консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"
консультация (младшая группа)

Зизевских Оксана Олеговна

консультация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы мотивации  детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре.

Цель: определение методов и приемов мотивации детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре.

Задачи:

  • Изучить понятия «Мотивация», «Метод», «Прием»
  • Разобрать виды мотивации.
  • Проанализировать классификацию методов и приемов мотивации детей на занятиях по физической культуре.

На сегодняшний день следуя запросам общества и населения, следуя основным целям и задачам модернизации в системе образования одним из условий формирования личности человека является формирование здоровой личности физически развитого ребёнка.

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, формируется мотивация к  физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.

Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.

Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т. е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотив совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью. Без наличия положительных мотивов интерес к деятельности может быстро угаснуть.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации - заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.

Виды мотивации:

  • Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).
  • Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «коробочку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «коробочку», то родители меня накажут).        

Правила для построения мотивации:

1.Мотивация должна быть экономичной, не более 2-3 минут;

2. В дошкольном возрасте ребенок развивается в игре, значит, мотивация должна быть игровой.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы), обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора мотивационных методов обучения.

Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения

Классификация методов

Словесный метод.

Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

1. объяснение

2. пояснение

3. указания

4. подача команд, распоряжений, сигналов

5. вопросы к детям

6. образный сюжетный рассказ

7. беседа

8. словесная инструкция

Наглядный метод

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

  1. Наглядно- зрительные приемы:

- показ физических упражнений

- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)

- имитация (подражание)

- зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)

  1. Наглядно-слуховые приемы:

- музыка, песни

  1. Тактильно-мышечные приемы:

- непосредственная помощь воспитателя

Практический метод

Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

- повторение упражнений без изменения и с изменениями

- повторение упражнений в игровой форме

- проведение упражнений в соревновательной форме

Прием - часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод.

Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно - зрительные приемы заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки; использований кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т.д. Тактильно - мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающее ощущение правильного мышечного тонуса).

Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа.

Наглядно - слуховые приемы представляют собой звуковую регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Д.В. Хухлаева считает, что использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка « эмоциональный подъем», желание выполнять движения.

Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры и т.д.; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной интонации, динамики и выразительности; считалки короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.

Примеры, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; самостоятельное применение их ребенком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение.

Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

Э.Я. Стеаненкова добавляет к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.

Информационно - рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку - осознанно их запомнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Этот метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным, т.к. оно не может научить ребенка мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.

Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях: рождает веру в свои силы, переживание радости самостоятельных маленьких «открытий», делает обучение более интересным и увлекательным; создает предпосылки для творчества; предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. А значит, позволяет повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях.

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка

Приемы мотивации

1. «Как взрослые» Побуждение к деятельности: будем как взрослые что-то выполнять (например, приседать) Цель приема: формировать самостоятельность. Алгоритм применения приема: Развитие стремления действовать как взрослые. Например: «Ты ведь большой, а большие приседают правильно, не балуются»

2. «Буду как…» Побуждение к деятельности: предложить представить себя как папа, мама, космонавт. Цель приема: Формирование зарождающихся общественно- ценных мотивов действия. Например: «Солдаты шагают строем друг за другом и высоко тянут колени»

3. «Помоги мне» Побуждение к деятельности: попросить детей собрать инвентарь. Цель приема : формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым. Алгоритм применения приема: предложить детям собрать из поролоновых кубиков стенку.

4. Использование игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (инструктор – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.        Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания.

Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию; динамическим процессом физиологического и психологического плана, управляющий поведением ребенка, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Таким образом, задача каждого воспитателя и инструктора по физической культуре  -  зажечь искру любви к спорту в каждом ребенке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оптимальной двигательной активности детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре

Формирование оптимальной двигательной активности детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре...

презентация на тему: "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"

Презентация на тему: Презентация на тему : "Методы и приемы мотивации детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре"...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»

laquo;Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»...

Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"

Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...

Методы и приемы мотивации детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре

Методы и приемы мотивации  детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре.Цель: определение методов и приемов мотивации детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культур...