Главные вкладки

    Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности дошкольников 1 младшая группа"
    статья (младшая группа)

    До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

    Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

    Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

    Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что малыша в данный момент ничего не беспокоит.

    Общение у детей данного возраста носит ситуативно – личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали важную особенность: обучить ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

    Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

    Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто еще как один предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.

    Мышление ребенка данного возраста носит наглядно – действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно – манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

    Из предметно – манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле многие ребята наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве, если педагог не ставит перед собой задачу перевести их на стезю предметно – имитирующего творчества. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.

    В качестве резюме отметим самые важные,
    с точки зрения обучения и развития,
    психологические особенности детей 2 – 3 лет:

    • им присуща наглядно – действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, то есть позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
    • речь находится в стадии формирования;
    • обучение эффективно только на фоне психо эмоционально комфортного состояния;
    • внимание, мышление, память непроизвольны.

    Возрастные психологические особенности дошкольников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Психологические особенности младшего школьника»

    Публикуемый материал содержит краткую характреристику анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, описывает развитие разных психических функций в этом возрасте. Кроме того,...

    Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей младшей группы»

    Возраст  3–4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становит...

    Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»

    Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»...

    Психологические особенности дошкольников с ОВЗ. Консультация для родителей.

    В данной статье дана краткая характеристика понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" в целом, а так же характеристики основных групп детей с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, ...

    Консультация для родителей. Возрастные особенности детей младшей группы (3 - 4 года)

    Данная консультация для родителей должна объяснить, как вести себя с ребенком во время его капризов, слез. Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, поним...