Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Спасем Байкал от загрязнения»
материал (старшая группа)

Задачи:

  1. Актуализировать знания об озере Байкал и значении чистой воды для живых организмов.
  2. Обсудить причины возникновения мусорных свалок, их состав и влияние на загрязнение Байкала и его обитателей.
  3. Познакомить с правилами сортировки мусора и закрепить их через игровую деятельность.
  4. Узнать, что происходит с отсортированным мусором.
  5. Изготовить дидактическую игру «Сортировка мусора».
  6. Обсудить свою деятельность на занятии.
  7. Воспитывать экологическую культуру и желание участвовать в охране окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_po_ekologii.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: «Спасем Байкал от загрязнения»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Культурно-смысловой подтекст: стремление узнать больше о том, как сохранить природу Байкала.

Цель: привлечь внимание воспитанников старшей группы к экологической проблеме загрязнения озера Байкал свалками мусора и найти пути её решения через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Актуализировать знания об озере Байкал и значении чистой воды для живых организмов.
  2. Обсудить причины возникновения мусорных свалок, их состав и влияние на загрязнение Байкала и его обитателей.
  3. Познакомить с правилами сортировки мусора и закрепить их через игровую деятельность.
  4. Узнать, что происходит с отсортированным мусором.
  5. Изготовить дидактическую игру «Сортировка мусора».
  6. Обсудить свою деятельность на занятии.
  7. Воспитывать экологическую культуру и желание участвовать в охране окружающей среды.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, поприветствуем их. 

(Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое,         (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое,                  (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок,      (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок,  (соединили руки,ладошки в стороны — дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень!            (показывают на себя и делают низкий поклон)

Давайте все друг другу улыбнёмся.  

Воспитатель: Наш дом родной, наш общий дом — 

                           Земля, где мы с тобой живём!

                           Чудес нам всех не перечесть, 

                           Одно у них названье есть:

                          Леса, и горы, и моря-

                          Всё называется… — Земля!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете — Земле.

Давайте рассмотрим её поближе.

Посмотрите на глобус — это уменьшенная копия нашей планеты. На нём можно увидеть моря и страны, острова и города. Есть пустыни, океаны и высокие горы.

Какого цвета больше всего на глобусе?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете, почему на нашей планете так много голубого цвета? Голубой цвет на глобусе обозначает океаны, моря, озёра и реки. Как можно назвать все эти водоёмы одним словом?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Послушайте строки из стихотворения М. Сергеева и отгадайте о каком водоеме идёт речь: Чтение стихотворения М. Сергеева «А что это такое?»

Ребенок 1                                                            Ребенок 2

А что это такое?                                                 А что это такое?

Такое голубое,                                                    Всё время в не покое,

Холодное, как льдина,                                       Быть может, это туча

Прозрачно, как стекло?                                     Застряла среди скал?

Быть может, это небо                                        А это и не туча,

За сосны зацепилось,                                        А это и не небо,

По скалам покатилось                                      А это и не солнце,

И на землю стекло?                                           А озеро … (Байкал!)

Воспитатель: Давайте найдем озеро Байкал на глобусе?

Воспитатель: Что вы можете сказать о воде озера Байкал?

Ответы детей: Она чистая, прозрачная, сквозь неё видны камни, её можно пить, она холодная.

Воспитатель: Байкал — одно из самых больших и глубоких озёр с чистой водой не только в нашей стране, но и на всей планете. Многие называют его морем с пресной водой. Воду Байкала можно пить.

Воспитатель: Для чего нужна чистая вода?

Ответы детей: Для животных, птиц, насекомых, рыб, растений, человека — чтобы пить, плавать, жить в ней.

Воспитатель: 

Как вы думаете, может ли вода Байкала стать непригодной для жизни? По чьей вине это может произойти?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хотите узнать больше о том, как человек может помочь Байкалу и его обитателям? Где мы можем узнать о проблемах загрязнения Байкала? Кто нам в этом может помочь?

 (Ответы детей: в книгах, по телевизору, в интернете; спросить у взрослых…)

Игра «Что лишнее?».

