Экологический проект "Зеленая карусель"
проект

Бабина Мария Витальевна

Экологический проект итерактивной мастерской "Зеленая карусель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование экологического проекта интерактивной мастерской «Зеленая карусель»

Апрель

Посвящение детей в роли «учеников» в интерактивной мастерской «Зеленая карусель»

Конкретизировать представления детей о деятельности интерактивной мастерской, о том что нужно сделать и чему научится, для того чтобы стать «мастером»

Апрель

Конструирование из бросового материала мини-парников для

посева семян на рассаду

Закреплять умения складывать бумагу в разных направлениях с помощью шаблонов;

- использовать бросовый материал вторично в

практической деятельности

Апрель

Посев семян ароматических трав (огород на окне) Знакомство с профессией агроном, растеневод.

Конкретизировать представления детей об условиях необходимых для роста и развития семян. Закреплять и развивать сенсорные способности.

Апрель

Практикум «Посадка лука на зелень»

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, условиях необходимых для роста и развития растений.

Приобщать к выращиванию зелени для оздоровления организма

Май

Познакомить со способами проращивания семян;

Май

Опыт «С водой и без воды»

Опыт «На свету и в темноте»

Создавать условия для

реализации опытнический деятельности;

- выявить факторы внешней

среды, необходимые для роста и развития растений.

Определить факторы внешней

среды, необходимые для роста и развития растений. Установить, как растение ищет свет;

Май

«Одуванчик

лекарственный»

Опыт: Зачем одуванчику

«парашютики»?

. Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их

распространения

Май

«Мята перечная»

Расширять и уточнять

представления о лекарственных растениях, уметь

классифицировать по общим признакам

Июнь

Ромашка аптечная

Опыт: «Как вода поступает к листьям»

Расширять и уточнять

представления о лекарственных растениях, уметь

классифицировать по общим признакам

Показать, как вода двигается по растению

Июнь

Календула - ноготки лекарственные

Расширять и уточнять

представления о лекарственных растениях, уметь

классифицировать по общим признакам

- познакомить с происхождением народного названия.

Июнь

Практикум: «Арома- пробники для

дидактических игр»

Развивать первоначальные

умения детей определять пряное растение по запаху (мята, мелисса, ромашка, иван-чай)

Июнь

Презентация «Кто готовит чай»

Знакомство с профессиями,

связанными с изготовлением

фиточая,фармацевтом, провизором.

Июль

Виртуальная экскурсия на фабрику чая.

Познакомить с процессом сбора чая на чайных плантациях.

Июль

Практикум :сбор сырья и обработка лекарственных растений (сушка, вяление, ферментация, купажирование)

Расширять осведомленность

детей в сферах человеческой

деятельности.

Через экспериментирование и

практическую деятельность дать

возможность познакомиться с

элементами профессиональной

деятельности заготовщика лекарственных растений.

Июль

Практикум «Успокаивающий чай» Купажирование.

Развивать первоначальные

умения детей, позволяющие им

участвовать в посильной

практической деятельности по

использованию лекарственных

растений, плодов.

Июль

Круглый стол «Чай, чай, выручай» Совместное мероприятие с родителями.

Показать способы заваривания чая

Август

Условия хранения

лекарственных растений

– эксперимент (влажные

листья сложить в

целлофановые,

бумажные, тканевые

пакетики; проверить

через неделю

Совершенствовать координацию

руки и глаза, развивать мелкую

моторику рук, развивать зрение,

обоняние, осязание.

Август

Исследование материалов для изготовления фитоподушечек. Дидактическая игра «Что в подушечке лежит?»

Знакомить с видами ткани (лен, хлопок, шелк, шерсть) Определять пряное растение по запаху (мята, мелисса, шалфей)

Август

Презентация «Сонные подушечки»

Дидактическая игра «Что сначала,

что потом»

Знакомить с процессом

изготовления фитоподушечек.

- закрепить последовательность

изготовления фитоподушечек.

Август

 «Фитоподушки – средство от бессоницы» Презентация изготовления сонных подушечек для родителей, для детей других групп.

Показать способ изготовления фитоподушек.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие «Посвящение в ученики  интерактивной лаборатории «Зеленая карусель»

Здравствуйте ребята.

Я предлагаю поиграть в игру. Кто со мной?

Для этого встанем в круг, и тот кто знает ответ или умеет что-то делать что я спрошу меняет свое место в круге.

Кто знает как выглядит малина?

А кто знает как выглядит смородина?

Кто знает как выглядит трава ароматная которая называется мята?

А кто видел как растет ароматная трава мелиса?

Ну на сейчас наверное все поменяются местами… кто знает как выглядит ромашка?

