"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях ДОУ"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлено на формирование у детей любви к Родине, уважения к её истории, культуре и традициям. Оно способствует развитию патриотических чувств, гражданской позиции и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №32»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
в современных условиях ДОУ»
ПОДГОТОВИЛА:
Воспитатель Калданова Эльмира Сарбаевна
г.Оренбург 2023
В текущем учебном году моя тема по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО».
В рамках темы по самообразованию мною составлен тематический план саморазвития, план работы с детьми и родителями.Вся работа постоена на принципах систематической деятельности с детьми в организованной деятельности и режимных моментах. Хотелось бы поделиться теоритическим опытом работы по теме самообразования.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.
Мы с вами все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.
Нормативно-правовая база.
- Конституция Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), утверждённая Правительством РФ от 05.10.2010 г.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.;
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.;
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года). В трактовке воспитания усилена роль гражданско-патриотического воспитания. Одна из основных целей развития системы образования – воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
В закон включена ст. 12.1 о «требованиях к организации воспитания», по которому образовательным организациям предлагается составить календарный план воспитательной работы.
Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
Программно-методическое обеспечение.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». М., «Скрипторий», 2002.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010;
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ». «Сфера», 2005.
- «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника» под общей редакцией Т.И.Оверчук. М., 2004;
- Новицкая М.Ю. «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду: методические рекомендации/М.Ю.Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 197с.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие направления как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии, социальные акции, конкурсы и др.).
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Обогащена развивающая среда, пополнена методическая копилка. Можете ознакомиться с моими наработками. (показать папку и картотеки игр) . Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
Полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать, так как тема является очень актуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"
В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поеоления...

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности до...

Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях.
Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представл...

Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...

Статья "Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"
Статья содержит описание работы педагогов структурного подразделения "отделение дошкольного образования" с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при помощи разнообразных средств и...

