Познавательно исследовательская деятельность дошкольников в контексте ФГОС.
учебно-методический материал (старшая группа)

Кригер Оксана Анатольевна

Данный материал содержит перспективный план работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно исследовательская деятельность дошкольников в контексте ФГОС.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

  • действия и собственный практический опыт;
  • объяснения, рассказы, наблюдения и др.;
  • знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.

Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребенка позволяет ему более осознанно и глубоко разбираться в сведениях о нашем мире. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире.

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование — это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтоб получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.). Для организации опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ подходят центры экспериментирования, в которых подобрано оборудование, материалы, центры удобно размещены. Исследования можно проводить в играх, организовывать индивидуальную, подгрупповую работу, самостоятельную деятельность.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности у детей развивается любознательность, речь, память, активизируются мыслительные процессы (анализ, синтез), дети учатся измерять, сравнивать, считать. Происходит обогащение знаний об окружающем мире.

Перспективный план работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности (на месяц).

План разработан на основе годового комплексно – тематического планирования на 2024– 2025 год,

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок», старший дошкольный возраст.

месяц

Вид деятельности

Тема. Цель образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

оборудование

Планируемый результат

Тема декады: «Зимою много есть чудес, все вызывает интерес»

Цель: Зима (изменения) (расширять представления детей о признаках зимы, сезонные изменения в природе, одежде людей, формировать первичные представления о местах, где всегда зима, учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы).

Декабрь

(1-2 неделя)

НООД. Познавательное развитие.

ФЦКМ.

Тема: «Почему растаяла Снегурочка»

Программное содержание:

1. Учить устанавливать элементарно причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

2. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

3. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

4. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги.

Дети принимают участие в деятельности, устанавливают причинно – следственные связи, формулируют выводы, проявляют интерес к экспериментальной деятельности, обогащают знания о явлениях и закономерностях в природе.

НООД. ХЭР, ПР

Рисование.

Тема: «Зимние чудеса». (Солевое рисование)

Цель: учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.

Задачи: формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес к творческому экспериментированию, воспитывать любовь к природе.

Основа- картон темного цвета, набор гуаши, кисточки, Клей ПВА, емкости с солью, салфетки.

Дети заинтересованы, активно учувствуют в творческой, экспериментальной работе, получают удовольствие от результата деятельности.

Прогулка. Познавательное развитие.

Наблюдение.

«Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

«Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Дети опытным путем получают представления о различных свойствах снега, устанавливают причинно – следственные связи, закрепляют в речи прилагательные – пушистый, легкий, сыпучий.

Краткосрочный проект.

«Самая красивая снежинка»

Цель: обобщение, систематизация знаний и представления детей о неживой природе – о снеге.

Задачи: расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период. Узнать, как появляются снежинки. Изучить строение, форму снежинок и почему они разные. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе. Учить создавать снежинку различными методами и нетрадиционными формами (рисовании, аппликации и лепке). Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности. Способствовать умению применять знания и умения, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

Индивидуальный наборы для опытно – экспериментальной деятельности (лупа, блокнот, капельницы, пинцеты, емкости для смешивания, контейнеры для хранения, трубочки для выдувания), наборы для творчества.

Дети познакомятся со свойствами снега, с результатами воздействия на него разной температуры. Сформируются навыки изображения снежинки, снега разными способами.

Родители примут активное участие в реализации проекта.

Сформируется интерес к исследовательской деятельности.

Прогулка. Познавательное развитие.

Экспериментирование на прогулке

«мыльные пузыри»

Цель: пронаблюдать, как изменяются свойства веществ (мыльный раствор), на морозе, развивать познавательную активность, обогащать кругозор.

Мыльный раствор, трубочки.

Дети заинтересованы, выдувают мыльные пузыри, наблюдают, устанавливают причинно следственные связи.

Конструирование

Конструирование из природного материала

«Берлога медведя»

Цель: продолжать закреплять навыки работы с природным материалом.

Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий природный материал; развивать воображение и творчество.

Природный материал, пластилин, рисунки, схемы с изображением берлоги изнутри. Фонарики для подсвечивания входа (лаз в берлогу), отверстия для подачи воздуха.

Дети заинтересованы, подбирают необходимый материал для постройки, рассматривают рисунки, занимаются постройкой берлоги, получают удовлетворение от деятельности, обыгрывают постройку.

Тема декады: «Я люблю экспериментировать!»

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения. Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, познавательный

Январь

(3-4 неделя)

НООД Познавательное развитие.

ФЦКМ

Тема: В мире металла

Цель: познакомить со свойствами и качествами металла, опытным путем научить отличать металлические предметы.

Картинки с изображением металлических предметов, металлические пластинки и предметы.

НООД ХЭР, ПР

Рисование.

Тема: знакомство с палитрой

Цель: обучение детей смешиванию красок для получения новых оттенков. Закрепление умение работать с палитрой, развивать интерес к творческому экспериментированию.

Наборы красок – акварель, палитра, кисточки, бумага А4, емкости с водой, салфетки.

Дети заинтересованы, смешивают краски, получают новые оттенки, рисуют.

НООД. ХЭР.

Рисование

«Рисование на песке»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью техники рисования песком. - Совершенствовать предметно-игровую деятельность. - умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности:

Песочницы для рисования, источник света, инструментарий для рисования.

Дети принимают участие в деятельности, рисуют на песке при помощи различных приспособлений, сравнивают изображения, получают удовольствие от деятельности.

Прогулка. Опыты – эксперименты.

Познавательная деятельность.

«Выращиваем цветные сосульки»

Цель: расширение представления о различных состояниях воды, пронаблюдать переход из одного состояния в другое. Развивать познавательный интерес к окружающей природе.

Емкости с водой, распылители, шерстяные нитки.

Дети проявляют интерес, принимают активное участие в деятельности, наблюдают как застывает вода «растет сосулька», устанавливают причинно следственные связи.

НООД.

Конструирование

Магнитный конструктор.

Проектная деятельность.

Краткосрочный проект

«Такие разные ложки»

Цель: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке

Ложки различные по форме, величине, назначению, технике изготовления. Весы, емкости для воды, мерники.

Дети заинтересованы, собирают коллекцию ложек, изучают ложки как предмет повседневного применения, изучают свойства материалов, из которых они изготовлены.

Театрализованная деятельность

«Театр теней»

Цель: побуждать детей принимать участие в театрализованных играх, развивать познавательный интерес к явлениям природы свет и тень, воспитывать любознательность.

Большой лист картона, лист прозрачной кальки, источник света, фигурки для демонстрации.

Дети заинтересованы, принимают участие в эксперименте, получают познания в области света и тени, приках условиях тень становиться больше, меньше, темнее или светлее.

Краткосрочный

Проект.

«Изучаем себя»

«Как мы дышим?»

Цель: опытным путем показать детям, как происходит процесс дыхания, развивать познавательный интерес к телу человека, воспитывать любознательность.

«Как мы слышим»

Большая картонная коробка, два воздушных шарика розового цвета, клейкая лента, ковролин.

Дети заинтересованы, совместно с воспитателем собирают модель, проводят эксперименты,

познакомятся с дыхательной системой человека, пронаблюдают механизм вдоха и выдоха человека.

«Как мы слышим, барабанная перепонка»

Цель: установить, как распространяются и улавливаются звуковые волны, развивать интерес к экспериментированию, воспитывать любознательность.

Модель барабанной перепонки из банки и воздушного шарика, рисовые зернышки, металлическая миска, ложка.

Дети заинтересованы, совместно с воспитателем собирают модель, проводят эксперимент, получают представление о передаче и приеме звуковых волн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....

«Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС» консультация для молодых педагогов ДОУ

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области  «Физическое развитие»  на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного от...

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"

Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС ДОО»

Театрализованная деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят иг...