Здорово!

А теперь поменяйте место в круге кто пил когда-нибудь фито-чай, то есть чай из трав?

Давайте присядет тот кто любит пить ароматный чай.

Вот как вы считаете что чаю придает такой вкус что добавляют, чтобы получился ароматный чай?

А как вы думаете вы с вами могли бы сами сделать такой чай? Что бы нам с вами для этого понадобилось?

Посмотрите у меня в горшочке есть зеленые растения, как вы думаете как они называются?

Это растения называются мелиса, мята. А листья этих растений вы сможете узнать?

Показать листья смородины и малины на веточке.

Похвалить их если они узнали.

Давайте понюхаем листья каждого растения, все ли они одинаково пахнут?

Листья можно немного потереть, для того чтобы услышать их аромат.

Представляете какой ароматный и полезный чай получится из этих листочков?

А кто подскажет как же получить чай из листьев?

Подвести в выводу о том что листья нужно засушить.

Хотели бы вы сами попробовать это сделать?

А где нам взять листья? (в огороде, лесу, купить сухие в аптеке)

А мы с вами можем вырастить сами некоторые растения, например мяту и мелису.

Где будем растить, в группе или на улице, что нам для этого нужно будет, нужно ли их поливать?

Ну конечно нам с вами нужно будет ТЕРПЕНИЕ!

Для тех кто согласен набраться терпения, помогать выращивать , а после сушить листья для ароматного и полезного чая, я готова принять в ИНТЕРАКТИВНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ «Зеленая карусель»

Интересное название? Рассказать вам что это такое? Интересное слово лаборатория?

Кто знает что оно значит?

Верно, лаборатория это там где проводят эксперименты!

В интерактивной лаборатории «Зеленая карусель»  можно научиться садить семена, высаживать рассаду, ухаживать за ней, готовить листья для ароматного чая и еще много интересного.

Кто согласен стать учеником такой лаборатории?

Только для этого вам нужно кое-что пообещать.

1.Быть терпеливыми. Обещаете?

2.Быть любознательными? Обещаете?

3.Учить доводить начатое дело до конца. Обещаете?

4.Выполнять все задания правильно? Обещаете?

В таком случае я с великим удовольствием посвящаю вас в ученики интерактивной лаборатории «Зеленая карусель» УРА!

А где же мы свами бу

Для этого я торжественно вручаю вам бейджики на которых нужно написать свое имя.

Кто умеет писать свое имя? Если не можете написать я вам могу помочь или вы можете нарисовать то что вам нравиться и тогда сможете узнавать свой бейджик, и одевать его когда мы с вами в следующий раз будем работать в лаборатории.



Предварительный просмотр:

Экологический проект

Интерактивная мастерская «Зелёная карусель»  как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

Содержание

  1. Пояснительная записка        3-6
  2. Положение об организации интерактивной мобильной мастерской

«Зелёная карусель» в детском саду        6-9

  1.         Планируемые результаты личностных достижений детей в условиях мастерской        9-10
  2.         Планирование образовательной деятельности в мастерской «Зелёная карусель»        10-16
  3. Формы организации детской деятельности в мастерской «Зелёная карусель»        16-17
  4. Способы поддержки детской инициативы в условиях мастерской

«Зелёная карусель»        18

  1. Работа с родителями        18-19
  2. Методическое и дидактическое обеспечение мастерской        19-20
  3. Правила техники безопасности        20-21
  4. Инструкционные карты        22-25
  5. Литература…        26

Пояснительная записка

В задачах   ФОП ДО  дошкольного   образования   основной   линией   проходит:

«…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…».

Для успешной реализации образовательной Программы ДОО в п.3.2.1. ФГОС дошкольного образования предъявлены требования к психолого-педагогическим условиям её реализации, которые выражаются: «…в поддержке взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержке инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…». Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей и в подготовке к обучению в школе.

Главная задача воспитателя - наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Эффективному решению этой задачи способствует организованная в детском саду мобильная интерактивная мастерская. Как детское объединение мастерская даёт возможность развивать у детей старшего дошкольного возраста такие субъектные проявления, как активность, инициативность, креативность, коммуникативность, произвольность и самостоятельность.

Технология «педагогических мастерских», как «движение нового образования», зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России, а именно в Петербурге, интерес к этим технологиям появился чуть более 10 лет назад. Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы "Новое образование" GFEN (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).

Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности детей в составе малой группы (7-10 воспитанников) при участии воспитателя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности детей.

Цель технологии мастерских:

-создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития детей, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира;

-не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

На современном этапе развития дошкольного образования в рамках реализации новых образовательных Стандартов теоретическая концепция и практика технологии мастерских активно используются во многих российских школах. В практике дошкольного образования технология мастерских является инновационной.

