осеннюю прогулку, давай поможем ей одеться и взять с собою необходимые вещи. Предложите ребёнку рассмотреть картинки с одеждой и другими предметами, разложить только те, которые необходимы для осенней прогулки.)

2 страница лэпбука - лукошки с овощами и фруктами (распределить по корзинкам по форме: круглые, овальные; посчитать, сортировать, что для супа, что для компота.)

В нижнем кармашке стихи и загадки про осень.

3 страница лэпбука - лукошко с дарами леса (распределить съедобные и несъедобные грибы, вспомнить с детьми названия грибов и ягод).

В нижнем кармашке "Признаки осени", " Как звери готовятся к зиме".

4 страница- осенние раскраски

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-87552-1572203966.jpg

     E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\ix2x-KPFGWQ.jpg   E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\XEnFR4ZPnCA.jpg

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\aHb2cjQBn5c.jpg

Семья Буревской Софьи

Лэпбук «Занимательная математика»

Цель: систематизация и закрепление детьми полученных знаний по ФЭМП.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы детей
  • Расширять опыт ориентировки в окружающем
  • Развивать сенсорные познания, математические свойства
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность

Внутренний разворот лэпбука представлен яркими пластиковыми папками с дидактическими пособиями и играми. На центральной части пособия , вверху, папка с дидактической игрой «Живые числа». Материал папки (цифры, карточки с разным количеством предметов) позволяет проводить с детьми дидактические игры: «Живые числа», «Учим цифры», «Покажи столько же», «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь», «Путаница». Дети в игровой форме учатся считать до десяти, знакомятся с цифрами. Внизу центральной  части расположена игра «Математические пазлы. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку. 

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» представляет собой книжку с четырьмя картинками. В игре дети учатся на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом). 

Дидактическая игра «Части суток» представляет круг из плотной бумаги с изображением четырех частей суток и карточки с изображением действий детей в разное время суток.

Ниже карман с дидактической игрой «Поезд Неделька». Игра представляет собой книжку-гармошку поезд с прорезными кармашками-вагонами. На левостороннем развороте вверху расположена дидактическая игра «Домики». Игра позволяет учить устанавливать размерные отношения между несколькими предметами разной высоты, ширины, систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру. Ниже расположена папка с дидактической игрой «Подбери по форме». Материал: карточки с геометрической фигурой в центре, картинки предметов окружающего мира. 

На этой же стороне лэпбука папка с игрой «Танграм» - головоломкой, состоящей из семи плоских фигур и схемы к ней. Фигуры складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Правосторонний разворот представлен несколькими тематическими папками. Сверху папка с дидактической игрой «Фигуры по местам. Игра развивает умение ориентироваться на плоскости; закрепляет понятия: «вверху, «внизу», «слева», «справа», «в центре», «под», «над»; совершенствует знание геометрических фигур, быстроту реакции, умение логически мыслить.  Внизу папка «Рисуем палочками». В игре дети учатся выкладывать на плоскости предложенные на карточках рисунки из счетных палочек.  Ниже расположена папка «Лабиринты». На обратной стороне лэпбука расположена папка 5для воспитателя с различными материалами для работы с детьми: загадки, стихи о цифрах, цифры в сказках и т. д. 

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\2SUWE-S17Y0.jpg

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\3kzwsWj5BG4.jpg

Семья Китаевой Маши

Лэпбук «Великая война великого народа»

Цель: формирование у детей нравственно – патриотических качеств; гражданственности, любви к Родине на основе изучения военной истории нашего Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны

Наполнение лэпбука: карточки "Военная техника»,  "Личные вещи солдата", "Плакаты Великой Отечественной Войны", "Фотографии войны", "Боевые ордена Великой Отечественной Войны"; георгиевская лента.

Задняя часть лэпбука выполнена в виде панорамы военных действий. Может использоваться в играх с солдатиками и военной техникой.

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\wvhGwgn02zk.jpg

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\sxqiF52wGOk.jpg

Семья Земсковой Вики

Лэпбук «Великая Отечественная Война»

Я постаралась включить в него то, что просто необходимо знать детям из истории Великой Отечественной войны.

