консультация для педагогов
консультация

Писарчук Анна Викторовна

Консультация для педагогов Технология "Ситуация" (по Л. Г. Петерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_dlya_pedagogov.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шубинская начальное общеобразовательная школа»

Консультация для педагогов

Технология «Ситуация» (по Л.Г.Петерсон)

                                                                                        Разработала:

                                                                          Писарчук Анна Викторовна

ст. Шуба. 2024 г.

Консультация для педагогов

Технология «Ситуация» (по Л.Г.Петерсон)

Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе

образовательной деятельности, - поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей поможет технология «Ситуация».

Образовательная технология «Ситуация» - новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов

саморазвития личности.

Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно

открыли его для себя.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть  

последовательных этапов.

1 этап «Введение в ситуацию».

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней

потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (детская цель). Воспитатель включает детей в беседу,

личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?

Сможете?»

2 этап «Актуализация».

Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать «открытие» для себя нового знания. Педагог организует совместную

деятельность с детьми, в которой целенаправленно актуализируются

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,

классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей

«детской» цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым

открытиям.

3 этап «Затруднение в ситуации».

Данный этап ключевой. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли» воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и

выявить его причины. Данный этап заключается словами воспитателя «Значит, что нам надо узнать?». В этой ситуации детям потребуется выполнить новое незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели.

4 этап «Открытие детьми нового знания»

Педагог вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов

проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Педагог организует

познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельно искали и открывали новые знания или способы действия.

5 этап «Включение нового знания» (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог

обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять

инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

Используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?» Педагог организует различные виды детской деятельности.

6 этап «Осмысление» (итог).

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной

самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких

важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и

определение условий, которых, которые позволили добиться этой цели.

С помощью вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?», воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать

достижения детской цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это

удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось. Потому что вы узнали (научились)».

Этап осмысления важен, так как помогает детям не только открывать новые знания, но и освоить путь к ним.

Педагогическую технологию «Ситуация» можно применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному,

познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса.

 

Таким образом, с ее помощью можно сформировать у детей механизмы 

саморазвития, личностного развития, развивать детскую самостоятельность,

инициативность. Дети научатся находить и обосновывать выход из

затруднений и достигать собственного позитивного результата.

Пример конспекта занятия с применением технологии «Ситуация»

Тема: «Есть такая профессия – людей спасать»

Задачи:

1) сформировать представление детей о профессии «Спасатель»;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под

руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт

самоконтроля;

3) тренировать умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, закрепить умение обращаться за помощью ко взрослым;

4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение,

развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности,

инициативность.

Дидактические материалы: презентация «Спасатели», иллюстрации

«Инструменты», игра «Профессии»

Оборудование: ноутбук

Краткая аннотация к работе: профессия - это труд, которому человек

посвящает свою жизнь. Профессия должна приносить радость и самому

человеку, и окружающим его людям. На свете существует много профессий, о которых необходимо знать детям, для дальнейшей ориентации в жизни. В

рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о

работе спасателей; закрепляют умение набирать номер 112; формируют

умение обращаться за помощью в службу спасения.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, где мы с вами сейчас находимся? (в детском саду)

- Расскажите, люди каких профессий тут работают? (ответы детей)

- Хотели бы вы иметь такие же профессии, когда станете взрослыми?

В группу вбегает растерянный Незнайка…

Незнайка: ребята, пожалуйста, срочно! В Цветочном городе беда! Нам нужна ваша помощь!

Воспитатель: Что случилось, Незнайка?

Незнайка: Ну! Нууу! Ой, я, кажется, забыл…

Воспитатель: Ребята, хотите помочь жителям Цветочного города?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Опасные ситуации».

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей об опасных ситуациях.

2) закрепить умение обращаться за помощью.

Воспитатель говорит, для того, чтобы помочь жителям Цветочного города, надо понять, что произошло в городе, в этом нам поможет игра «Опасные

ситуации».

- Может быть, Незнайка вспомнит, что у них приключилось?

Дети подходят к столам и выбирают карточки, на которых изображены

опасные ситуации. Рассказывают, в чём состоит опасность. Какие службы необходимо вызвать. Выбирают цифры и составляют номера телефонов: 101- пожарная служба, 02-полилиция, 103-скорая помощь, 04-служба газа.

Воспитатель: Незнайка, ты вспомнил, что произошло в Цветочном городе?

Незнайка: Нет! Ой – ой - ой! Что же делать?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для формирования представления о

профессии «Спасатель»;

2) сформировать под руководством воспитателя фиксацию затруднения,

понимания его причины и опыт целеполагания.

- В Цветочном городе произошла Чрезвычайная ситуация!!!

