Конструктор Cuboro, как средство развития пространственного мышления у детей с ОВЗ
консультация (подготовительная группа)

Конструктор Cuboro, как средство развития пространственного мышления у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор Cuboro, как средство развития пространственного мышления у детей с ОВЗ

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы). На своих занятиях я использую наряду с другими дидактическими материалами, игровые и строительные наборы «Куборо» (Cuboro): Cuboro Basis (Базис)

Отечественные педагоги и исследователи отмечали значительную роль конструктивной деятельности в развитии ребенка, поскольку она сочетает в себе как игровую, так и учебную деятельность и оказывает существенное влияние на развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста как с нормой развития, так и с ОВЗ.

КУБОРО – конструктор, создан Маттиасом Эттера специально для детей с ОВЗ для развития ловкости и моторики. Конструктор представляет собой набор из деревянных кубиков и стеклянных шариков. С помощью кубиков создается маршрут, по которому двигаются шарики. Для движения шарика по поверхности кубика используются желоба, для движения внутри кубика – тоннели. Как правило, кубики многофункциональны – имеют и желоба (в т.ч. на нижней поверхности) и тоннели. Применение данного конструктора способствует знакомству детей с основами конструирования и моделирования, развитию логического инженерного мышления, тренировке пространственного воображения, обучению согласованно работать в команде, коллективе. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться идеями, обсуждать планы и совместно достигать целей. Это особенно ценно для детей с аутизмом или другими расстройствами, влияющими на социальную адаптацию.

Деревянные конструкторы серий Cuboro являются прекрасным дидактическим материалом для развития основных когнитивных функций ребенка:

- Развитие речи. Является необходимым условием при командной работе для обсуждения путей создания лабиринта или решения задачи.

- Развитие логического мышления. Нахождение путей решения одной и той же задачи, но с разными условиями, заинтересует как детей младшего школьного возраста, так и взрослого человека.

- Развитие пространственного воображения. Игроки должны научиться контролировать передвижения шарика по всей площади лабиринта и по всем направлениям (прямо, влево, вправо, вниз).

- Развитие абстрактного мышления. Игроки должны представлять тот путь, по которому будет двигаться шарик, при этом шарик не всегда будет виден.

- Развитие мелкой моторики. Кубики должны быть уложены максимально ровно, чтобы шарик свободно перемещался по желобам и тоннелям вашей конструкции. Если кубики будут находиться в неправильном положении, движение шарика будет затруднено, либо он вообще остановится и не пройдет запланированный вами маршрут.

- Творческое мышление. Существуют тысячи способов выстроить свой индивидуальный маршрут. Каждый ребенок будет размышлять по-своему, и построит лабиринт в зависимости от его желания и возможностей. Игроки должны проявлять творческий подход, чтобы преодолеть препятствия и довести шарик до конечной точки.

Кроме того, система Cuboro имеет различное применение в инклюзивном образовании – с его помощью можно развить и улучшить такие качества, как способность к концентрации внимания, визуальную память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук и тактильное восприятие, понимание инструкций, и так далее. Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.

Дети, занимающиеся конструированием по игровой системе Сuboro, тренируют навыки необходимые для обучения чтению, письму и счёту, то есть в игре формируются предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать деятельность и результат своей работы, доводить начатое дело до конца. Кроме того, конструирование из кубиков требует от ребенка аккуратности, терпения и тренировки для закрепления приобретенных навыков, что оказывает большое влияние на развитие личности и воли ребенка.

Конструирование по условиям, формирует умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу. Так, например, можно поставить задачу построить фигуру, изображенную на рисунке (схеме) дополнив конструкцию необходимыми элементами, так, чтобы шарик мог беспрепятственно прокатиться по дорожке. Подобные задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается, что способствует развитию творческого конструирования.

Самостоятельная работа с конструктором, обладает большими возможностями для формирования творчества детей и проявления их самостоятельности, так как дети сами решают, что и как будут конструировать. Это позволяет сформировать обобщенные представления о конструируемом объекте, овладеть обобщенными способами конструирования и умением искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Развитие инженерного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов сегодня стоит перед педагогикой как одна из ключевых задач. Инженерное мышление предполагает умение анализировать проблемы, находить оптимальные решения, проектировать и создавать новые устройства и механизмы. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые могут столкнуться с ограничениями в двигательной активности или восприятии информации, освоение алгоритмов конструирования с помощью различных конструкторов может стать ключевым инструментом развития их творческого потенциала. Конструкторская деятельность предоставляем им возможность придумывать и создавать свои изделия, сооружения и постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку.

Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к конструированию позволяет нам, педагогам, не только создать благоприятные условия для развития высших психических функций, в том числе и мышления, но и решать некоторые из образовательных и социальных задач, а именно:

- амплификация познавательной, социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью для повышения мотивации их учебной и трудовой деятельности;

- выстраивание эффективных форм и методов позитивного сотрудничества в совместной деятельности, что позволяет ребенку с ОВЗ осваивать новые способы обработки информации и взаимодействия с окружающим миром;

- развитие интеллекта, воображения, логического и пространственного мышления, мелкой моторики, творческих задатков.

- повышение самооценки и уверенности в себе: создание собственных моделей и достижение конкретных результатов вызывает у детей чувство удовлетворенности и гордости за свои достижения. Это положительно влияет на их самооценку и уверенность в своих силах, что крайне важно для успешной интеграции в обществе;

- поддержка инклюзии: использование конструкторов в инклюзивных группах позволяет детям с разными возможностями участвовать в одном проекте наравне со своими сверстниками. Это способствует формированию толерантного отношения и понимания различий, а также создает условия для взаимной поддержки и помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего"

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российск...

Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструмент...

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...

Конструирование как средство развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетли...

Конструктор "Cuboro" как средство развития технического творчества детей

laquo;Конструктор «Cuboro» как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»....