Воспитатель: Ребята! Предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. У меня есть картинки, и ваша задача — определить, какие из них относятся к мусору и загрязняют берег Байкала, а какие нет.

Дети рассматривают картинки и убирают те, которые не подходят. Среди них: бумага, камни, целлофан, водоросли, бутылки, песок, консервные банки, рыбы, бензин, автомобильное масло, дождь, заводы, снег.

(Воспитатель спрашивает у детей, что им понадобится для уборки мусора)

Ответы детей:

Дети берут лопаты, грабли и вёдра и заходят в музыкальный зал, где на полу лежит силуэт озера Байкал, сделанный из ткани.

Дружно на Байкал идём, 

Мы взбираемся на холм (повернуться друг за другом, с продвижением вперёд)

На Байкале дует ветер,                     (раскачиваться влево – вправо)

Он деревья крутит, вертит               (поднять прямые руки вверх, покачать им)

Суслик по дороге скачет     (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

Чайки над водой летят.                    (выполнить махи прямыми руками)

Мы к Байкалу подойдём,

И рассмотрим все кругом   (пойти к макету, руку «козырьком» оглядеться )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда берётся столько мусора на берегах Байкала?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог оставить столько мусора?

 Возможные ответы детей: туристы, отдыхающие, местные жители не убирали за собой мусор, он накопился и превратился в свалку.

Воспитатель: Давайте рассмотрим свалку. Из каких предметов она состоит? Дети рассматривают и обсуждают мусор, разбросанный по берегам макета.

Воспитатель: Что же может произойти с водой Байкала, если всё это не убирать? Что будет с обитателями Байкала?

Возможные ответы детей: мусор будет гнить, разлагаться, ржаветь, вредные вещества будут попадать в воду и загрязнять её, всё живое в Байкале погибнет.

Воспитатель: Подумайте, как люди могут помочь сохранить Байкал от загрязнения?

Возможные ответы детей: не мусорить, убирать за собой мусор, очистить Байкал от свалок.

Воспитатель: Ребята очень важно знать, как правильно сортировать мусор.                                Игра «Экологический десант»

Попробуем навести порядок? Чтобы знать, куда складывать определенный вид мусора нужно посмотреть на рисунки,такие рисунки называются «маркировка». 

1. Желтый (изображение огрызка и костей рыбы) – пищевые отходы

2. Голубой (изображение газеты и бумажной коробки) – бумага, картон

3. Серый (изображение алюминиевой банки) – метал

4. Оранжевый (изображение пластиковых бутылок) – пластик

5. Зеленый (изображение стеклянных бутылок) – стекло

Воспитатель:  Как вы считаете, почему они различаются по цвету?

Дети предлагают свои версии.

Воспитатель: Верно, в каждую корзину мы будем класть только тот мусор, который соответствует её цвету.

Воспитатель: Может быть, чтобы мы быстрее помогли Байкалу, нам стоит разделиться на группы? Тогда синие шарфики будут собирать мусор в жёлтую и голубую корзины, зелёные — в зелёную и серую, а оранжевые — в оранжевую.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы научились правильно сортировать мусор. 

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём. Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём. Вот выходим на полянку. (Ходьба на месте.)

К небу руки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели На места все дружно сели. (Дети садятся.)

Просмотр видеофильма «Вторая жизнь мусора»

Воспитатель: Дорогие ребята, а вы знаете, куда увозят мусор? И почему так важно разделять его по разным контейнерам?

Воспитатель: На каждом заводе перерабатывают только один вид отходов. Поэтому мы должны научиться правильно сортировать мусор. На заводах из отходов делают новые материалы, из которых потом создают полезные вещи.

Изготовление дидактической игры «Сортировка мусора»

 (дети садятся за столы, выбирают материалы, рисуют, опускают карточку в соответствующий контейнер поясняя свой выбор)

Воспитатель: Теперь у нас в группе есть своя настольная игра, сделанная своими руками.

Рефлексивный этап. (садятся вокруг Байкала)

Ребята, давайте вспомним, о какой проблеме загрязнения Байкала мы сегодня говорили? Кому мы оказывали помощь? Что нового мы узнали о том, как можно бороться со свалками мусора?