Цель: формирование у детей нравственно – патриотических качеств; гражданственности, любви к Родине на основе изучения военной истории нашего Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

 Мой лэпбук содержит 4 разворота на которых размещены познавательные элементы:

1. Хронологическая линейка. Предназначена для ознакомления детей с основными событиями Великой Отечественной войны.

2. Ордена и медали. В кармашке представлена информация о самых известных наградах, присуждаемых во время Отечественной войны.

3. Кармашек «Л». Содержит карточки с краткими характеристиками военной символики СССР и фашистской Германии.

4. Кармашек «Военная техника»

5. Панорама «Знамя Победы». Содержит информацию о истории водружения Знамени Победы над Рейхстагом.

6. Кармашек «Полководцы». В нем представлены фотографии Г. К. Жукова, К. К. Рокосовского, Л. А. Говорова, Х. И. Баграмяна и др.

7. Есть кармашек «Дети - герои» с фото.

8. Список «Города-герои». Перечень названий городов-героев.

9. Книжка-панорама «Военные памятники».

Представлены самые знаменитые памятники и краткая информация о них.

10. Мини-книжка «День Победы»

В книжке дана информация по таким разделам как «Праздник Победы», «Стихи к Дню Побелы»,«Парад Победы», «Знамя Победы», «Салют Победы», акциях «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».

  11. Кармашек «Военная форма времен ВОВ». Здесь собраны фотографии военных в форме.

12. Кармашки «Стихи о Победе», «Художественная литература о войне».

13. Кармашек «Художники о войне». В нем подборка репродукций картин о войне советских художников.

14. Кармашек «Фото с фронта».

15. Книжки – раскладушки «Военная техника времен ВОВ», «Оружие времен ВОВ». Содержит подборку фотографий техники и оружия времен ВОВ.

 16. Дидактические игры: «Собери картинку», «Военная техника», «Военная математика»

Вот такой лэпбук о войне и Победе у меня получился.

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\IMG_20220406_120652.jpg  E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\IMG_20220406_120215.jpg

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\IMG_20220406_120340.jpg

Воспитатель :Стрельцова Е.Ф.

Лэпбук «Зима»

Цель: познакомить с методическим пособием, как способом систематизации, обобщения и закрепления материала на тему "Зима" в игровой, интерактивной форме.

Задачи:

Образовательные:

-уточнять и закреплять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе, правилах безопасного поведения на улице зимой;

- способствовать умению воспитанников высказывать предположения и делать выводы; совершенствовать их двигательные умения и навыки.

Развивающие:

-развивать мышление, связную речь, внимание, память, восприятие, творческое воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

-воспитывать у детей безопасное поведение, уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, отзывчивости;

-привлечь родителей к проблеме формирования у детей представлений о безопасности в зимнее время года.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание лэпбука «Зима»:

1 Кармашек: «Зимующие птицы»

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами; расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

Развивать мышление, наблюдательность; способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.

2 Кармашек: «Зимние загадки»

Цель: Развивать сообразительность, мышление, познавательный интерес.

3 Кармашек: «Зимние месяцы»

Цель: Закреплять и развивать знания об особенностях сезонных явлений, названий зимних месяцев, пословиц и поговорок о зиме.

4 Кармашек: «Зимние забавы»

Цель : расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних забавах;

Развивать способность внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы, делать выводы и заключения;

Воспитывать чувства культурного поведения на занятиях; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

5 Кармашек: «Признаки зимы»

Цель: Закреплять представление о характерных признаках зимы, состоянии живой и неживой природы, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Развивать навыки общения, диалогическую речь.

6 Кармашек: «Зимние явления природы»

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.

Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки художественного творчества, и воображение детей.

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

7 Кармашек: «Зимние праздники"

Цель: Дать представление о праздниках, которые отмечают в зимние месяцы.

познакомить с историей праздников, их особенностями, обычаями и обрядами, связанными с зимними праздниками;

расширить представление учащихся о культурном наследии;

работать над развитием речи; продолжить воспитание чувства любви к родному краю.