- В ней помогут разобраться люди этой профессии. Воспитатель показывает еще одну картинку (Спасатели).

- Люди какой профессии изображены на этой картинке?

Дети в затруднении. Они говорят, что не знают, что это за профессия.

- Смогли ли вы помочь жителям Цветочного города? (Не смогли)

- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, что случилось в Цветочном городе и что это за профессия изображена на картинке)

- Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать, что случилось у Незнайки, и кто может прийти на помощь.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представления о профессии «Спасатель».

2) познакомить с работой службы спасения - МЧС.

- Как это можно сделать? (Можно спросить у того, кто знает, посмотреть в книге или найти в средствах массовой информации).

Воспитатель: Ребята, в Цветочном городе случилась «чрезвычайная»

ситуация. Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайная»? (необычная, опасная, страшная. Та, которая случилась внезапно, неожиданно, быстро).

- Когда случаются подобные ситуации, то людям помогут спасатели МЧС.

- Спасатели МЧС - это сотрудники Министерства Чрезвычайных ситуаций,

которые первыми приходят людям на помощь при наводнениях, пожарах,

авариях, стихийных бедствиях, при необходимости оказывают медицинскую помощь пострадавшим. Телефон службы спасения с любого сотового

телефона в любом месте нашей Родины 112.

- Какой номер надо набрать на телефоне, чтобы вызвать службу спасения? (112)

- Сейчас мы посмотрим презентацию о службе МЧС и о профессии спасатель.

Просмотр презентации «Визитная карточка службы МЧС России»

За помощью к спасателям мы обращаемся и в ситуациях, когда нет никаких бедствий. Сотрудников МЧС вызывают, чтобы взломать входную дверь,

открыть квартиру, пробравшись через балкон соседей, кого-то достать из реки, снять с крыши, достать ребенка, застрявшего в лестничных перилах. Эти

специалисты могут работать не только в городе. Они спасают заблудившихся в лесу людей, помогают рыбакам, которые оказались на отколовшихся

льдинах. Отважные спасатели придут на помощь не только людям, но и

животным (достанут щенка из трубы или кошку снимут с дерева).

Профессия спасатель — это молодая профессия, героическая, о которой

мечтают многие ребята. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К

сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами,

авариями, в которых они страдают. И спасатели — это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды,

опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди,

которые умеют работать в команде, а также смогут поддержать человека в беде и найти нужные слова.

Незнайка: Ой, ребята, я вспомнил!!! В Цветочном городе любимая кошка

Пончика залезла высоко на дерево и не может никак спуститься.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Позвони в службу спасения»

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт применения новых знаний в изменённых ситуациях;

2) закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, причину звонка, набирать номер телефона 112;

3) развивать мышление, память, речь, внимание.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что с кошкой случилась

чрезвычайная ситуация, а для этого нужно вызвать службу спасения.

- Кто из вас запомнил, как вызвать службу спасения? Какой номер нужно набрать? Что сказать?

Дети по очереди берут телефон, набирают номер: 112 и разговаривают,

сообщая нужную информацию (свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес и что случилось).

- Ребята, хочу вам напомнить, что играть с этим номером телефона ни в коем случае нельзя! Пока вы отнимаете время у оператора, в другом месте может случиться беда, и людям нужна будет срочная помощь.

5.2 Игра «Кому что нужно для работы»

Дидактические задачи:

1)тренировать умение детей использовать полученные знания о

разнообразных профессиях и инструментах, необходимых им для работы;

2) закрепить представления о профессии «Спасатель» и о том, какие

инструменты ему нужны в работе.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки (лицевой стороной вниз) с изображенными на них людьми разных профессий. Дети выбирают картинку, переворачивают, подходят к другому столу и выбирают карточки с

предметами, необходимыми людям этой профессии.

После того, как все справятся с заданием, дети рассказывают о профессии и

необходимых инструментах.

5.3 Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом)

Дидактическая задача: учить детей ориентироваться в качествах

необходимых спасателю.

Ход игры: дети называют качества, какими должен обладать спасатель и

называют противоположные значения (какими качествами обладать не

должен):

Сильный (выносливый) - слабый;

смелый (мужественный, бесстрашный, отважный) - трусливый;

быстрый - медленный;

умный (знающий) — глупый;

ответственный - безответственный;

уверенный - сомневающийся.

6. Осмысление (итог) занятия

Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения результата и условий, которые позволили его достичь.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Что мы делали?

- Кому нам удалось помочь?

- Почему мы смогли помочь жителям Цветочного города? (Потому что мы знаем, кто такие спасатели, и как их попросить о помощи). Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня узнали о еще одной очень важной профессии - спасатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...