Консультация для педагогов: "Сравнительный анализ психологических особенностей дошкольника и младшего школьника"
консультация

Братчина Алина Алексеевна

Знание и учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся позволяют педагогам  правильно построить образовательный процесс. Поэтому каждый педагог  должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми, как в детском саду, так и в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ психологических особенностей дошкольника и младшего школьника

Свое выступление хочу начать с игры.

Игра «Найди спрятанные имена».

Легко ли Вам было переключиться с одного вида деятельности на другой, выполнить задание, не зная его инструкции? Нашим детям также очень непросто  при переходе из детского сада в школу.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 11 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.

Знание и учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся позволяют педагогам  правильно построить образовательный процесс. Поэтому каждый педагог  должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми, как в детском саду, так и в начальной школе.

Целью моего выступления является сравнительный анализ психологических особенностей  детей дошкольного и младшего школьного возраста. На наш взгляд это необходимо, с одной стороны, для осознания воспитателями ДОУ  необходимости формирования предпосылок учебных действий у старших дошкольников,  их успешного перехода на уровень начального общего образования. С другой стороны, для понимания  учителями начальных классов того, что успешное  формирование у учебных действий и учебной деятельности младшего школьника возможно только в том случае, когда педагоги учитывают актуальный уровень развития ребёнка, поступившего в первый класс.

Давайте сравним  особенности современного  дошкольника и младшего школьника.

Старший дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Физическое развитие

Это возраст 6-ти – 7 летних детей,  характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1- 4 классах начальной школы.   Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Ведущий вид деятельности

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста; это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Структура игры: роль – исполнение обязанностей, которые накладывают роли; игровые действия – действия, свободные от операционально-технической стороны, действия со значениями; сюжет – отражаемая в играх действительность; содержание – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых; правила - необходимые условия выполненных действий. К концу периода игры носят «режиссерский» характер.

Значение игры: позволяет постигнуть системы отношений между людьми и усвоить нормы поведения; способствует развитию знаково-символической функции сознания и речи;  дети учатся общаться, согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи и т.д.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, знаний, накопленных человечеством.

Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована.Школьная деятельность является основой построения новых связей и отношений ребёнка с действительностью; её содержание – овладение обобщёнными способами действий в сфере теоретических знаний.

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений впервые становится сам ребёнок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности.

Структура деятельности: 1. Учебно-познавательные мотивы; 2. Учебная задача; 3. Учебное действие; 4. действие контроля; 5. Действие оценки.  

Характеристики деятельности: результативность, обязательность, произвольность.

Централь

ные новообразования

Соподчинение мотивов - деятельность и поведение начинают  осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания,  которые подчиняют личные мотивы, это выступает условием развития способностей.

В этом возрасте можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Благодаря этому формируются  настойчивость и умение преодолевать трудности, возникает чувство долга по отношению к другим людям.

Самосознание – возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой  и общественно оцениваемой деятельности. Важные составляющие самосознания – самооценка и осознание своих переживаний.

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Чувство компетентности – позволяет приобрести постижение основ трудового и социального опыта и даёт возможность получить признание окружающих.

Познавательное развитие

Память – является ведущим психическим процессом. Характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному  и опосредованного запоминанию и припоминанию. У детей старшего дошкольного возраста появляются признаки смыслового запоминания, формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.  Складываются элементы произвольной памяти как способности регуляции данного процесса. Память приобретает интеллектуальный характер,   все больше объединяясь с речью и мышлением.

Мышление - дальнейшее совершенствование наглядно-образного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-действенного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач, развитие операций классификации и сериации. На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется конкретно-логический интеллект.

Внимание. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание совершенствуется, приобретая большую сосредоточенность и устойчивость. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся у ребёнка до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемым объектам; оно не является произвольным. В развитии произвольного внимания ребёнку помогают рассуждения вслух. Старшие  дошкольники могут сосредотачивать внимание  12-20 секунд.

Восприятие. Складывается способность мысленно расчленять выделенный предмет на части и  затем объединять их в единое целое. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим; утрачивает свой аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Помимо контуров предметов выделяются структура, пространственные особенности и соотношение частей предмета. В восприятии выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск.

Воображение  в старшем дошкольном возрасте  из репродуктивного развивается в творчески преобразующее действительность. Приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов

Речь - становится более связанной и приобретает форму  диалога. В этом возрасте характерно словотворчество. Появляется развёрнутое монологическое высказывание, развивается речь «про себя» и внутренняя речь.

Можно выделить 2 основные линии развития познавательной сферы: 1) произвольность; 2) интеллектуализация. Хорошо раскрываются общие и специальные способности.

Память. Приобретает ярко выраженный произвольный характер, ребёнок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти).

Мышление.   Наступает переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, соединение всех видов мышления. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие, - он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения).

Внимание. Преобладает произвольное внимание. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Потом с помощью мышления начинает формироваться синтезирующее восприятие.

Воображение. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям. Воображение у младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение у него имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер. В процессе обучения это воссоздающее воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом (бесплодным фантазированием), а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки, иногда и полезные), над изготовлением которых надо потрудиться.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Младший школьник проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Личностное развитие

Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности.