Новизна технологии мастерских:

  • в новом подходе к организации системы обучения в ДОО на основе решения проблемных ситуаций, стимулирующих детей к постановке множества вопросов

-в создание условий для включения ребёнка в активную деятельность

-в        использовании        интерактивных        методов:        работа        в        парах,        малых        группах, позволяющим детям вести диалог для обмена мнениями.

-в получении детьми знаний в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

-в        индивидуально-коллективном        поиске        оптимального        количества        вариантов решений, что раскрывает творческий потенциал как воспитателя, так и воспитанника. Изучая особенности педагогической технологии – мастерской, мы поняли, что преобладающий метод, который используется в мастерской - проблемно-поисковый +

интерактивный (диалогический).

При создании и организации мастерской мы определили свод правил, которым должен следовать педагог:

  1. Тема мастерской, направления деятельности, культурные практики должны лишь предлагаться ребёнку, а не навязываться.
  2. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе.
  3. В мастерской предоставляется возможность каждому ребёнку продвигаться внутри общей поставленной цели своим путем.
  4. Необходимо полностью отказаться от форм принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.
  5. Во главу угла необходимо ставить процесс познания, а не само знание.
  6. Знания в мастерской не даются, а выстраиваются в ходе решения созданной проблемной ситуации.
  7. Ребёнок имеет право на ошибку, так как ошибка считается закономерной ступенью процесса познания.
  8. Деятельность детей в мастерской не оценивается.
  9. Форма общения: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Деятельность        детей        в        условиях        мастерской                мы        выстраиваем        на основополагающих принципах экологического воспитания        дошкольников:

  • постановка точной цели, опора на чёткое представление того, что необходимо, можно и нужно развивать в процессе ознакомления с растительным миром;
  • создание внешней среды (благоприятных условий) для активного включения ребёнка в собственное развитие;
  • учет возраста детей, уровня их общего развития и индивидуальных особенностей при отборе художественного природоведческого материала (иллюстраций, текстов); форм и методов;
  • поэтапное формирование познавательно-исследовательских    способностей детей: от накопления впечатлений в деятельности до создания собственного продукта;
  • учёт реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;
  • постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о взаимосвязях в системе

«Человек-природа», эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений.

При организации детской деятельности в мастерской мы реализуем системно- деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно- исследовательскую, трудовую, коммуникативную, рефлексивную, продуктивную творческую деятельность. Мы предоставляем детям возможность принимать участие в экологически значимой деятельности: своими руками выращивать лекарственные растения, собирать и заготавливать растения, плоды, семена, изготавливать саше для травяного и витаминного чая, которые могут быть использованы в бытовой и игровой деятельности.

Реализация естественнонаучного направления дошкольного образования в части экологического образования детей в ДОО как приоритетного обусловлена рядом причин:

  • природное окружение детского сада: сельская местность, созданная эколого-образовательная и эколого-оздоровительная развивающая среда на территории и в помещении детского сада способствуют формированию у детей начал экологической культуры, активности и самостоятельности в экологически значимой деятельности;
  • эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются важными факторами для успешного формирования субъектных проявлений старшего дошкольника.

Основные задачи интерактивной мастерской «Зелёная карусель»:

-развивать активность и самостоятельность, познавательный интерес к миру природы в собственной познавательно-исследовательской деятельности в процессе изготовления, фито-чая и витаминных заготовок;

-развивать коммуникативные навыки общения детей между собой и со взрослыми; активизировать словарь употреблением новых слов, развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ об этапах изготовления продукции;

-развивать инициативность детей при выращивании, сборе и хранении лекарственных заготовок;

-при обучении детей различным технологическим операциям по изготовлению аптечных сборов, фито-чая и витаминных заготовок развивать исследовательские действия, целенаправленность, осознанность действий, творческий поиск;

-формировать исследовательские умения вести наблюдения за растениями, участвовать в посильной практической деятельности по сбору лекарственных растений, плодов, изготовлении фито-чаев, фито-подушечек и др.;

-формировать        элементарные        умения        предвидеть        последствия        некоторых        своих действий по отношению к окружающей среде;

-знакомить детей с интересными и редкими профессиями;

-воспитывать нравственно-патриотические чувства к природе русского народа посредством ознакомления с природными объектами, характерными для нашего региона.