8 Кармашек: «Собираемся на прогулку»

Цель: Алгоритм одевания. Расширить знания детей об одежде. Обогатить словарь. Воспитывать навыки личной безопасности.

Кармашки «Собери картинку», «Разрезные картинки».

Цель: учить детей правильно собирать изображение из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания; развивать мышление, память.

E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\IMG_20220406_120122.jpg  E:\Users\User\Рабочий стол\Семья\IMG_20220406_120023.jpg

Воспитатель :Стрельцова Е.Ф.

III Итоговый.

Диагностика детей в детском саду — система педагогической деятельности,

которая характеризуется изучением состояния воспитательно-

образовательного процесса и результатов работы с детьми.

Правильно выбрать метод исследования – один из наиболее сложных этапов.

Метод наблюдения - основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить другими способами

Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны

испытуемого и установление с ним контакта.

Анализ результатов метода наблюдения по внедрению технологии лэпбук в

организацию образовательной деятельности.

Контрольно-оценочный этап.

На основании наблюдения определено три уровня познавательной

активности у дошкольников при работе с лэпбуком:

Первый уровень (не сформирован).

Детей привлекает интерактивная папка, отличающаяся яркостью,

красочностью. Но интерес к ее содержанию не проявляется.

Второй уровень (частично сформирован).

Дети стремятся ознакомиться с интерактивной папкой: их привлекает

разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий.

Однако интерес к лэпбуку невысок и определяется с помощью взрослого.

Третий уровень (сформирован).

Ребенок самостоятельно проявляет интерес к интерактивной папке. Без

помощи взрослого рассматривает и изучает содержимое лэпбука.

Стремится получить новые знания, задавая вопросы педагогу как по

содержанию лэпбука, так и по возможности расширения имеющейся

информации.

В результате наблюдений получены данные, сделаны выводы, на основании

которых можно  прогнозировать действия ребенка в работе с лэпбуком,

стимулировать развитие их способностей и инициативность.

Результаты диагностики показали, что дети стали активнее

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к

участию в совместной деятельности. Повысилась познавательная активность,

любознательность, самостоятельность и инициативность в решении

поставленных задач, а также уровень развития высших психических функций

и эмоционально-волевой сферы. Изучаемый материал успешно используется

детьми в повседневной жизни.

Вывод:

Считаю, что лэпбук – для детей - это некоторая особая форма

организации познавательного и наглядного материала. Помогает ребенку по

своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать

полученную ранее информацию. К тому же Лэпбук направлен на

самостоятельную работу детей. Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала и возможностью работать самостоятельно.

Позитивный опыт старшей группы подтверждает эффективность использования лэпбука. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Отмечено эффективное усвоение и закрепление информации. Дети проявляют коммуникативные навыки. Дети стали активно проявлять интерес к участию в совместной деятельности.

8. Перспектива распространения.

Создание банка макетов лэпбуков, распространение информации в сетевых сообществах.

9. Заключение.

В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук — это не просто

технология, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это

полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это

исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и

правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает

определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством

чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит,

выполняются требования ФГОС ДО. Таким образом, мы видим, что

«Лэпбук» актуален и очень эффективен. Эти удивительные папки для

воспитателей являются помощником в работе с детьми, помогающим

организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную

деятельность воспитанников.

     

         

           

          Список литературы.

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf
  2. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. Донецк: Истоки, 2015
  3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5–6 лет. Задания для индивидуальной работы с детьми
  4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
  5. Короткова Н.А., Предметно-пространственная среда детского сада. Старший дошкольный возраст. – М.: Линка-Пресс, 2010 .
  6. Лэпбуки. Это интересно. Блог Татьяны Пироженко. URL: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

    С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель простые, но яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушк...

«Современные подходы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных дидактических авторских игр»

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных , поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и пот...

Статья "Современные технологии экологического развития детей старшего дошкольного возраста"

Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новы...

«Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)

laquo;Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)...

«Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)

laquo;Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»(самообразование)...

Современные технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать зн...