Проект «Импульс доброты» для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Импульс доброты»
Пояснительная записка
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием детей о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Актуальность темы:
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Доброта всегда рядом».
Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать систему мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.
Условиями реализации проекта являются:
1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Участники проекта: обучающиеся, родители (законные представители), сотрудники
Цель проекта: формирование основ толерантного поведения в обществе.
Задачи проекта:
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Воспитательные: -Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями; -Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций; Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми; Обучающие: Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек». | -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»; -Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста; -Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников; -Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности; -Определить педагогическую эффективность реализованных проектов; | -Выявить уровень толерантности родителей -Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно: -Подготовка совместно с детьми фото проектов. -Участие в совместных мероприятиях -На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
|
В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:
– работа с детьми,
– работа с семьей обучающихся ДОО,
- работа родителей с детьми,
- работа с педагогическим коллективом.
I этап: Подготовительный
1.Разработать план работы по формированию толерантности на учебный год | Воспитатели, специалисты |
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | Воспитатели, специалисты |
3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | Администрация |
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами | Педагог-психолог |
6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением | Воспитатели, педагог-психолог |
7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения» | Педагог-психолог |
8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | Воспитатели
|
9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности | Воспитатели, специалисты |
10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Воспитатели, педагог-психолог
|
Основные формы работы:
1. Работа с обучающимися ДОО:
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
- Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
- Беседа на моральные темы
- Чтение и последующий анализ художественных произведений
- Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
- Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
- Слушание и пение детских песен
- Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- Рисование на заданную тему
- Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
- Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями (законными представителями) обучающихся ДОО
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;
2. Круглый стол.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»;
4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
3. Работа родителей с детьми
1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;
2. Изготовление генеалогических древ;
3. Конкурс совместных рисунков.
Формы работы с воспитателями
1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя»
3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.
2 этап Основной
№ | Официальные дни | Название мероприятия | Форма проведения | Участники |
1 | Сентябрь «День знаний»
| «Почемучки» | Развлечение
| Обучающиеся: Старшие Подготовительные Взрослые: Педагоги
|
2 | Сентябрь ГИБДД | «Школа дорожных наук» | Развлечение |
Старшие Подготовительные
Педагоги |
3 | Сентябрь «День дошкольного работника» | «Наш любимый и родной, воспитатель дорогой!» | Развлечение | Взрослые: Педагоги |
4 | Октябрь | «Как я провел это…….лето!» | Спортивное развлечение | Сотрудники ДОУ |
5 | Октябрь | «И снова в бой….» | Тренинг | Педагоги |
6 | Октябрь | «Осеннее настроение» | Развлечение |
Педагоги Родители
|
7 |
13 ноября Международный день доброты 16 ноября Международный день толерантности | «Осенняя Неделя добра и толерантности»: «Я, ты он она вместе дружная семья!» (картины) «Оранжевое настроение» «Передай добро по кругу» «Добрые пожелания» «Радость общения» «Скажи доброе слово» «Комплемент другу» |
|
Педагоги Родители |
8 | Ноябрь | «Мама, папа, я –спортивная семья!» | Спортивное развлечение |
Педагоги Родители |
9 | 26 ноября Международный день матерей | «Моя любимая мама» |
|
Подготовительная
Педагоги Родители |
10 | 3 декабря Международный день инвалидов | «Урок доброты»» «Белая ленточка» |
|
Старшая Подготовительная
Педагоги |
11 | Декабрь | «Новый год к нам идет!» | Утренники Поделки «Новогодние игрушки» | Дети: все Родители Педагоги |
12 | Январь | «Рождественские праздника» | Развлечение | Дети |
13 | Январь
| «Малые зимние олимпийские игры» | Спортивное развлечение | Дети |
14 | Январь Интеллектуальная олимпиада ДОУ | «Умки» | Олимпиада | Дети |
15 | Февраль 23 февраля | «Буду Родине служить» | Спортивно-музыкальное развлечение | Дети |
16 | Март Международный женский день | «8 марта» |
Развлечение | Дети |
17 | Март Международный женский день | « А ну-ка девушки!» | Спортивное развлечение | Сотрудники |
18 | 21 марта Международный день человека с синдромом Дауна | «Солнечный мир» |
|
Старшие Подготовительные
Педагоги |
19 | Март Интеллектуальная районная олимпиада | «Умка-2019» | Олимпиада |
Подготовительные группы |
20 | Март Проводы зимы | «Зиму провожаем, весну красную встречаем»» | Развлечение |
|
21 | 2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма | «Зажги синим» |
|
Старшие Подготовительные
|
22 | 1 апреля День смеха | «Подарю тебе улыбку ….!» |
«Смешные мордашки» |
Педагоги Родители |
23 | Май День победы | «Вечная память» | Тематическое развлечение Конкурс чтецов Поделки |
Педагоги Родители |
24 | Май Выпускной | «До свиданье детский сад» | Утренник |
Педагоги Родители |
25 | Май - Июнь Спартакиада | «Районная спартакиада» | Соревнования |
|
26 | 1 июня Международный день защиты детей | «Мир детства» | Развлечение
|
II младшая Средняя Старшая Подготовительная
Педагоги Родители |
27 | Июнь
| «Летние олимпийские игры» | Спортивное развлечение |
Педагоги Родители |
28 | Июнь ГИБДД | «Правила дорожные должны все твердо знать!» | Развлечение |
Педагоги Родители |
29 | 23 июня День рождения детского сада | «День Варенья, день, веселья!!!» | Праздник |
Педагоги Родители |
30 | 8 июля День семьи, любви и верности |
«День семьи, любви и верности» | Праздник Презентация моей семьи |
Педагоги Родители |
31 | 30 июля Международный день дружбы | «Дружба начинается с улыбки» | Развлечение |
Педагоги Родители |
III этап: Заключительный
1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
2. Презентация проекта на собрании педагогов.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике. Работа с детьми проводилась поэтапно.
Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Дружелюбие.
- Чуткость и заботу.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой и не осуждать других.
- Гуманизм.
- Любознательность. .
- Чувство юмора.
- Умение слушать собеседника.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Список литературы.
- «Я, ты, мы!» - программа по социально эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни в детском саду», 2005г.
- Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. 2003г.
- Дурова Н.В «Очень важный разговор», 2000г.
- Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.
- Кондратьева А. – «Стихи о вежливых словах»
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Сказочное путешествие в страну вежливости и доброты» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формировать представление детей о доброте, как важном человеческом качестве.Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки....

Игровой тренинг с элементами сказкотерапии «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию представлен конспект игрового тренинга с элементами сказкотерапии «ПОЙМИ МЕНЯ. ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ» для детей старшего дошкольного возраста, проводимый в рам...

Конспект НОД на тему "Путешествие в сказку Доброты" для детей старшего дошкольного возраста
Закрепление знаний детей о русских народных сказках...

Сборник сказок "В мире Доброты" для детей старшего дошкольного возраста
Сказка учит нас дообру, она развивает, воспитывает, и даже лечит! Всборнике собраны сказки, которые помогают детям стать добрее и отзывчивее, научат быть вежливыми и внимательным по отношению к окружа...
Сценарий квест-игры «Тропинка добрых дел», посвященный Дню спонтанного проявления доброты, для детей старшего дошкольного возраста
Квест игра для дошкольников старшей группы...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал поможет провести с пользой, интересно и забавно целый день в саду, а главное необычно....