В интерактивной мастерской роль обучающих отводится самим детям, имеющим в мастерской статус «Мастера». Дети - «Ученики» основной группы-организатора мастерской «Зеленая карусель» после освоения определёнными видами деятельности выполняют роли «Старшего мастера» и «Мастера», и начинают «обучение» других детей. В роли «Учеников» выступают сначала дети своей, а затем – другой смежной группы, в которую «Сменный директор», «Старший мастер» и «Мастер», приносят

«интерактивный чемоданчик» с оборудованием, и которым передают способы изготовления аптечных сборов, фито-чая и витаминных заготовок. Между детьми распределяются роли ученика, мастера, старшего мастера, а взрослым участникам наделяются соответственно роли: родителям – финансового директора, воспитателям - сменного директора мастерской. Роль «сменного директора» выполняет воспитатель базовой группы, который сопровождает детей мастерской в другую группу с интерактивным чемоданчиком.

Таким образом, для развития любознательности, активности, инициативности, креативности и самостоятельности детей старшего и подготовительного дошкольного возраста будет обеспечено расширение предметно- пространственной, эколого-образовательной среды в условиях системно-деятельностного подхода и коммуникативное общение со сверстниками других групп, а также с родителями в совместной познавательно-исследовательской деятельности.

ПОЛОЖЕНИЕ

об интерактивной мобильной мастерской Мастерская «Зелёная карусель» МКДОУ ШР  «Детский сад №11 «Березка»

  1. Общие положения

Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Березка»

  1.  в рамках инновационной деятельности в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в РФ"», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1014, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной программы.
  2. Интерактивная мобильная Мастерская «Зелёная карусель» - это объединение детей в сфере экологически значимой деятельности из растительного сырья, в котором воспитанники под руководством воспитателя решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, результатом чего является создание продуктов деятельности таких как саше из ароматических трав, пакетиков
  3. Интерактивная мобильная Мастерская «Зелёная Аптека» осуществляет свою деятельность на основе перспективно-тематического плана, рассчитанного на 1 год .
  1. Цель и задачи Мастерской

Цель: формирование субъектности ребёнка дошкольного возраста (активности, инициативности, самостоятельности, креативности), как интегральной способности выстраивать свою деятельность в соответствии с собственными целями и желаниями. Задачи.

Обучающие:

-знакомить детей дошкольного возраста с профессиями, связанными со здоровым образом жизни человека, с его сохранением с помощью растений (фитотерапевт, фармацевт, провизор, эколог, растениевод, агроном, энтомолог, заготовщик

лекарственных растений), с продуктами растительного происхождения, их пользой и значением для здоровья человека;

-познакомить и помочь осмыслить ключевые понятия, используемые в медицине и растениеводстве (экология, фитотерапия, лечебные травы и др.);

-обучать приёмам заготовки и работы с сырьём лечебных растений, содействовать формированию навыков изготовления из собранных растений полезных продуктов: фито-подушечек, саше, фито-чаев и др.;

Развивающие:

-развивать и совершенствовать навыки трудовой и экологически значимой

деятельности детей сверх задач, предусмотренных основной образовательной программой дошкольного образования ДОО;

-развивать любознательность, способствовать исследовательской деятельности в мире растений;

-развивать у детей коммуникативные качества (расширять активный словарь, понимать и использовать новые слова в связной речи), умение работать в группе и коллективе;

-совершенствовать качество взаимодействия детей и взрослых через интерактивные формы общения, гармонизацию детско-родительских отношений.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к профессиям взрослых, связанных с сохранением здоровья человека в медицине и растениеводстве;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни

-воспитывать трудолюбие (преодолевая трудности, усваивая образец активности человека, творящего – мастера);

-воспитывать бережное и созидательное отношение к природе, начала экологической культуры;

-формировать        активную,        творческую        жизненную        позицию        взрослого        (педагога, родителя), готового к совместной деятельности с детьми;

-повышать уровень педагогической культуры педагогов и родителей.

  1. Основные направления деятельности Мастерской

-образовательный процесс;

-реализация 2 части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений;

-участие в праздниках, выставках, в мероприятиях, организуемых в ДОО

-методическая работа;

-пополнение и обогащение модуля Мастерской.

  1. Организация и условия деятельности Мастерской

  1. В групповом помещении выделяется место и оборудуется образовательный модуль для деятельности Мастерской. Необходимое оборудование для

деятельности интерактивной мобильной Мастерской «Зелёная карусель»»:

-интерактивная доска, проектор, ноутбук;

-интерактивный чемоданчик: контейнеры (100мл) для раздаточного материала на каждого ребенка, подносы для сборов, сборы сухих лекарственных трав, пакетики для чая; мешочки для подушечек, картинки-этикетки обозначения сортов чая,

клеенки, салфетки, бумага, клеевые карандаши, фартуки на каждого ребёнка;

