Консультация для педагогов "Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ"
консультация

Масловская Ирина Юрьевна

Мотивация – представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Для чего вообще нужна эта мотивация?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 4 «Паровозик» г. Белгорода

        

                           

Консультация

на тему: «Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ»

                                                                                                 Консультацию подготовила:

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                Масловская И.Ю.

Белгород, 2025

«Чтобы переварить знания,

                                                                               надо поглощать их с аппетитом»

                                                                                                                        Анатоль Франц

В связи с вступлением в силу ФОП ДО, достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.  С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

           Мотивация – представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

        Для чего вообще нужна эта мотивация?

        Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

           Метод – способ воздействия или способ передачи знаний.

            Прием – варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • игры-забавы, инсценировки.

        На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. Ребята, давайте покажем зайке, как надо одеваться. Зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. Дети  показывают пример, как правильно одеваться.

        Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку, находят записку от огородного Пугала. «Ребята, помогите. Солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

        Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие).

        Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи).

Игровые приемы:

а) внесение игрушек;

б) создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками);

в) обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»);

г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» – воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает);

д) внезапность появления, исчезновение игрушки;

е) изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом);

ж) показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает);

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

2) разговор, беседа;

3) рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах – упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье).
  • Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда – это, из чего мы едим и пьем).
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»).
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи).

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6) Диафильмы.

Приемы:

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик).
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2 – 3 лет сложные).
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
  • Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки используют яркие, эстетичные, желательно новые. На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». 

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» – основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Вы сообщаете  детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» – основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т.д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.

Консультация для воспитателей всех возрастных групп....

консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"

консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"...

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....

Консультация « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ»

Консультация  « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ»...

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

         Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности....