«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
материал

Иванова Наталья Геннадьевна

Актуальность выбранной темы:

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

НА 2020-2021 ГОД

Воспитатель: Н.Г. Иванова 

пгт. Междуреченсикй, 2020 г.

План работы по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы:

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей раннего возраста.

В возрасте от 2 месяцев до 2 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально - эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Предполагаемый результат: 

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- обогащение предметно – развивающей среды группы; развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития, сенсорного восприятия.

- разработан перспективный план по образовательным областям, по использованию дидактических игр

- изготовлены дидактические игры по образовательным областям.

- использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

- разработать методичку по дидактическим играм для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Для детей

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.


Этапы реализации самообразования:

Этап

Сроки

Содержание

Цель

1

Организационно-ознакомительный

Сентябрь

  1. Елена Касаткина Образовательная программа «Теремок». Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие. ФГОС - 2019 г.

  2. С.Г. Белая, В.Н. Лукьяненко Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой - 2019 г.

   3. И.И. Казунина, И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Первые игры и игрушки. Игровая среда для детей от рождения до 3 лет» - 2019 г.

    4. Т.В. Галанова Развивающие игры с малышами до 3 лет – 2002 г.

Изучить  учебную, справочную, научно - методическую литературу по теме «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста».

Игровые технологии в ДОУ

Изучить игровые технологии в ДОУ.

Разработка плана работы по самообразованию.

Разработать план работы по дидактическим играм для детей раннего возраста по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации  плана по самообразованию «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста».

2

Практический

Октябрь –

Апрель

Социально –

коммуникативное развитие

Познавательное

развитие

Речевое

развитие

Д. игра: «Сороконожка» - Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Д. игра: «Угадай, кто позвал» - упражнять слуховой анализатор детей, внимание, память.

Д. игра: «Помоги маме» -  учить детей проявлять заботу и внимание к маме.

Д. игра: «Что хочет делать Маша» - уточнить представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Д. игра «Я змея» - Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Развивать у детей навыки общения.

Д. игра «Кто пришел к нам в гости?» - способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Д. игра «Кто лучше разбудит» - способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Д. игра: «Петушок – золотой гребешок» - Учить детей различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Д. игра: «В каком домике яйцо» - Формировать у детей умение различать и правильно называть четыре основных цвета; учить выкладывать яйцо в ячейку.

Д. игра: «Пирамидка» - Закрепить значение слов «большой» и «маленький»; развивать тонкую моторику пальцев, координацию движений.

Д. игра: «Овощной магазин» - Расширять представление детей о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов; умение правильно отобрать овощи для покупателей.

Д. игра: «Длинный - короткий» - Продолжать развивать сенсорные способности малышей, умение различать предметы по длине, употреблять в речи слова «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление, активизировать словарь.

Д. игра:  «Покажи такую же» - Продолжать закреплять умение находить нужную фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет фигуры.

Д. игра: «Куча - мала» - Познакомить детей с бусами; учить детей нанизывать бусы на веревочку; развивать положительные эмоции, желание играть с бусами.

Д. игра: «Улитка» - Закрепить знание детей о форме, величине, цвете бус; вспомнить, как делать из бус дорожку.

Д. игра: «Один - много» - Развивать первые математические навыки, внимание, воображение.

Д. игра: «Шнуровки» - Учить детей выполнять действия со шнуровкой, развивать мелку моторику кистей рук, развивать мышление.

Д. игра: «Собери корзинку» -  Развивать восприятия формы и цвета, формирование умственной операции сравнения.

Д. игра: «Тарелочки и блюдечки» -  Выделение и распознание в предметах характеристики «размер».

Д. игра: «Разрезанные картинки» - Развивать зрительную память и восприятие детей.

Д. игра: «Миша и мишутка» - Классификация предметов по признаку «размеру».

Д. игра: «Аквариум» - Классификация предметов по признаку «размер»; развивать разговорную речь, обогащать активный словарь детей.

Д. игра: «Наши игрушки» - учить правильному произношению названий некоторых игрушек из группы, приобретение детьми навыков правильного выражения своих мыслей в простых и сложных преложений.

Д. игра: «Кто, как кричит» - Развивать умение определять животное по аудиозаписи (по звукам); закреплять названия животных; развивать внимание, память, речь.

Д. игра: «Игры с пальчиками» - учить детей слушать речь, понимать о чем говорится в потешке.

Д. игра: «Узнай игрушку» - формировать способность к узнаванию предмета на ощупь и по описанию его.

Д. игра: «Кто в домике живет» - закреплять правильное произношение звуков; развивать дыхание детей во время речи.

Д. игра: «Варим компот» - развивать словарь детей, следить за правильностью грамматического строя речи; закрепить знания детей о фруктах.

Д. игра: «Чьи детки» - закрепить знание детей о домашних животных их детенышах, кто как кричит.

Д. игра: «Какой детеныш спрятался» - развивать зрительное внимание, зрительную память, закрепить названия детенышей.  

Д. игра: «Покажи, где…» - привлечь внимание детей к предлагаемым предметам и картинкам.

Артикуляционная игра «Язычок и его домик» - вызвать у детей интерес к артикуляционной игре; способствовать развитию у детей слухового внимания и восприятия.

3

Заключительный

Май

Содержание

Цель

Разработать методичку по теме «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста».

Отчет по данной теме «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста».

Подготовить информации к отчёту (презентация, сбор информации, фотографий).

4

Работа с

родителями

В

течение года

Анкетирование родителей  «Что вы знаете о дидактических играх?»

С целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.  

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактические игры.

«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр для сенсорного развития детей.

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду»

5

Работа с

педагогами

В

течение года

«Дидактическая игра как форма обучения

детей раннего возраста»

Мастер - класс

«Дидактическая игра в жизни ребенка».

Педсовет

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.  

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.

Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...