-методическое обеспечение: перспективно-тематический план занятий в

Мастерской, детская, познавательная и методическая литература, тексты стихов о растениях и тематических физкультминуток;

-дидактические пособия: фотографии растений фитоогорода детского сада в

разное время года, аптечные упаковки лечебных трав, картинки и иллюстрации лечебных растений;

-демонстрационный наглядный и раздаточный материал: картинки, открытки, иллюстрации, образцы готовые изделия, схемы-алгоритмы изготовления

фитоподушечки и саше чая;

-электронные образовательные ресурсы (презентации, слайды, ролики, игры для интерактивной доски по теме Мастерской): презентации: «Кто сажает и выращивает растения?», «Зелёная аптека нашего детского сада-фитоогород»,

 «Природные лекари», слайд-шоу: «Где живут лечебные растения?», «как помогают растения человеку?», «Этапы создания чая», видеоролик алгоритма изготовления фитоподушечки и саше чая;

  1. Организация рабочего места, подбор мебели, оборудования и материалов для продуктивной деятельности в групповом помещении в рамках деятельности Мастерской по конкретному направлению осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.6.1-6.7, 6.14, 7.1) и обеспечивает:

-благоприятные и безопасные условия для работы детей в полном соответствии с поставленными задачами (мебель и оборудование изготовлены из материалов,

безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность)

-возможность контроля за действиями каждого воспитанника.

  1. Деятельность детей в Мастерской вводится в режим группы детей дошкольного возраста в качестве дополнительной образовательной услуги и прописывается в ООП в части, формируемой участниками образовательного процесса.
  2. Организация и режим занятий в Мастерской определяются в соответствии с Санитарно-гигиеническими требованиями и содержанием Основной образовательной программы ДОО:

-деятельность детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) осуществляется 1 раз в неделю во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет 25-30 минут. (СанПиН 2.4.1.3049-13 п. -11.12.)

3.5. Формы организации детской деятельности в Мастерской: групповая, в парах, подгрупповая, индивидуальная.

  1. Права и ответственность

  1. Дети, родители и педагоги имеют право заявлять о своих желаниях относительно тематики занятий и мероприятий.
  2. Администрация ДОО имеет право определять виды и содержание мероприятий Мастерской в соответствии с Уставом, задачами ООП ДО, пожеланиями детей, родителей и педагогов.
  3. Общее руководство деятельностью Мастерской осуществляет старший воспитатель
  1. Документация

  1. Положение о деятельности Мастерской.
  2. Перспективно-тематический план работы Мастерской.

Планируемые результаты личностных достижений детей в условиях мастерской  «Зелёная карусель»

  • дети стали более активными, проявлять творчество и самостоятельность в

собственной познавательно-исследовательской деятельности в процессе изготовления аптечных сборов, фито-чая и витаминных заготовок; дети проявляют инициативу при ознакомлении с разнообразными лекарственными растениями, умеют использовать лекарственные заготовки в игровой и бытовой деятельности;

-при выполнении различных технологических операций по изготовлению аптечных сборов, фито-чая и витаминных заготовок дети действуют целенаправленно и осознанно;

-у детей сформирован устойчивый интерес к лекарственным растениям, уважительное отношение к профессиям взрослых (фармацевт, сборщик чайного листа, купажист, веяльщик, ферментовщик, сортировщик, сушильщик);

-у детей развиты коммуникативные навыки: дети употребляют в активной речи новые слова, умеют составлять описательный рассказ о сборе и заготовке лекарственных

растений;

-дети способны радоваться собственным успехам и успехам своих сверстников, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Дети узнают:

-названия лекарственных растений и их назначение, узнают лекарственные растения на иллюстрациях, в изделиях, правильно определяют их использование в жизни людей;

-свойства, сроки и виды материалов для изготовления аптечных сборов, фито-чаев и витаминных заготовок (листья, плоды, соцветия);

-инструменты для изготовления чая (совочек, щипцы, ножницы прямые, пакетики, нитки, иголка);

-профессии людей, связанных с изготовлением фиточая (фармацевт, сборщик чая, купажист, веяльщик, ферментовщик, сортировщик, сушильщик);

-правила безопасной работы с инструментами и материалами;

-соблюдают технику безопасности при работе с ножницами, иглой, фурнитурой, материалами для оформления.

