Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук «Ловкие пальчики» в группе раннего возраста «Васильки»
рабочая программа (младшая группа)

Кульшуманова Адиля Батаргалеевна

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

по развитию мелкой моторики рук

«Ловкие пальчики»

 в группе раннего возраста

«Васильки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dlya_detey_gruppy_rannego_vozrasta_lovkie_palchiki.docx980.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №
 3 «Теремок» р.п.Озинки

На педагогическом совете                                                                         УТВЕРЖДАЮ

от «__» ________ 2023г. протокол №__                                                   и.о. Заведующего МДОУ

Введено в действие приказом заведующего                                           детский сад №3 «Теремок»

№___ «___» _____________ 2023 г.                                                           __________ Кузнецова Н.Н.

                                                                                                                          «___» _________ 2023 г.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

по развитию мелкой моторики рук

«Ловкие пальчики»

 в группе раннего возраста

«Васильки»

Подготовил: воспитатель

Кульшуманова Адиля Батаргалеевна

2023-2024 уч.год


Программа кружка

Проблема

Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка - игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.

Пояснительная записка

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Примечательно, что из 3 больших этапов, которые психология считает радикальными в развитии ребенка, два относятся к движению. Это начало ходьбы и артикуляция. Наука считает эти две двигательные функции неким подобием гороскопа, который предсказывает будущее человека. Одержав свою первую победу в овладении этими двумя умениями, «я» человека приобретает способность самовыражения и деятельности. Речь _ исключительный признак человека, ведь она является выражением мыслей в отличие от ходьбы, присущей также и животным.

Рука- это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир. Руки человека, руководствуясь разумом, преобразуют мир. Тем самым человек осуществляет свою миссию в большом мировом плане.

Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке! Взрослые должны следить за развитием руки и считать ее успехи праздником.

Ребенок ищет в своем окружении какие-либо вещи, чтобы использовать их для своего духовного строительства. Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Вот почему так важна и актуальна работа в данном направлении с детьми в стенах детского дошкольного учреждения. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе и организовать кружок «Ловкие пальчики».

Цель кружка:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Основные задачи:

Обучающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Формы работы:

  • пальчиковые игры;
  • игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май. Всего 37 занятий.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования: - резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- бумага, карандаши, клей, кисточки;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Прогнозируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективное планирование кружка«Ловкие пальчики»

Октябрь

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»
  2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев

  1. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. Игра «Помоги белочке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
  2. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. «Угощение для мышки» - сортировка семян.

Цель: Развивать мелкую моторику рук

  1. «Сложи картинку» из 5-ти, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Четвертая неделя

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи.

Цель: Развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка; учить умение правильно называть овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

3.Рисование «раскрась овощи»

Цель: Учить раскрашивать не выходя за контур.

Ноябрь

Первая неделя

  1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
  2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».

Цель: Развивать общую координацию движения.

  1. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движения.

  1. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки» Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев
  2. «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

Цель: развивать внимание, расширять кругозор.

  1. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
  2. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Цель: Развивать мышление, внимание.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

  1. Пальчиковая гимнастика « Зайчики».

Цель: Развивать общую координацию движения.

Четвертая неделя

  1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику.

  1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Пятая неделя

  1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Игра «Помоги собачке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

  1. «Кто это? - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением собачки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Декабрь

Первая неделя

  1. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Снегопад в лесу». ( На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

Цель: Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

  1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Вторая неделя

  1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Новогодняя елка».

Цель: Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями.

Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

  1. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются - елка получается»
  2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»
  3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.
  4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики

Четвертая неделя

  1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
  2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.
  3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
  4. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Январь

Первая неделя

  1. Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Дидактическая игра «Сложи домик»

Цель: Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.

Вторая неделя

  1. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»

Цель: Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

  1. Дидактическая игра «Веселый снеговик».

Цель: Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

  1. Игра «Чтоб Мишке было теплее».

Цель: Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».

  1. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».

Цель: Развивать координацию общих движений.

Четвертая неделя

  1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

  1. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

  1. Пальчиковая игра «На елке: «Подарки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Февраль

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
  2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
  3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
  4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

  1. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Третья неделя

  1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

  1. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

  1. Пальчиковая игра «Ежик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Четвертая неделя

  1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
  3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Март

Первая неделя

  1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

  1. Пальчиковая игра «Помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев рук.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
  2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки».
  2. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
  3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
  4. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.

Четвертая неделя

  1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
  2. Массаж рук «динь-дон».
  3. Дидактическая игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Апрель

Первая неделя

  1. Массаж с прищепками.

Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

  1. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

Вторая неделя

  1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Солнце светить Ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

  1. Пальчиковая игра «Кто приехал».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя

  1. Пальчиковая игра «Это пальчик - дедушка».
  2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
  3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.
  4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

Май

Первая неделя

  1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
  2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
  3. Пальчиковая игра «Шарики-шарики, злые комарики».
  4. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

Вторая неделя

  1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок».

Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

  1. Игра «Кто больше соберет фасоли?» (собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Пальчиковая игра «Топ-топ».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Третья неделя

  1. Массаж. Надевание и снимание колечка.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

  1. Пальчиковая игра «Дождик, лей»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Четвертая неделя

  1. Дидактическая игра «Красивый одуванчик» (втыкание спичек в пластилиновый комочек.)
  2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».
  3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).
  4. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). - СПБ: Паритет, 2002.-140с..
  2. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПБ: 2007.-217с.
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
  4. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И. Е. Аверина. - М.: Айрис - пресс, 2005
  5. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесные пальчики»

Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста посредством кружковой деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальн...

Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр....

План кружковой работы по развитию мелкой моторики «Чудо-пальчики» для детей 1-ой младшей группы «Теремок»

Кружок «Чудо-пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимн...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков дошкольников "Фитнес для пальчиков"

В подготовительной группе по кружковой работе свою работу построила по форме комплексно - разминочных, развивающих упражнений, включая элементы развития графических навыков.Возраст старших дошкольнико...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...

Кружковая работа по развитию мелкой моторики « Пальчик, ручка, язычок»

Кружковая работапо развитию мелкой моторики«Пальчик, ручка, язычок»...