Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности дошкольников 1 младшая группа"
статья (младшая группа)
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что малыша в данный момент ничего не беспокоит.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно – личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали важную особенность: обучить ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто еще как один предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно – действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно – манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно – манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле многие ребята наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве, если педагог не ставит перед собой задачу перевести их на стезю предметно – имитирующего творчества. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.
В качестве резюме отметим самые важные,
с точки зрения обучения и развития,
психологические особенности детей 2 – 3 лет:
- им присуща наглядно – действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, то есть позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психо эмоционально комфортного состояния;
- внимание, мышление, память непроизвольны.
Возрастные психологические особенности дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-685150-1591282674.jpg)
Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей младшей группы»
Возраст 3–4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-1017434-1519900928.jpg)
Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»
Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090363-1544099405.jpg)
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста "
Консультация рекомендуется педагогам младших групп....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1091424-1589391566.jpg)
Консультация для родителей. Возрастные особенности детей младшей группы (3 - 4 года)
Данная консультация для родителей должна объяснить, как вести себя с ребенком во время его капризов, слез. Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, поним...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-127981-1669062060.jpg)
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшей группы"
Консультация для родителей:«Возрастные особенности детей младшей группы»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1427748-1665736606.jpg)
Консультация для родителей: « возрастные особенности детей младшей группы»
Консультация для родителей: « возрастные особенности детей младшей группы»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/20/picture-1388088-1645360704.jpg)
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшей группы"
3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. ...