Дети        овладеют        приёмами        и        техниками        изготовления        фито-чая        и        витаминных заготовок:

-умеют читать схематические изображения этапов изготовления чая в инструкционных картах;

-правильно пользуются совком, щипцами, отмеряют, разминают, скручивают листья; завязывают узелки; используют условные мерки, пользуются этикетками при

украшении чайных пакетиков;

-грамотно подбирают материалы, учитывая фактуру и цветовую гамму. Дети умеют:

-определять последовательность выполнения работы, выполнять алгоритм действий по инструкционным картам;

-изготавливать фито-чай и витаминные заготовки, пакеты и украшать их (с помощью взрослого);

-показывать свой продукт; рассказать о нём: название, из каких растительных компонентов сделан, как можно использовать;

-находить слова, образы для выражения своего эмоционального отношения к продукту собственной деятельности и деятельности сверстников;

-уметь давать оценку своей деятельности, радоваться полученному результату своего труда, радоваться результатам своих сверстников;

-доводить начатое дело до конца.

Тематика занятий в интерактивной мастерской «Зеленая карусель» планируется в соответствии с приоритетной деятельностью ДОО по развитию субъектных проявлений в экологически значимой деятельности, в соответствии с моделями года, месяца, недели конкретной группы.

Формы организации деятельности детей

-индивидуальная в ДОО;

-индивидуальная в семье (сбор лекарственных растений дома, на загородных прогулках в лесу, поле, посещение специализированных магазинов по продаже чая, дегустация разных видов травяного чая);

-в парах;

-подгрупповая (5–7);

-фронтальная совместно с родителями (подготовка выставок, ярмарок, конкурсов).

Основные методы и приёмы обучения детей изготовления растительных сборов

Невозможно

переоценить

значение

развития        познавательно-

исследовательской

деятельности

для        общего

развития        дошкольников        и

формирования их личности. Интерактивная мастерская «Зелёная карусель» позволяет вооружить дошкольников знаниями, умениями и навыками, развивать их познавательные способности, приобщить к поисковой деятельности, содействовать становлению экологического сознания, развитию нравственно-эстетических качеств личности посредством следующих методов.

Методы эмоционального стимулирования

познавательно-исследовательской деятельности ребёнка

Методы развития интереса к познавательно-

исследовательской деятельности

Создание ситуации успеха: подбор тематики занятий с нарастающим уровнем сложности,

дифференцированная помощь детям при выполнении видов деятельности одной и той же сложности

(инструкционные карты, карточки с алгоритмом деятельности)

Создание творческой атмосферы: организация предварительно- подготовительной работы (домашние задания) по

ознакомлению с предстоящей деятельностью, подготовке

лекарственных сборов и упаковочных материалов

Поощрение: похвала ребёнка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребёнком лекарственного сырья или способа действия

Наглядные                методы: использование                        ИКТ (виртуальные экскурсии, видео- ролики,слайд-шоу,

презентации);наблюдение, демонстрация готовых сборов, наглядных                пособий, инструкционных карт, карточек- схем, выставки, конкурсы, ярмарки

Игровые методы: сюжетно- ролевые и дидактические игры, игровые обучающие ситуации

«оживлением» семян растений для создания эмоционального отклика ребёнка и яркой выразительности

его творчества

Словесные методы: удивительные факты, рассказ, сообщение, беседа,

объяснительно-иллюстративный, пояснение, использование

устного на- родного творчества:

загадки, поговорки и пословицы, легенды и сказки

Создание ярких наглядно-образных представлений: предметы

упаковки, объекты природы,

художественная литература и устное народное творчество

Практические методы:

различные способы изготовления лекарственных сборов, упражнения в выполнении отдельных

действий алгоритма

(скручивание, измельчение, сортировка), моделирование,

действие ножницами, иголкой, линейкой, условной меркой

Создание ситуации

взаимопомощи, сотрудничества:

совместное обсуждение предстоящей деятельности, проектирование способов выполнения работы

Игровые методы: сюжетно- ролевые и дидактические игры, игровые обучающие ситуации, игры- «сотворчество», игры-

«события», игры-конкурсы,

игровые досуги, праздники, ярмарки

Формы проведения занятий (части занятия) с активным использованием ИКТ:

-обучающее занятие, где дети овладевают «новым знанием», знакомятся со способами практических действий с материалами и инструментами;

  • занятие-путешествие с использованием игровых обучающих ситуаций, с решением ситуативных задач, задач-загадок, в основе которого лежит поисково-исследовательская деятельность ребёнка;
  • занятие-сказка с перевоплощением педагога в образ чайного мастера (титестера);
  • театрализованное занятие-посиделки, где творческая продук- тивная деятельность по изготовлению чая сочетается с присутствием гостей, хозяйки, являющимися носителями культуры, а также сопровождается музыкально-литературным оформлением.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Поддержка детской инициативы в Программе основывается на базовых положениях ФОП ДО дошкольного образования и заключается в        создании                        благоприятных                        условий                                для                познавательно- исследовательской                деятельности                ребёнка,                        его                самовыражения        и возможности                проявить        активность        и        самостоятельность:        «от удивления и любопытства к любознательности и стойкому интересу». Программа        предусматривает        развитие                и                поддержку        детской инициативы через вовлечение ребёнка в специально организованную игровую познавательно-исследовательскую деятельность по модели мобильной                интерактивной                мастерской,                                как                инновационной педагогической                        технологии,                        основанной                        на                        использовании многофункционального мобильного «интерактивного чемоданчика» по принципу «мастерская на колёсах». При этом роль обучающих

отводится самим детям.