Развитию личности способствуют продуктивные виды деятельности, в них формируются направленность на  получение результата.

Очень важно одобрение взрослых, которое переходит в оценку  своих собственных качеств и неудач, т.о. ребёнок овладевает навыками самооценки у оценки других людей.

Появляется персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Возникают  личностные образования: соподчинение мотивов — деятельность и поведение начинают  осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания которые подчиняют личные мотивы, это выступает условием развития способностей.

Усвоение нравственных норм - с помощью  взрослого ребёнок устанавливает соответствие своего действия с положительным или  отрицательным эталоном.

Формируется произвольность поведения — характерная устойчивость, внеситуативность. У  ребёнка появляется возможность планировать свои действия, производить их анализ и самоконтроль; в 3-4 года происходит укрепление эмоциональной саморегуляции, в 4-5 лет — нравственная саморегуляция, в 6 лет — деловые личностные качества ребёнка. Продолжает формироваться характер.

В сфере самосознания появляется внутренняя позиция школьника. Стремление к ней характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Самосознание осуществляется в учебной деятельности, в ней ребёнок познаёт самого себя, у него складывается представление о себе, самооценка.

Направленность личности выражается в потребностях: в игровой деятельности, в движениях, во внешних впечатлениях, а так же новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя, потребность быть лучшим, любимым учеником; потребность в общении.

Ведущими являются познавательные потребности. Характерна доверчивость и исполнительность, которые являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Повышенная реактивность, подражательность. Развивается волевая регуляция поведения, совершенствуется трудолюбие и самостоятельность.

Развивается мотивационная сфера: 1) широкие социальные мотивы; 2) познавательные мотивы – мотивы самосовершенствования; 3) мотивы достижения – достижения успеха, престижная мотивация, мотивация избегания неудачи; 4) компенсаторная мотивация – компенсация недостаточного интереса к учебной деятельности интересами и успехами в других видах деятельности. Таким образом, мотивы бывают:

1) учебными – познавательные, социального одобрения, широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы; и 2) личностными – мотивы достижения успехов и избегания неудач.

Изменяется характер эмоций у детей: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций.

Социальное развитие

Общение носит характер  внеситуативно-познавательного.  

Эмоционально-положительное отношение к себе ориентирует ребёнка на притязание соответствовать положительному этическому эталону, в связи с этим возникает стремление к одобрению и признанию среди окружающих.

Возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляются уже первые нормы поведения и нравственные чувства.

Социальное развитие состоит в том, что человек учится выбирать своё поведение в зависимости от конкретной ситуации.

В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда, заботы,  также властвования, грубости, зависти.

Общение со сверстником становится более регулярным и продолжительным.

Развивается мотивация общения, желание быть понятым.  

Появляются качества личности, обнаруживаемые в игре, которые определяют формирующиеся взаимоотношения.

Появляется стремление к социальному положению школьника и к учению как к новой социально значимой деятельности. Это выражается, например, в стремлении выполнять поручения взрослых. Ребёнок учится ради признания и одобрения, значимых для него других людей. Его отношения с взрослыми и сверстниками определяются тем, как он выполняет свои новые общественно значимые обязанности.

Особенностью детей младшего  школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителю, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки.

Время, отводимое на общение, увеличивается, большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение с взрослыми.

Появляется кооперация со сверстниками. Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребёнком и взрослым – иерархические и несимметричные. Но сотрудничество с взрослым является необходимым условием психического развития ребёнка. Кооперация ребёнка со сверстниками необходима для формирования контрольно-оценочных действий ребёнка. Кооперация выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе соотношений участников деятельности.

Другие новообразования

Проявление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний  и переживаний как полностью открытых другим людям;

Способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения, то есть чувств);

Нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию;

Дифференциация перцептивных  и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения.

Учебные мотивы.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка.

Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

В ФГОС ДО в части "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования" определяется, что целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к реализации основной образовательной программы ДО  целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом,  дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные задачи. Так  задача ДОУ при подготовке детей к  школьному обучению заключается в  формировании предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников. Задача же педагогов начальной школы,  реализовать постепенный переход  от игровой деятельности к учебной. Это одно из ведущих условий успешной адаптации дошкольника к школьному обучению.

Используемая литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М – 1993

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8  

Гоноболин. Ф.Н. "Психология"   Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

 Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула. – 2002

Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология», изд. Центр «Академия», 1996 г.

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ психологических особенностей старшего дошкольника и младшего школьника.

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период ид...

" Особенности памяти дошкольника и младшего школьника"

В предоставленном материале раскрыты : общая характиристика памяти, виды памяти,особенности памяти дошкольника и младшего школьника,методики исследования....

Возрастные особенности дошкольников и младших школьников

Рост и развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее, причем включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествоват...

Психологические особенности развития словесно-логического мышления у дошкольников и младших школьников

Изучение особенностей развития становления детской речи в рамках словесно - логического мышления...

Психологические особенности дошкольников с ОВЗ. Консультация для родителей.

В данной статье дана краткая характеристика понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" в целом, а так же характеристики основных групп детей с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, ...

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности дошкольников 1 младшая группа"

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Психологические особенности коррекции самооценки младшего школьника в условиях критических изменений семейных отношений

      Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отноше...