Удалось ли вам узнать больше о том, как каждый из нас может помочь спасти Байкал от загрязнения?

Что показалось вам самым трудным? А что — самым лёгким?

Воспитатель: Кому бы вы рассказали, как человек может помочь Байкалу не загрязняться, как правильно сортировать мусор, чтобы не вредить природе? Где бы мы могли разместить нашу игру «Сортируем мусор»? Предлагаю вместе с родителями придумать, сделать и принести поделку из любого мусора, чтобы мы могли устроить в группе выставку.

Самоанализ открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Спасем Байкал от загрязнения»

Образовательной событие «Спасем Байкал от загрязнения» осуществлялась в соответствии с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с ФГОС  и ФОП ДОУ с целью: привлечь внимание воспитанников старшей группы к экологической проблеме загрязнения озера Байкал свалками мусора и найти пути её решения через познавательно-исследовательскую деятельность.

Во время образовательной деятельности решались следующие задачи:

Задачи:

1.        Актуализировать знания об озере Байкал и значении чистой воды для живых организмов.

2.        Обсудить причины возникновения мусорных свалок, их состав и влияние на загрязнение Байкала и его обитателей.

3.        Познакомить с правилами сортировки мусора и закрепить их через игровую деятельность.

4.        Узнать, что происходит с отсортированным мусором.

5.        Изготовить дидактическую игру «Сортировка мусора».

6.        Обсудить свою деятельность на занятии.

7.        Воспитывать экологическую культуру и желание участвовать в охране окружающей среды.

Образовательное событие состояло из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть - это организация детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, развертывание образовательной ситуации: Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями, дети заслушивают стихотворение, о планете Земля, рассматривают глобус тем самым вопросы о Земле и водоемах подводят детей к теме занятия. На этом этапе мне было необходимо мотивировать детей, на реализацию поставленных задач. Использовали вопросы открытого типа, для наглядного усвоения и закрепления материала, демонстрационный материал.  Были созданы условия для принятия детьми «детской» цели.

Основная часть- это практическая деятельность детей. Дети отвечали на вопросы воспитателя, рассуждали, играли в игру «Что лишнее?», далее отправились с инвентарем для очистки мусора на озере Байкал, физкультминутка с повтором движений, игра «Экологический десант» Физминутка «Вместе по лесу идём», Просмотр видеофильма «Вторая жизнь мусора», Изготовление дидактической игры «Сортировка мусора»

Заключительная часть-это рефлексия деятельности, умение оценивать результаты своей деятельности.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно, откликались к готовности выполнять задания, это свидетельствует о том, что познавательный интерес у детей был создан. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач.

Так же была пополнена предметно-развивающая среда группы материалами по теме.

Использовала личностно-ориентированный подход: подбадривала, хвалила, направляла.

 Детскую деятельность контролировала словесно и показом, по ходу занятия, наблюдала за действиями детей.

Смена видов деятельности позволили предотвратить утомляемость (беседа, игры, динамическая пауза, просмотр мультфильма, практическая деятельность по очистки озера Байкала от мусора, сортировка его. Изготовление игры). На протяжении всей образовательной деятельности поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу, привлекала внимание детей интонацией, поддерживала их высказывания.

Считаю, что поставленные в организованной образовательной деятельности задачи были выполнены. Рефлексия тоже это подтверждает. В дальнейшем я планирую продолжать работу по этой теме, т.к эта тема актуальна и интересна детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Лягушка квакушка»

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают. Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их поль...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Мир комнатных растений».

Учить узнавать  и правильно называть комнатные растения по внешним признакам. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Развивать интерес у детей к растительному миру....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Урожай»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группеТема: «Урожай»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Животный мир крайнего севера».

Конспект занятия в старшей общеобразовательной группе.цель: уточнить и расширить знания детей о животных крайнего севера. Характерном внешнем виде, повадках, питании, дитенышах. Воспитывать у детей ин...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Развитие у дошкольников экологически осознанного интереса к природе...