Сначала    Дети    основной    группы-организатора    мастерской

«Зеленая карусель» получают статус «Ученика». После освоения опре- делёнными видами деятельности, дети поднимаются по «лесенке мастерства» и выполняют роли «Мастера» и «Старшего мастера», главная задача которых «научить своих сверстников тому, что ты умеешь делать сам». В роли «Учеников» выступают сначала дети своей, а затем – другой смежной группы, в которую «Сменный ди- ректор», «Старший мастер» и «Мастер», приносят «интерактивный чемоданчик» с оборудованием и передают детям данной группы способы изготовления травяного фито-чая. Сам процесс общения детей-мастеров и детей-учеников способствует становлению детской инициативы с обеих сторон, так как свободное общение детей стимулирует их личный интерес и желание поучаствовать в данном виде деятельности самостоятельно, а не по призыву взрослого.

Процесс становления детской инициативы в процессе экологически значимой деятельности в условиях мастерской происходит через:

  • создание внутренней мотивации на выполнение работы «Я хочу попробовать сделать такой чай, чтобы подарить его …»;
  • предоставление        возможности        ребёнку,        используя инструкционную карту, выполнить работу самостоятельно;
  • формирование установок «Помоги мне это сделать самому»,

«Я смогу сам»;

  • создание ситуации успеха для каждого ребёнка: «Это не сложно, я тебе помогу», «Попробуйте помочь друг другу»;
  • положительную оценку взрослым деятельности ребёнка и полученного результата;
  • предоставление возможности ребёнку высказывать свои мысли о процессе приготовления чая, делиться своими знаниями, умениями, рассказывать о своих ощущениях.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Организация деятельности интерактивной мастерской в детском саду предполагает разнообразные формы сотрудничества ДОО с семьями воспитанников, основанные на открытости отношений и уважении друг к другу, на доброжелательном стиле общения

педагогов с родителями; на серьёзном отношении к подготовке даже небольшого мероприятия.

Основные задачи работы с родителями воспитанников:

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников;

  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов в направлении ознакомления с этапами изготовления фито-чая от выращивания растений до упаковки;
  • объединить усилия для поддержки детской инициативы;
  • активизировать и обогащать прикладные умения родителей .

Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в двух направлениях:

  1. Информационное-консультативное:
  • своевременная и интересная подача информации о реализации проекта в условиях деятельности мастерской: стенды, буклеты, видеоролики, слайды, фото; размещение информации на сайте;
  • повышение общей и художественной культуры: презентации, мастер-классы, открытые занятия.
  1. Деятельностно-творческое: вовлечение родителей в деятельность ДОО: совместные занятия, проекты, опыты, совместная деятельность в рамках мастерской, выставки, конкурсы, ярмарки.

Методическое и дидактическое обеспечение деятельности интерактивной мобильной мастерской «Зелёная карусель»

Наглядный демонстрационный материал:

- лекарственные растения участка и природного уголка,

-картины, иллюстрации,

-книги из цикла «Лекарственные растения»,

-фотоальбомы,

-предметы для организации чайной церемонии

-готовые образцы травяных сборов, чая,

-гербарий «Лекарственные растения»,

-тематические

Средства ИКТ:

  • виртуальные экскурсии,

-презентации, слайды,

-интерактивные игры и упражнения. Наглядные средства обучения:

  • инструкционные карты,

-карточки-схемы,

-поэтапные видео-инструкции.

Перечень необходимого оборудования:

-природный уголок, столы, стулья;

-оборудование и материалы для поисково-исследовательской деятельности (экологическая лаборатория);

-интерактивный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, проектор, МФУ);

-видеокамера, фотоаппарат, магнитофон;

-небольшой уголок, где хранится интерактивный чемоданчик.

«Интерактивный чемоданчик»: (небольшой чемодан на колёсиках), где хранится необходимое оборудование и материалы для опытнической деятельности и изготовления травяного чая.

Материалы и инструменты: растения природного уголка и оборудование для ухода за ними, место на веранде для сушки лекарственных растений в пучках, контейнеры для хранения лекарственных растений, семян, плодов, бумага (мелованная, упаковочная, гофрированная, оберточная, самоклеящаяся, картон), наборы различных ниток, материалы для украшения и отделки, ножницы с тупым концом, линейки, сантиметр, мерные ёмкости.

