Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей младшей группы»
консультация (младшая группа) на тему

Сергеева Зоя Алексеевна

 

Возраст  3–4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию  с  его  реальными  возможностями.  Это  противоречие разрешается  через  развитие  игры,  которая  становится  ведущим  видом деятельности в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Теремок» города Новочебоксарск Чувашской республики

Консультация для родителей:

«Возрастные особенности детей

младшей группы»

                                           

Подготовила:

воспитатель первой  квалификационной категории Сергеева З. А.                                            

Новочебоксарск, 2015 год

        Возраст  3–4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию  с  его  реальными  возможностями.  Это  противоречие разрешается  через  развитие  игры,  которая  становится  ведущим  видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.          

         Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Дидактические игры закрепляют умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. Учить собирать картинку из 4–6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.        

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений  о  предмете. В  этом  возрасте  они  только  начинают  формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали,  у  других  рисунки  могут  быть  более  детализированы.  Дети  уже могут использовать цвет. Большое  значение  для  развития  мелкой  моторики  имеет  лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.            

        Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.        Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена  возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

        К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются  память  и  внимание.  По  просьбе  взрослого  дети  могут запомнить  3–4  слова  и  5–6  названий  предметов.  К  концу  младшего  до-школьного  возраста  они  способны  запомнить  значительные  отрывки  из любимых произведений.

        Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования  ситуаций  в  ряде  случаев  осуществляются  на  основе целенаправленных  проб  с  учетом  желаемого  результата. Дошкольники способны  установить  некоторые  скрытые  связи  и  отношения  между предметами.

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения  детей  обусловлены  нормами  и  правилами.  В  результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое  количество  норм,  которые  выступают  основанием  для  оценки собственных действий и действий других детей.

        Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они  скорее играют  рядом,  чем  активно  вступают  во  взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.                                                        

В  младшем  дошкольном  возрасте  можно  наблюдать  соподчинение мотивов  поведения  в  относительно  простых  ситуациях.  Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Также необходимо подчеркнуть, что особое внимание при работе с детьми четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера.                                                          

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

      Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.        Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально – волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить.        Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее»), а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»

Консультация для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА»...

Консультация для родителей Возрастные особенности детей Младший дошкольный возраст (3-4 года)

У детей младшего возраста накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правиль...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшего возраста".

Косультация для родителей для родительского собрания "Возрастные особенности детей младшего возраста"....

Консультация для родителей. Возрастные особенности детей младшей группы (3 - 4 года)

Данная консультация для родителей должна объяснить, как вести себя с ребенком во время его капризов, слез. Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, поним...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшей группы"

Консультация для родителей:«Возрастные особенности детей младшей группы»...

Консультация для родителей: « возрастные особенности детей младшей группы»

Консультация для родителей: « возрастные особенности детей младшей группы»...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей младшей группы"

3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. ...