Правила безопасной работы с ножницами

  1. Для        работы        необходимы        детские        ножницы        как        для праворуких, так и для леворуких детей с закруглёнными концами.
  2. Класть ножницы кольцами к себе.
  3. Следи за движением лезвий ножниц во время резания.
  4. Не оставлять ножницы раскрытыми.
  5. Передавать ножницы кольцами вперёд.
  6. Не играть ножницами, не подносить их к лицу.
  7. Следить, чтобы ножницы не падали. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища.

Правила безопасности при сборе лекарственных растений

  1. Прежде чем пойти на поиски и сбор нужной травы, вначале

необходимо ознакомиться с гербарием этих растений, которые могут быть не только не лекарственными, а даже и ядовитыми.

  1. Собирать можно только хорошо знакомые лекарственные растения
  2. Необходимо понимать, где, в какой части растения, сосредоточены необходимые нам вещества. Ведь чаще всего это не все растение целиком, а отдельные его части - листья, кора, цветки, корни.
  3. Так же важен и срок сбора растений. Известно, что у разных

растений их лечебное действие неодинаково в разные периоды года.

К примеру, березовые почки собирают весной, а поздней осенью снимают их с веток.

  1. Ни в коем случае не берите в рот растения во время сбора!!
  2. Нельзя во время сбора прикасаться к носу, глазам, лицу, к любой слизистой поверхности.
  3. После работы не забудьте тщательно вымыть с мылом руки.
  4. Не собирайте растения вблизи автомобильных дорог, засеянных полей.

Чтобы растения сохранили все свои целебные свойства, не затягивайте с началом сушки. Хранить зелень в корзинке можно не более 2-3 часов. За это время вы должны успеть перебрать растения и разложить их для просушивания.

Инструкционные карты по изготовлению травяного чая

Инструкционные карты по изготовлению травяного чая составлены с учётом особенностей детей дошкольного возраста. Так как дети ещё не умеют читать, этапы и операции предстоящей деятельности в инструкционной карте обозначены с помощью чётких, понятных рисунков, схем или изображений. Тексты предназначены для взрослых участников деятельности.

Инструкционная карта содержит подробное поэтапное описание рекомендуемых способов при выполнении конкретных операций по изготовлению фиточая (последовательность, продолжительность выполнения движений, приемов и др.)

В инструкционной карте дается характеристика материалов, инструментов, правила безопасной работы сними.

Инструкционные карты составлены в соответствии с перспективно- тематическим планированием. Могут быть использованы педагогами, педагогами с детьми, педагогами с родителями, в самостоятельном пользовании каждым участником образовательного процесса индивидуально в качестве наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Инструкционная карта способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста умения соотносить увиденное со своими действиями, выработке самоконтроля за своей деятельностью.

Используемая литература

  1. Варёнова Ю.А. Исследование субъектности и её развития в дошкольном возрасте: канд. психол. наук. – Калуга, 2001.
  2. Пчелинцева Е.В. Воспитание творческой направленности личности детей старшего возраста на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций: монография / Е.В. Пчелинцева. – Великий Новгород, 2005.
  3. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков -Волгоград, 1995.
  4. Микляева Н.П. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).
  5. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: дис.канд.пед.наук / Л.В.Безрукова.-Екатеринбург, 1999.
  6. О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.
  7. Н.В.        Нищева.        Конспекты        занятий        по        формированию        у        дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах.
  8. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
  9. В. А. Деркунская, А.А. Ошкина. Игры – эксперименты с дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
  10. Дидактические игры по познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Картотека.
  11. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду.
  12. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.

Используемые Интернет-ресурсы http://www.rukukla.ru/ http://igru6ka.ru/kate/russianto

http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическая карусель" и "Театр мод"

Материал выступления выложела в разделе видео, но получилось очень мало. Поэтому выкладываю полный текст выступления "Экологическая карусель и "Театр мод"....

"Карусель, карусель"

Конструирование из бумаги...

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

НОД экологическая викторина "Осенняя карусель"

Экологическая викторина "Осенняя карусель" является обобщающим развлекательным мероприятием в подготовительной группе по теме "Ходит осень по дорожкам"....

"Карусель экологических знаний"

КВН для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар - практикум для педагогов "Экологическая карусель".

   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар - практикум на тему «Экологическая карусель».      Сегодняшний семинар позвол...

Проект «Экологическая карусель» на тему: «Сыпучие крупинки солнца»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫДошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение в природе, к се...